Р

РОБЕРТСОН-СМИТ

Сообщение психологический словарь » Вс июл 18, 2010 10:01 am

РОБЕРТСОН-СМИТ (Robertson-Smith) Уильям (1846—1894) — английский историк, востоковед и семитолог. Исследовал возникновение и распространение дохристианских культов, в том числе и культ дохристианского Иисуса. Рассматривал культ как субстанцию любой религии.


Квалифицировал магию как особый вид первичного религиозного и дологического чувства и начальную ступень развития религии. Исследовал религию семитов, происхождение и развитие религиозных верований, жертвенных (тотемистических) трапез и ритуалов. Выдвинул идею о приоритете ритуала перед мифом, которая составила основу концепции ритуального происхождения культуры, в дальнейшем развивавшуюся его учеником и другом Дж. Фрэзером и их последователями.


Оказал воздействие на формирование и разработку З. Фрейдом психоаналитических теорий культуры и религии. Автор книги "Религия семитов", 1889 и др. работ.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОДЖЕР БЭКОН

Сообщение психологический словарь » Ср июл 21, 2010 1:57 am

РОДЖЕР БЭКОН (Roger Bacon) (около 1214 — после 1294) — философ и естествоиспытатель, представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: "Большое сочинение" ("Opus Majus"), "Малое сочинение" ("Opus Minus"), "Третье сочинение" ("Opus Tertium"), "Компендий философии" ("Compendium Studii Philosophiae") и др. Р.Б. полагал, что существуют три способа познания: авторитет, который опирается на рассуждение, и опыт, на котором основывается всякое знание.


Уделяя большое внимание "опытной науке" как "владычице умозрительных наук", Р.Б. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р.Б. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Математика как "естественная" логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им "школьной" — схоластической — логике, которую он отождествляет с грамматикой. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. Р.Б. различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и интерпретируемый Р.Б. в духе мистического озарения у


Августина; и праопыт, которым Бог наделил "святых Отцов" Церкви. Познание не мыслится Р.Б. без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества Р.Б. видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но находить лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям.

В вопросе об универсалиях Р.Б. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Р.Б. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что "священники знания" — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла


Божественного откровения, содержащегося в Евангелии; выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Учение Р.Б. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об "опытной науке", достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.

А.Р. Усманова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОДЖЕРС

Сообщение психологический словарь » Пт июл 23, 2010 7:35 pm

РОДЖЕРС (Rogers) Натали (р. 1928) — американский психолог и психотерапевт, автор человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Дочь К. Роджерса. Получила образование в ун-тах ДеПоу, шт. Индиана (бакалавр, 1948), Брэндейс, шт. Массачусетс (магистр, 1960), Саммит, шт. Луизиана (д-р философии, 1993). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в


Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. В период с 1974 по 1995 г. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по клиент-центрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человеко-центрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом, К. Роджерсом, была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. Основные этапы профессионального и личностного становления получили отражение в автобиографической монографии "Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени двумя изданиями ("Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions".


Personal Press, 1980; 1989) и переведенной на пять языков. В 1984 г. Н. Роджерс основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" — кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития.

В последствии эта организация была преобразована в Институт человеко-центрированной экспрессивной терапии (г. Санта Роза, шт. Калифорния), в котором Р. продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Р. сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях шт.


Калифорния (Институт трансперсональной психологии, ун-ты Сан-Франциско, Джона Ф. Кеннеди, Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, в которых центром обсуждения являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации. Терапевтическая система, разработанная Р. и в систематическом виде представленная в ее монографии "


;Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" ("Creative Connection. Expressive Arts as Healing", 1993), представляет собой синтез человеко-центрированного подхода, разработанного К. Роджерсом, с различными методами и техниками арт-терапии.


Экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих выражать элементы внутреннего мира человека, актуализировать его творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен "творческой связи" (creative connection), заключающийся во взаимоусилении их терапевтических эффектов. В рус. пер. изданы статьи Р. в журнале "Вопросы психологии": "Творчество как усиление себя", 1990; "Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств", 1995.

А.Б. Орлов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЖНОВ

Сообщение психологический словарь » Пн июл 26, 2010 12:31 pm

РОЖНОВ Владимир Евгеньевич (1918—1998) — российский психотерапевт. Д-р медицинских наук (1956), профессор (1965). Окончил военный факультет 2-го Московского медицинского ин-та (1942) и до окончания ВОВ работал общевойсковым врачом в действующей армии.


