Игры

Транзактный анализ Эрика Берна. Модель "Родитель - Взрослый - Ребенок".

Игры

Сообщение Light » Вс авг 31, 2008 1:09 pm

Берн в известной книге приводит такой список игр:

Пожизненные игры: Алкоголик, Должник, Побейте меня, Ну вот попался, негодяй!, Взгляни, что я из-за тебя натворил!.
Супружеские игры: Тупик, Суд, Фригидная женщина, Загнанная домохозяйка, Если бы не ты, Посмотри, как я старался!, Дорогая.
Игры в компаниях: Какой ужас!, Недостаток, Гость-разиня, Почему бы вам не... да, но!.
Сексуальные игры: Давайте сразитесь, Извращение, Динамо, Чулок, Скандал.
Игры уголовников: Полицейские и грабители, Как отсюда удрать?, Давайте надуем Джо.
Игры на приеме у психотерапевта: Оранжерея, Я только хочу помочь тебе, Бедняк, Крестьянка, Психиатрия, Глупыш, Убогий.
Хорошие игры: Трудовой отпуск, Поклонник, Приятно вам помочь, Местный мудрец, Они будут рады, что познакомились со мной!.

Сам Берн пишет о том, что невозможно создать конечный список игр. Что он описал только те игры, которые видел у своих пациентов. Вопрос заключается вот в чем: пытался ли кто-то систематизировать, классифицировать эти игры по каким-либо осонованиям? Какой современный взгляд на виды и список игр?
Аватара пользователя
Light
Активист
Активист
 
Сообщения: 626
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 2:48 pm
Откуда: Челябинск
Медали: 2
Пол: Женский

Игры

Сообщение gelo » Вс ноя 28, 2010 9:38 pm

Я думаю классификацию нужно начинать с дистанции в общении. Есть ритуал вхождения в дистанцию, а возникновение игр, вероятно, связано с ролевыми проблемами индивида.
Админы,как полупроводники,живут энергией своего комплекса.Зоной самоутверждения.Властуют давя
Аватара пользователя
gelo
Активист
Активист
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:21 pm
Откуда: Екатеринбург
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: методист психолог образов

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 2:42 pm

http://fan-d-or.livejournal.com/43078.html

То, что я описываю, я назвал "бёрновской (манипулятивной) игрой второго уровня" - фактически я описываю тут такую игру, которая использует классический "движок", изученный в транзактном анализе, но эта игра отличается от канонических, описанных во всех известных мне работах, самым радикальным образом.
Первое фундаментальное отличие - это "двухэтажность" сценария игры.
А второе - это принципиальная антиманипулятивность этой игры. То есть, совершенно иной финальный приз ожидает обоих игроков.

Где и как я заполучил эту игру - история отдельная и заслуживающая обязательного объяснения.
Главное же в том, что я играю в нее с достаточно раннего возраста - с 12 лет. Естественно, это всё делалось на уровне подсознания - а понять происходившее со мной раз за разом в течении многих лет я смог лишь с помощью Эрика Бёрна, то есть, гораздо поздней.

Итак, вот описание, которое я целиком заимствую из своей стародавней переписки (семилетней давности):

Последний вступительный комментарий: в описании используется понятие Близости. Имеется ввиду "Близость по Бёрну" - цитата из Бёрна о Близости тут: http://kit-fili.narod.ru/kit/burn_blizost.htm
Большая и очень продуктивная дискуссия о Близости состоялась однажды тут: http://forum.cofe.ru/showthread.php?s=& ... genumber=1
Очень правильно прочитать всю эту дискуссию целиком - однако она достаточно объёмна и потому потребует много времени. Потому лучше это сделать потом, после закомства со сценарием Игры-2. Собственно говоря, та дискуссия и этот пост про Игру-2 - грани одного явления и потому взаимно дополняющи.

1. Суть берновских Игр вкратце такова - на входе имеются Игроки, которых Игроками делают их привычные поведенческие паттерны. Что бы Игра сложилась, паттерны Игроков должны быть строго дополняющими друг друга - ход одной стороны вызывает ответный ход другой и если ход не сделан, то другая сторона ждет его, не совершая никаких поступков в контексте Игры.

