николя писал(а):школьная реальность может как-то влиять(помогать,ухудшать,нейтрально) на базовое доверие к миру ?
Категорически нет. Поезд ушёл. Базовое на то и базовое, что формируется в самый ранний период, чуть ли не внутриутробно.
Остальные вопросы - не для моей слабой логики.
Надо подумать с усилием.
николя писал(а):И что для личности важнее изменить отношение к миру или слушать о неких знаниях ?
У всех, наверное, свои задачи. Отношение к миру - это свойство личности. А некие знания и слушание о них - это нечто поверхностное. Важнее
- знать, где знания получить в случае надобности, а не всё на свете знать.
николя писал(а):Разве эти этапы столкновения с социумом,понимание его законов и формирование своего отношения к ним - не есть социализация ?
Не знаю. Может быть.
николя писал(а):Разве тип всех этих процессов не задается типом организации школьного пространства ?
Очень абстрактно. Непонятно. Как именно организовано школьное пространство и какова роль этой организованности?
николя писал(а):Он(тип организации) не требует осмысления и переорганизации с учетом интересов личности,а не государства(как это сейчас) ?
От кого требует? Кто это сделает? Кто в этом заинтересован? В своё время нас учили, что воспитание - это специально организованный процесс передачи опыта от поколения к поколению. Я ещё, помнится, спорила, что воспитание идёт даже в случае отсутствия специальной организации процесса, на личном примере. Но я путала семейное воспитание, личностное - оно, действительно, на примерах больше идёт, - и общественное, тогда было коммунистическим.
Школьное воспитание как раз относится к процессам социализации и специально организовано. Оно преследует цели не личностные, а общественные. Если какая-то личность вмешивается в этот процесс и протаскивает свои личные цели, качества, интересы, тогда процесс воспитания, передачи её опыта начинает отличаться от обычного, системного, рутинного, и мы все восхищаемся: "Ах, какой учитель, воспитатель!" А в общем случае это невозможно.