После демобилизации учился в аспирантуре (1946—1949) Института психиатрии АМН СССР. В 1949—1952 гг. работал ассистентом кафедры психиатрии 2-го Московского медицинского ин-та. Учился в докторантуре при клинике С.С. Корсакова 1-го Московского медицинского ин-та. После 1956 г. работал с.н.с. Института психиатрии АМН СССР. С 1957 г. заведовал клиникой алкоголизма и был заместителем директора по науке Института судебной психиатрии им. В.П. Сербского. В 1966—1994 гг. заведовал кафедрой психотерапии Центрального ин-та усовершенствования врачей. С 1972 г. читал лекции по психоанализу в общем курсе психотерапии. Квалифицировал фрейдизм как "псевдонаучную трактовку психических явлений". Разрабатывал концепцию эмоционально-стрессовой психотерапии.


Автор большого числа работ по проблемам психотерапии, пограничных состояний, бессознательного, критике психоанализа, истории психотерапии и др. Гл. ред. и автор глав "Руководства по психотерапии", 1974.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗАНОВ

Сообщение психологический словарь » Вт июл 27, 2010 10:25 pm

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856—1919) — российский философ и литератор. Окончил Нижегородскую классическую гимназию (1878) и историко-филологический фак-т Московского ун-та (1882). В 1882—1893 гг. работал учителем истории и географии в гимназиях Брянска, Ельца и Белого. В 1893—1899 гг. состоял чиновником седьмого класса в


Государственном контроле (Петербург). В 1899 г. вышел в отставку. Стал постоянным сотрудником газеты А.С. Суворина "Новое время" (до 1917). В 1890-х гг. публиковал (в том числе под псевдонимами) различные статьи в газетах и журналах. Активно интересовался проблемой пола и с 1890-х гг. относился к ней как к главной проблеме своего творчества. Предложил понимание пола как космического и теистического жизнеполагающего начала и всеобщего принципа жизни.


Автор книг: "О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (1886); "Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского" (1894); "Статьи о браке" (1898); "Сумерки просвещения" (1899); "Религия и культура" (1899); "Природа и история" (1899); "В мире неясного и нерешенного" (1902); "Семейный вопрос в России" (т. 1—2, 1903); "Люди лунного света: Метафизика христианства" (1911) и ряда др. работ по проблемам пола, брака, семьи.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗЕНБЛЮМ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 31, 2010 9:22 pm

РОЗЕНБЛЮМ Анатолий Иосифович (д.н. — 1937) — российский психолог, специалист в области индустриальной психологии, дифференциальной психологии, тестологии. Сотрудник Всеукраинского ин-та труда (ВУИТ, г. Харьков). Возглавлял секцию измерения квалификации отдела профотбора ВУИТ, а также кабинет профессиональной экспертизы при Харьковской бирже труда.


Репрессирован и погиб в 1937 г. Работал под руководством М.Ю.


Сыркина, адаптировал зарубежные тесты на оценку интеллекта у детей как показателя обучаемости ("Измерение интеллекта" / Труды ВУИТ / без года и места издания). Участвовал в разработке вопросов совершенствования проектирования организаций, рационализации управления; предложил оригинальные критерии рационального состава трудовых задач при оценке существующих и проектировании новых видов труда, трудовых постов ("О задачах и путях психотехнической рационализации профессий" // "Советская психотехника", 1932). В области профподбора создал методики экспертизы уровня квалификации для 80-ти профессий и специальностей, разрабатывал методологию и методы оценки уровня квалификации, отвечающие требованиям критериально-ориентированных тестов. Автор трудов: "О кабинетах профессиональной экспертизы" // Вопросы труда, 1929; "Методология и методика измерения квалификации" / На психотехническом фронте. Материалы к 1-му сьезду Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии, 1931.

О.Г. Носкова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗЕНТАЛЬ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 03, 2010 3:23 am

РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Роберт (р. 1933) — американский психолог, специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии, психологии образования, методов оценки и измерения. Дал описание "эффекта Пигмалиона". Образование получил в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (бакалавр, 1953; доктор, 1956). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя ун-та Северной Дакоты (1957—1962) и продолжил в Гарвардском ун-те (профессор социальной психологии с 1967).