Вторая особенность - это то, что на первом этапе одна сторона является активной, а вторая пассивной. Со стороны может казаться, что активная сторона - Охотник, а пассивная - его Жертва. Особеностью именно берновских Игр является обязательный переворот - истинной Жертвой оказывается бывший Охотник (Серый Волк), а Победителем в Игре - бывшая Жертва (Красная Шапочка).

При этом, призы распределяются так - победитель получает пакетик с леденцами (положительные эмоции в виде куража и иных приятных чувств), а проигравший - хороший пинок под зад в виде набора отрицательных эмоций. Почему положительные эмоции приз - и ежику ясно, а вот в чем сермяга Приза для истинной Жертвы, понять с точки зрения здравого смысла достаточно трудно - ну что приятного, что тебя пнули? На самом деле все просто: отрицательная эмоция так же, как и положительная, позволяет преодолеть сенсорный голод...

2. СуперИгрок или Ломатель Кайфа - Персональная Игра Фандора :)

Став ЧБ, да еще в нежном возрасте, когда Игры по настоящему еще не успели стать второй натурой (как это происходит практически со всеми нормальными людьми), я, казалось мне поначалу (после знакомства с Транзактным Анализом), избавлен от Игр. Но по некоторому размышлению я понял, что это не совсем рационально - Игры имеют очень большой смысл для психики, так как позволяют структурировать время за счет использования готовых шаблонов, что экономит психоэнергию.
Суждение о том, что мол Игр вообще у меня нет, вызывает подозрение - потому что следствием этого тезиса оказалось бы то, что я не использую шаблоны и тем самым живу все время на разуме, что очень энергозатратно. Поэтому я предпочел поискать в себе поведенческие шаблоны и... тут же быстро их обнаружил :)
Часть этих шаблонов сложилась в Игру, которая по структуре существенно напоминает бёрновские Игры, и, более того, активно их эксплуатирует в своем сценарии. Но в финальной стадии моя Игра - по сути, Главная Игра Моей Жизни (не больше и не меньше :) - отличается от канонического берновского описания знаком эмоций для всех участников.

Сценарий таков - я пассивно выжидаю хода соперника (хотя ожидание вообще то на самом деле вовсе не так уж и пассивно - с поведенческой токи зрения, сидение в засаде вполне активная акция). То есть, я по идее прикидываюсь на первом этапе потенциальной Жертвой и сижу в ожидании подходящего Охотника. Между прочим, если оного на горизонте долго нет, то вполне отчетливо ощущается скука ! :).

Назовем моего партнера Игроком 1, а я, соответственно, буду Игроком 2... Эту игру я считаю СуперИгрой, или Игрой 2, то есть Игрой второго уровня. Почему? Потому что сам по себе сценарий моей игры эксплуатирует любые игры первого уровня, играемые по жестким шаблонам. То есть, Охотник предъявляет мне какую либо свою привычную игру - и я начинаю подыгрывать именно ей. Здесь важно отметить творческую компоненту - надо ж подстроиться под что-то неожиданное. И поэтому начиная с первого этапа я уже извлекаю свой кайф!
Эта часть анализа выходит за рамки берновских тезисов, но я никогда и не молился ни на Бёрна, ни на что вообще - так что подход к анализу вполне синтетический.
Кроме того, здесь присутствует ДВА скрытых уровня - на нулевом уровне можно наблюдать формальные поступки - и Игрока 1, и Игрока 2. Для Игрока 1 существует подсознательный уровень - Уровень 1, на котором он и ведет свою Игру. Но поскольку истинным Охотником является Игрок 2, то у него свой уровень в подсознании - первый уровень я, как истинный ЧБ, (ЧБ - Человек Близости; про этот феномен разговор отдельный) читаю достаточно уверенно :)
Итак, игра ведется на РАЗНЫХ уровнях - и именно поэтому ее логично назвать Игрой 2...

