Буран » Сб фев 09, 2019 8:45 am
Рогозин объявил, что создан самый мощный в мире "царь-двигатель" РД-171В для разрабатываемой ракеты-носителя "Иртыш". Кличка для двигателя так себе, учитывая, что царь-пушка не стреляла, а царь-колокол не звонил. Но бог с ней, с кличкой. Вопрос в другом: имеет ли смысл гордиться разработкой самого мощного двигателя?
Как я понял, РД-171В будет иметь тягу больше 750 тс. При этом "Иртыш" будет выводить на орбиту всего 17 тонн груза - меньше, чем сейчас "Протон". Правда, позже на его базе будет создана (если будет) сверхтяжёлая РН "Енисей", выводящая на орбиту 115 тонн.
Тем временем, фирма SpaceX разрабатывает двигатель "Raptor", имеющий тягу в 3 раза меньше: всего 250 тс. Но он будет установлен на ракете Starship, которая будет выводить на орбиту не меньшую нагрузку, а то и большую, чем "Енисей". И что-то мне подсказывает, что полетит эта РН раньше российской.
Маск использует схему с большим количеством двигателей, которые работают согласованно, частично дублируя друг друга, под управлением электроники. Похожая схема использовалась на советской ракете "Н-1", которая в итоге так и не полетела, несколько раз взорвавшись на стартовом столе. Правда, там двигатели не дублировали друг друга, да и управляющая ими электроника была так себе. А в США тупо сделали "Сатурн-V" с очень мощными двигателями, и она полетела. Сейчас мы, вроде бы, копируем эту успешную схему - но это схема 50-летней давности, ещё 4-го технологического уклада. А Маск использует технологии 5-го уклада, для которых характерны интеллектуальные системы управления, дублирование и многозадачность с переносом нагрузки. То есть, в общем-то, схему нашей ракеты Н-1, опередившей своё время, так же, как опередил время наш автоматизированный "Буран", успешно полетевший, но не востребованный современной космонавтикой.
В общем, давайте не тормозить и развивать самые современные технологии в космонавтике. И давным-давно пора подтянуть отечественную электронику.