Был избран президентом Психологической ассоциации Северной Дакоты (1967), был членом Общества экспериментальной социальной психологии, работал как клинический психолог. С 1992 г. — руководитель отдела психологии (Массачусетс). Чл. редкол. десяти ведущих американских психологических журналов. Имеет многочисленные награды, в том числе "За выдающийся вклад" (Массачусетс, 1979); награда Винера (Манитобский университет, 1979) и др. Наибольший интерес вызвали исследования Р., посвященные роли исполнения прогнозов в быту и в лабораторных условиях. На примере анализа психологических экспериментов с людьми Р. показал сходство полученных результатов с исследованиями "исполнения предсказаний" в известном деле "Умного Ганса" (лошади, принадлежавшей мистеру фон Остену). Р. одной группе студентов сообщал, что они будут работать с крысами, обладающими высоким интеллектуальным уровнем, а другой группе говорил, что их крысы плохо обучаются.


>И хотя на самом деле крысы раздавались наугад, группа с "интеллектуальными" крысами сообщила о лучших результатах прохождения лабиринта, чем группа с "тупыми" крысами. Р. назвал этот феномен "эффектом Пигмалиона" и предположил, что подобный эффект можно наблюдать и в образовании, когда надежды педагогов ненамеренно определяют достижения учащихся, улучшая или ухудшая их. Последующие эксперименты Р. подтвердили это предположение, выявив роль тонкой невербальной коммуникации в отношениях между учителем и учеником, врачом и пациентом, менеджером и исполнителем, психотерапевтом и клиентом, а также между мужчинами и женщинами в небольших трудовых коллективах и малых социальных группах. Для этих экспериментов Р. разработал широко теперь применяемый метод измерения восприимчивости к невербальному общению. Он также анализировал источники артефактов в исследованиях поведения и различных количественных измерительных процедурах.


В области анализа данных изучал возможности анализа вариативности, контрастного анализа и метаанализа. Р. автор большого количества трудов, в том числе монографий: "Experimenter Effects in Behavioral Research", 1966, 1976; "Pygmalion in the Classroom: Teacher Expectation and Pupils" (with L. Jacobson), 1968; "The Volunteer Subject" (with R.R. Rosnow), 1975; "Sensitivity to Nonverbal Communication: The PONS Test" (with Hall, DiMatteo, Rogers, Archer), 1979; "Meta-Analitic Procedures for Social Research", 1984.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗЕНЦВЕЙГ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 05, 2010 11:07 am

РОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Саул (р. 1907) — американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор ун-та Сент-Луис.


Разработал теорию фрустрации, в которой постулировалось, что защита от фрустрации, возникающая у индивида на пути к достижению цели, при столкновении с труднопреодолимыми препятствиями, может осуществляться на трех уровнях: 1) клеточном (активация иммунной системы); 2) организмическом (физиологические и психологические реакции на стресс, такие как, например, страх); 3) кортикальном, на котором проявляются те или иные реакции личности (прежде всего агрессия). Фрустрирующие ситуации, в ответ на которые возникают реакции кортикального уровня, бывают двух типов: 1) ситуации — препятствия ("эго-блокинговые") и 2) ситуации — обвинения ("суперэго-блокинговые"). Личностные же реакции могут быть следующего типа: 1) экстрапунитивные (агрессия направлена против других людей или на предметы); 2) интропунитивные (самоагрессия в форме, например чувства вины); 3) импунитивные (агрессия минимальна, т. к. препятствие воспринимается как в принципе преодолимое. Кроме того, в данных личностных реакциях могут делаться акценты: препятственно-доминантные (на препятствиях), самозащитные (на самого себя) или необходимо-упорствующие (на целях). В рамках этой теории создал тест — рисуночную методику фрустрации (тест Розенцвейга). Автор книг: "The picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration" // J. of Personality, 1945; "Psychodiagnostics". 1949.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ МЕТОДИКА

Сообщение психологический словарь » Сб авг 07, 2010 12:32 pm

Розенцвейга рисуночной фрустрации методика (Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Стимульный материал Р. р. ф. м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации преходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума.


Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты, мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интрапунитивные — реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности во фрустрирующих ситуациях, на основе стандартных ответов рассчитывается "показатель групповой конформности", позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида. Р. р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик.


Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др.

Л.Ф. Бурлачук

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЗЕНШТОК-ХЮССИ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 08, 2010 10:26 pm

РОЗЕНШТОК-ХЮССИ (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического принципа.