Итак, я ПОДСТРАИВАЮСЬ под Охотника - привет НЛПерам! :) - и импровизируя, играю в рамках его сценария. Эта часть продолжается до момента, когда согласно берновским кондициям, должен произойти переворот, где Жертва и Охотник меняются местами. Маленькое уточнение - называя себя охотником, я чуточку забегаю вперед - на первом этапе я играю роль будущей Жертвы в кондициях сценария моего партнера. То есть, я как бы обещаю ему такой расклад, когда он получит в конце свои леденцы, а я позволю ему пнуть меня покрепче, получив свой пакетик п...лей. Сорри, за ненормативную лексику, но как то уж вырвалось - "пакетик леденцов" простимулировал второй приз тоже оформить в виде пакетика :))

Короче, я как бы обещаю, что у моего партнера по игре эмоции будут положительными, и он удовлетворит свою садомазохисткую компоненту именно садо, а не мазо... Введение в анализ садо-мазо нужно, так как на этом будет построена интрига переворота, осуществляемого мной по МОЕМУ сценарию.

Итак, мы с партнером ведем игру, следуя ЕГО сценарию, вплоть до точки переворота. Эта точка оформлена в канонической берновской Игре так, что Охотник должен совершить поступок, который можно использовать в качестве обвинения против него, что и позволит бывшей жертве удалиться торжествуя и с полным пакетом удовольствий. Естественно, что в этот момент жертва, которая по ее сценарию на самом деле то Охотник, находится в ПРЕДВКУШЕНИИ - сейчас, сейчас... сейчас мы оприходуем этого глупенького козлика... Возникает пауза - козлик не делает то, что от него ждут. Он не идет в ловушку! Он топчется возле нее, хитро посматривает на охотника - и не идет! :)

Вот тут то обозначается перелом в Игре и она начинает по формальным событиям уже следовать моему сценарию - сценарию истинного Охотника. Пауза из казалось бы запинки перерастает в нечто драматическое - как в хорошем спектале, она становится Паузой :)

Для Игрока 1 наступает первый момент истины - он начинает понимать, что что-то пошло не так, что где-то он прокололся и... и сейчас его по-видимому поимеют как следует :) То есть, он получает первый разрыв шаблона - сценарий его Игры порван. Он во фрустрации, но после некоторого замешательства он соглашается с новым раскладом, и как правило, готов за это заплатить - взять классический приз проигравшего в виде пинка.
Ведь игры не гнездятся в психике по одиночке и, как правило, играя в одних случаях Охотника, в других тот же субъект готов сыграть и Жертву. Во всяком случае, любой Игрок хорошо понимает Жертву - это понимание доступно на первом уровне подсознания и не вступает в противоречие с жизненными парадигмами. Сегодня поимел ты, а завтра поимеют тебя - в этом есть некая Высшая Справедливость, между прочим :)
И проигравший Игрок 1 покорно принимает "позу подчинения" и подпускает к себе Игрока 2 для того, что б тот отвесил "заслуженную" оплеуху... Игрок 2, то бишь я, подходит на дистанцию психологической близости, и... вот тут то наступает настоящая кульминация именно этой Игры!

Я ведь есть не просто Игрок - я есть ЧБ и если приближаюсь на расстояние Близости, то вовсе не для того, что б отвесить оплеуху. Я действительно приближаюсь к застывшему в ожидании Игроку 1 и... и опять застываю в паузе.
На этот раз пауза совсем другого характера - я ищу взгляд (и фигурально, и подчас совершенно буквально)... Игрок 1 стоит потупившись (в психологическом плане) - он замкнут на себя и ждет, что б экзекуция побыстрей кончилась.
Новую паузу он воспринимает поначалу, как изощреную экзекуцию, но через некоторое время он ОПЯТЬ начинает ощущать, что что-то не так, что-то не по ЕГО понятиям происходит - он в растерянности начинает оглядываться в окружающем его мире и... и обнаруживает меня, стоящим близко-близко, что всегда казалось ему потенциально опасным и он никогда и никого не подпускал на эту дистанцию Близости - только если кто-то более старший по социальной лестнице прорывался, что б наказать зарвавшуюся омегу... и вот я - рядом, но я улыбаюсь! Я не пытаюсь отвесить стандартную оплеуху!!