Родился в либеральной еврейской семье, в 1906 пережил религиозный кризис и крестился. Рано и успешно начав академическую карьеру, Р.-Х. постепенно отошел от чисто теоретической деятельности, совмещая теоретические изыскания с сугубо практическими и организационными вопросами.


Участвовал в Первой мировой войне в качестве боевого офицера, в 1919-1921 - главный редактор газеты автомобильного завода "Даймлер-Бенц" в Штутгарте, в 1921 основал и до 1923 возглавлял Рабочую Академию во Франкфурте-на-Майне, в 1925 избран вице-президентом Всемирной Ассоциации образования взрослых, в 1928-1930 организовывал добровольческие трудовые лагеря для совместного сельскохозяйственного труда рабочих, крестьян и студентов в условиях экономического и политического кризиса. Впоследствии этот опыт был перенесен Р.-Х. в США, куда он переселился в 1933 сразу же после прихода к власти в Германии нацистов. Эта и другие инициативы Р.-Х. послужили основой для создания американского "Корпуса мира". В 1934-1936 Р.-Х. имел профессуру в Гарвардском университете, а с 1936 и до выхода на пенсию в 1957 занимал должность профессора Дартмутского колледжа (г.


Хановер, штат Нью-Хэмпшир). Р.-Х. - автор многочисленных статей и книг. Наиболее значительные среди них - монографии "Европейские революции и характер наций" (см.), "Социология" (см.), а также двухтомное собрание этапных статей за все время активной творческой деятельности "Язык рода человеческого" (1963-1964). Кроме того, многие лекции Р.-Х. в Дартмутском колледже были записаны его студентами на магнитную ленту и сейчас доступны и в виде фонограмм, и в виде распечатанных на бумаге текстов. Помимо христианства Р.-Х. испытал влияние различных духовных тенденций, прежде всего иудаизма, философии Гераклита, немецкой трансцендентально-критической философии конца 18 - первой трети 19 в., Фейербаха, концепции И.Г. Гамана, холизма и идей мыслителей, которых он называл "дизангелистами", т.е. "вестниками катастрофы", в противоположность "евангелистам" - носителям "благой вести", и которых резко критиковал - Дарвина, Маркса (см.), Ницше, Фрейда (см.).

Прихотливая и своеобразная мысль Р.-Х. с трудом поддается классификации и совершенно не вписывается в академические схемы. Свой стиль, противостоящий "систематическому" и "эссеистскому", Р.-Х. называл "постсистематическим" и "пост-афористическим", предполагающим наличие не "коллег", а "друзей". Характерной особенностью подавляющего большинства работ Р.-Х. является сочетание основательного исторического анализа с учетом состояния, тенденций и противоречий современной культуры.


При этом фоном всех его исследований неизменно оказывается проблема условий совместного существования людей, равно как и условий выживания человечества. Вся концепция Р.-Х. после мучительных и длительных сомнений ее творца была названа им самим "социологией", хотя в ее рамках основы общепринятого понимания социологии стали объектом серьезной критики. "Социология" Р.-Х. и содержит суть его концепции, резко отличающейся от традиционных принципов философского дискурса и представляющей собой альтернативу постмодернистским образцам нетрадиционного мышления.

Историческая концепция Р.-Х. служила для него основой осмысления истоков и критики метафизики, во многом близкой позициям Хайдеггера. Однако в своей позитивной части эта критика радикально отличается от поздних хайдеггеровских проектов и связанных с ними постмодернистских моделей деконструкции, равно как и от принципов шизоанализа и ризоматики. Речь идет об особой, основанной на диалогическом принципе концепции преодоления метафизики, в ряде пунктов сильно расходящейся даже с аналогичными концепциями других "диалогистов".

При жизни взгляды Р.-Х. были известны лишь немногим его друзьям и студентам, хотя и оценивались высоко такими "властителями дум" двадцатого столетия, как П. Тиллих (см.), Л. Мэмфорд (см.) и Х. Кокс. Концепция языка Р.-Х. оказала сильное влияние на выдающегося американского поэта У.Х.


Одена, а через него, возможно, на И. Бродского. В целом Р.-Х. до сих пор остается маргинальным мыслителем, а его идеи проникают в современную гуманитарию главным образом через посредство его немногочисленных учеников и последователей. См. также: "Социология" (Розеншток-Хюсси), "Европейские революции и характер наций" (Розеншток-Хюсси).