Начинается разрыв шаблона 2. На этот раз разрыв происходит на более глубоком уровне – рвется шаблон жизненных убеждений, а не банальной игры... Естественно, что тут у Игрока 2 начинает бурлить дикая смесь страха и надежды – страх привычно-игровой, а надежду вселяю ему я. Это нечто новое и не бывалое - и он недоуменно трясет головой, и, главное, сам начинает искать мои глаза - ведь ответить на вопрос о том, что произошло, могу только я. И он сам переходит в активную позицию, ища контакт настоящий, а не игровой...
И это - МОЙ ПОДАРОК ЕМУ ! Новый мир, новые взаимотоношения... Таким макаром я приобретаю себе друзей :) Ну, и врагов, естественно, тоже - не все ведут себя в означенной ситуации так, как описано. Большинство, но не все - некторые все же не в состоянии перейти к Близости и подозревают во всем новый подвох - которого на самом то деле вовсе нет...
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение gelo » Сб апр 30, 2011 6:43 pm

Это существенно дополняет мои выкладки двенадцатилетней давности, некие формулы лишенные статистики... Так и не собрался наработать. Суета сует. А вы молодец!
Админы,как полупроводники,живут энергией своего комплекса.Зоной самоутверждения.Властуют давя
Аватара пользователя
gelo
Активист
Активист
 
Сообщения: 438
Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:21 pm
Откуда: Екатеринбург
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: методист психолог образов

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 7:41 pm

Есть ещё описание игры "Конфетка" - только вот текста под руками нету. Куда то в цифровые бездны канул за прошедшие годы :shock:

Название происходит из эпизода в старом фильме по повести Веры Пановой "Серёжа": http://youtu.be/zFYAR42_DFc
Только в фильме использован самый экстремальный и нетипичный вариант - обычно же дело заканчивается слезами обманутого.

Но та игра, которую мне удалось описать, состоит всё же в другом - и она, как и предыдущая игра второго уровня также оказывается неканонической (не описанной у Бёрна).
Для меня было настоящим откровением, когда я поймал через собственную фрустрацию откровение, что в эту игру можно играть вовсе без живого партнёра :shock:
Сущность всех эмоций не меняется, если ожидаемую радость нам обломает вовсе не какой-нибудь придурошный дядяпетя, а просто сложившиеся обстоятельства. Например, я обнаружил абсолютно идентичную психоэмоциональную реакцию, приехав однажды в книжный магазин за давно разыскиваемой книжкой и нарвавшись на санитарный день. Моё разочарование было чистым и незамутнённым - но всё же мне удалось уловить во вкусе фрустрации нечто знакомое. И вот из этого и удалось вытянуть всю схему: Игра начинается с возбуждения неких "праздничных" ожиданий - и за них не обязательно ответственен внешний Ирок. Главный Игрок - в нас! :cry: :shock:
А вот вся остальная психоэмоциональная структура - полностью идентична той чисто бёрновской Игре, которую можно нарисовать из киношного эпизода (отбросив парадоксальный поступок пацанёнка, рвущего напрочь привычные шаблоны).
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение vale » Сб апр 30, 2011 7:49 pm

Fandor писал(а):При этом, призы распределяются так - победитель получает пакетик с леденцами (положительные эмоции в виде куража и иных приятных чувств), а проигравший - хороший пинок под зад в виде набора отрицательных эмоций


ведущий игру не обязательно получает положительные эмоции.
цель его игры - получить подтверждение жизненной позиции (одобрение родителя), но при этом он может испытывать и негативные эмоции - гнев, ощущение собственной никчемности, вину и т. д.
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 8:19 pm

Это и не оспаривается - просто текст заимствован из того места, где он доступен непосвящённым в тонкости психологии. Потому для них сделано упрощённое описание сущности игр... 8-)
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение vale » Сб апр 30, 2011 8:55 pm

Fandor

этим вы сильно исказили суть игры как таковой.
честно говоря, после такой интерпретации, я уже без особого интереса дочитывала остальную часть поста, как построенную на ложной посылке ).
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 9:04 pm

То есть, вы предлагаете сыграть здесь с вами в вашу игру по вашим правилам? :Yahoo!:
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение vale » Сб апр 30, 2011 9:09 pm

Fandor

и каковы признаки начатой мной игры? )
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 9:17 pm

Ну, хотя бы наличие эмоциональной реакции - о которой вы сообщаете оппоненту. Это уже классическая манипулятивная игра, построенная, правда, на не разработанных пока ещё в ТА ранговых преференциях. Тем не менее, это именно игра - потому, что существует совершенно определённый сценарий тех шагов, которые обязаны делать игроки.
:evil: :Yahoo!:
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение vale » Сб апр 30, 2011 9:28 pm

Fandor

нет, это сообщение было сделано из близости.
она как раз и подразумевает сообщение о чувствах.
у меня возникло предположение, что вы ищите игры там, где их нет.