А.И. Пигалев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЛЕВАЯ ИГРА

Сообщение психологический словарь » Ср авг 11, 2010 10:46 am

Ролевая игра — техника, используемая в различных психотерапевтических подходах: клиент, или психотерапевт, или оба вместе проигрывают ситуацию, являющуюся проблемной для клиента, чтобы опробовать новые стили поведения.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЛИ ПОЛОВЫЕ

Сообщение психологический словарь » Пт авг 13, 2010 12:11 pm

Роли половые — нормативные ожидания, требования, предъявляемые обществом, культурой к мужчинам и женщинам в разных видах деятельности (семейные отношения, трудовые функции, распределение авторитета и власти в публичной и домашней сфере и т.д.). Р. п. воспроизводятся и передаются из поколения в поколение посредством дифференцированной по полу системы социализации (половая социализация) и закрепляются с помощью полового символизма и культурных стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной системы Р. п. формирует его половую идентичность, с которой соотносится его самосознание и социальное поведение. Хотя дифференциация Р. п. имеет некоторые кросс-культурные константы, связанные с общими свойствами полового диморфизма, ее конкретное содержание в разных обществах и средах существенно различно. При сравнительно-историческом изучении Р. п. нужно учитывать степень поляризации мужских и женских ролей в разных видах общественно-трудовой, семейной и символически-обрядовой деятельности; специфическое содержание этих ожиданий и предписаний; насколько они жестки и институционализированы; как соотносится половозрастное разделение труда с иерархией мужских и женских социальных статусов (половая стратификация); допускаются ли индивидуальные вариации, отклоняющиеся от нормативной дифференциации Р. п., и т.д. Особый аспект проблемы — дифференциация сексуальных ролей, наличие разных для мужчин и женщин норм, правил и образцов сексуального поведения (двойной стандарт). Социология и историко-антропологические науки изучают закономерности формирования, функционирования, изменения и развития системы Р. п. и стереотипов в социуме. Психология исследует процессы и механизмы их усвоения и преломления в половой идентичности. Педагогические науки обсуждают стратегию половой социализации, следует ли воспитывать мальчиков и девочек по-разному, в духе привычных полоролевых предписаний, или стараться преодолевать их, и как именно это делать. В традиционных обществах система Р. п. обычно отличается определенностью и жесткостью, хотя она отнюдь не одинакова в разных культурах. В современном обществе, в связи с эмансипацией женщин и общим плюрализмом, традиционная дифференциация Р. п. переживает радикальную ломку. Этот процесс неодинаково протекает в разных социальных институтах и средах, вызывая много трудностей и порождая ожесточенное сопротивление различных слоев общества.

И.С. Кон

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЛС

Сообщение психологический словарь » Пн авг 16, 2010 5:06 am

РОЛС (Rawls) Джон (р. в 1923) — американский философ, автор концепции неоконтрактуализма. Учился в Принстонском и Оксфордском университетах. Преподавал (до 1993) политическую философию в Гарвардском университете. Основные сочинения: "Теория справедливости" (1970), "Политический либерализм" (1993) и др. Возродив традиции исследований в сфере политической философии, Р. утверждал, что для данной общественной дисциплины понятие "справедливость" должно обрести категориальный статус, сопоставимый с положением терминов "истина" для гносеологии и логики и "красота" для эстетики. ("Справедливость, по мысли Р., есть первая необходимость социальных институтов, как истина — для научной системы".) Акцентируя свое внимание на политическом (а не метафизическом) измерении "справедливости", Р., тем не менее, ясно простроил границы для всех соответствующих концепций рационалистического типа. По своему характеру теория "справедливости" Р. явно противопоставлена моделям утилитаризма. По убеждению Р., утилитаристское стремление к наибольшему благосостоянию для наибольшего числа людей необходимо ведет ко всевозрастающей зависимости индивида от общества. А такое положение дел, когда один человек является заложником другого или социального большинства, с точки зрения Р., недопустимо. Одним из опорных пунктов построения теории справедливости у Р. выступает идея "изначальной позиции" индивидов при выработке социальных договоренностей, предполагающая исходное равенство людей.

Как отмечает Р., "мы должны каким-то образом смягчить негативное действие тех обстоятельств, которые толкают людей использовать природные блага и социальные обстоятельства в собственных интересах. Стороны не знают, какие есть альтернативы и как они влияют в каждом особом случае, поэтому члены общества обязаны оценивать принципы, исходя из общих рассуждений... Стороны не интересуются особыми фактами: никто, более того, не знает собственного места в обществе, т.е. социального статуса, как и собственной силы или ума.


Ни собственной концепции блага, ни рационально обоснованного жизненного плана, ни даже знания собственных психологических характеристик, как например, склонность к риску, пессимизму или оптимизму, у нас часто нет. Из этого я заключаю, что стороны не знают особых обстоятельств социальной жизни". В рамках данной позиции, согласно Р., всех-уравнивающее и всеусередняющее невежество приемлемо для каждого: никто не ведает собственного интереса, все рациональны и обоюдно бескорыстны.

По версии Р., "завеса невежества лишает человека всего того, что толкает его к выбору гетерономных начал. Стороны обретают социальное единство только как свободные, равные и разумные существа, ибо только им известны обстоятельства, делающие насущными принципы справедливости". Важное место в подходе Р. занимает также "индивидуализм", который, по Р., центрируется на признании того, что индивиды принципиально различны во всем мыслимом спектре своих характеристик (для утилитаристов же индивид являет собой цельный фокус локализации блага и полезности). Главное же отличие между людьми, согласно мысли Р., состоит в том, что именно каждый индивид рассматривает в качестве личного блага и блага как такового. Р. выносит за рамки собственной схемы тип социума, в котором людям навязаны жестко универсальные нравственные идеалы, — предметом его анализа призваны выступать плюралистические общества. ("Индивидам не просто разрешено или запрещено делать что-то, правительство следует законным образом обязать не препятствовать свободе людей думать самостоятельно".) Основной целью "теории справедливости" Р. полагал адекватную реконструкцию процедур распределения справедливости и благ в обществе.

Для Р. значима не столько максимизация полной или средней общественной полезности, сколько параметр "честности" в этих процессах. Р. утверждал, что: а) "каждый имеет равное право на свободу, совместимую фундаментальным образом с такой же свободой других" (принцип "равной свободы"); б) всякая ценность (блага у Р. не что иное, как Божий дары) должна быть доступной для любого индивида (принцип "равной доступности"); в) "экономическое и социальное неравенство, как например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищенных членов общества" (принцип "различия").

Несущая конструкция теории Р. — категория "справедливости" — предполагает, что она должна сопрягаться с базовыми структурами общества, эффективно конституирующими социальный порядок в целом. "В демократических государствах, — отмечает Р., — некоторые политические группы, оказавшись у власти, стремятся подавить конституционные свободы; есть также и среди тех, кто преподает в университетах, противники индивидуальной свободы... Справедливость не должна требовать жертвы самоотречения, но когда действует конституция, нет никакого основания отказывать нетерпимым в свободе". Рассматривая проблему реальности и стабильности общества "социальной справедливости", Р. утверждает, что такой тип социума возможен ("реален") потому, что: 1) рационально мыслящие и честные люди способны придерживаться принципов справедливости (ср. с теорией "общественного договора" Руссо); 2) "сильные индивиды", осуществляющие свой перспективный выбор в ситуации "завесы невежества" (отсутствия реального представленияо собственном статусе в будущем), аналогично примут соответствующие "правила игры" (ср. с деонтологическими идеями


Канта). Достижимость же "стабильности", становящейся не более чем одной из вероятностей в случае разрушения "завесы невежества", Р. обосновывает посредством использования современных теорий рационального выбора. По его мнению, "рациональные" (rational) люди, осуществившие верный политический (не метафизический и не моральный) выбор в пользу принципа справедливости, выступают уже "разумными" (reasonable) индивидами. Последние руководствуются уже не утилитаристским принципом максимизации общей или усредненной социальной полезности, но ориентируются на максимизацию блага для наименее привилегированных членов общества ("максиминимизирующий" принцип выбора, по мысли Р.).