сейчас вы затеваете игру со мной, но она у меня вызывает скуку и дискомфорт.
как буд-то навязывается противостояние, в котором у меня в общем-то нет желания учавствовать.
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 10:15 pm

vale писал(а):Fandor

сейчас вы затеваете игру со мной, но она у меня вызывает скуку и дискомфорт.
как буд-то навязывается противостояние, в котором у меня в общем-то нет желания учавствовать.

Но разве о своём нежелании участвовать надо обязательно сообщать?

А вот чувство фрустрации, которое вы упомянули (скука и дискомфорт) является первым симптомом сорванной игры :cry:
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение vale » Сб апр 30, 2011 10:33 pm

Fandor писал(а):А вот чувство фрустрации, которое вы упомянули (скука и дискомфорт) является первым симптомом сорванной игры


:D
это мой устойчивый паттерн, по которому я определяю, что меня втягивают в игру, которая не относится к числу "любимых"
сообщаю об этих чувствах, чтобы не вариться в них )
а ваш ответ предсказуем, как и желание интерпретировать все мои слова как игровые.
скука - именно от того, что вы - не предъявляете себя "живого", а находитесь в роли.
а так же от того, что мои, вполне живые переживания как бы игнорируются.

кстати, как вы понимаете близость? )
Let the sky fall, when it crumbles
We will stand tall and face it all together
Аватара пользователя
vale
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 33209
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 1:11 am
Медали: 6
Пол: Женский
Соционический тип: Габен
Тип по психе-йоге: Ахматова (ВЭЛФ)
Темперамент: Сангвиник

Игры

Сообщение Fandor » Сб апр 30, 2011 11:46 pm

Обратите внимание: "Тем не менее, это именно игра - потому, что существует совершенно определённый сценарий тех шагов, которые обязаны делать игроки." - это предсказание было сделано несколькими постами выше.

Как мы видим - коммуникация пошла по этому, заранее предсказанному пути.
Развитие игрового варианта предопределено вашими ответами в коммуникации - игры с вашим коллегой, ответившим мне на мой пост ранее вас, не произошло. А с вами - пошла игра. Причём, предсказанная мной совершенно конкретно.

Самое забавное в том, что это идёт в треде, в котором детально описана моя игра. :add13

скука - именно от того, что вы - не предъявляете себя "живого",


Себя живого можно предъявить только при условии безопасности - которое в данном случае для меня категорически не обеспечивается после вашей первой реплики, содержащей замаскированное (но не слишком) нападение. Именно поэтому в следующей же репликея обозначил ситуацию, как чисто игровую. И как видим, развитие коммуникации пошло именно по этому сценарию.

UPD: подчеркну ещё раз - в данном случае манипуляция и контрманипуляция разворачиваются на почве, не описанной в ТА. В основе Игры лежит сценарий, инициируемый стремлением к доминированию. :evil:

кстати, как вы понимаете близость?


Если коротко - то так же, как это понимал Эрик Бёрн: http://kit-fili.narod.ru/kit/burn_blizost.htm

Если боле развёрнуто - то это изложено тут: http://forum.cofe.ru/showthread.php?s=& ... genumber=1
Моё появление на сцене происходит не в первом акте - но прочитать стоит с самого начала, что б понять позицию моих оппонентов, из чего моя позиция будет определена более точно.
Fandor
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: Сб апр 30, 2011 2:22 pm
Пол: Мужской
Темперамент: Сангвиник

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Транзактный анализ

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, GoGo [Bot], Google [Bot], Selfhood, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs, на лошади весёлой