В политическом измерении, как полагал Р., это обеспечивает обществу "перекрывающий консенсус", сопряженный с разумным плюрализмом. (По мнению Р., "то, что одни — в нужде, а другие в это время процветают, возможно и полезно, но несправедливо".) Отвечая на критику Хабермаса (материалы дискуссии с которым были опубликованы в 1995), полагавшего, что полное воплощение в жизнь принципов справедливости как честности означает конец конституционному развитию как таковому, Р. заявил, что это вполне приемлемое состояние общественного организма. Тем не менее, по убеждению Белла, модель Р. являет собой не что иное, как "грандиозную попытку" оправдать этику социализма.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЛС

Сообщение психологический словарь » Чт авг 19, 2010 2:20 am

РОЛС (Rawls) Джон (р. 1923) - американский философ, автор концепции неоконтрактуализма. Учился в Принстонском и Оксфордском университетах. Преподавал (до 1993) политическую философию в Гарвардском университете. Основные сочинения: "Теория справедливости" (1970), "Политический либерализм" (1993) и др.

Возродив традиции исследований в сфере политической философии, Р. утверждал, что для данной общественной дисциплины понятие "справедливость" должно обрести категориальный статус, сопоставимый с положением терминов "истина" для гносеологии и логики и "красота" для эстетики. ("Справедливость, по мысли Р., есть первая необходимость социальных институтов, как истина - для научной системы".) Акцентируя свое внимание на политическом (а не метафизическом) измерении "справедливости", Р., тем не менее, ясно построил границы для всех соответствующих концепций рационалистического типа. По своему характеру теория "справедливости" Р. явно противопоставлена моделям утилитаризма. По убеждению Р., утилитаристское стремление к наибольшему благосостоянию для наибольшего числа людей необходимо ведет ко всевозрастающей зависимости индивида от общества. А такое положение дел, когда один человек является заложником другого или социального большинства, с точки зрения Р., недопустимо. Одним из опорных пунктов построения теории справедливости у Р. выступает идея "изначальной позиции" индивидов при выработке социальных договоренностей, предполагающая исходное равенство людей.

Как отмечает Р., "мы должны каким-то образом смягчить негативное действие тех обстоятельств, которые толкают людей использовать природные блага и социальные обстоятельства в собственных интересах. Стороны не знают, какие есть альтернативы и как они влияют в каждом особом случае, поэтому члены общества обязаны оценивать принципы, исходя из общих рассуждений ... Стороны не интересуются особыми фактами: никто, более того, не знает собственного места в обществе, т.е. социального статуса, как и собственной силы или ума.


Ни собственной концепции блага, ни рационально обоснованного жизненного плана, ни даже знания собственных психологических характеристик, как например, склонность к риску, пессимизму или оптимизму, у нас часто нет. Из этого я заключаю, что стороны не знают особых обстоятельств социальной жизни".

В рамках данной позиции, согласно Р., всех-уравнивающее и все-усредняющее невежество приемлемо для каждого: никто не ведает собственного интереса, все рациональны и обоюдно бескорыстны. По версии Р., "завеса невежества лишает человека всего того, что толкает его к выбору гетерономных начал. Стороны обретают социальное единство только как свободные, равные и разумные существа, ибо только им известны обстоятельства, делающие насущными принципы справедливости".

Важное место в подходе Р. занимает также "индивидуализм", который, по Р., центрируется на признании того, что индивиды принципиально различны во всем мыслимом спектре своих характеристик (для утилитаристов же индивид являет собой цельный фокус локализации блага и полезности). Главное же отличие между людьми, согласно мысли Р., состоит в том, что именно каждый индивид рассматривает в качестве личного блага и блага как такового. Р. выносит за рамки собственной схемы тип социума, в котором людям навязаны жестко-универсальные нравственные идеалы, - предметом его анализа призваны выступать плюралистические общества. ("Индивидам не просто разрешено или запрещено делать что-то, правительство следует законным образом обязать не препятствовать свободе людей думать самостоятельно".) Основной целью "теории справедливости" Р. полагал адекватную реконструкцию процедур распределения справедливости и благ в обществе. Для Р. значима не столько максимизация полной или средней общественной полезности, сколько параметр "честности" в этих процессах.

Р. утверждал, что: а) "каждый имеет равное право на свободу, совместимую фундаментальным образом с такой же свободой других" (принцип "равной свободы"); б) всякая ценность (блага у Р. не что иное, как Божии дары) должна быть доступной для любого индивида (принцип "равной доступности"); в) "экономическое и социальное неравенство, как например, богатство и власть, справедливы только тогда, когда несут общую пользу и компенсируют потери наиболее незащищенных членов общества" (принцип "различия"). Несущая конструкция теории Р. - категория "справедливости" - предполагает, что она должна сопрягаться с базовыми структурами общества, эффективно конституирующими социальный порядок в целом. "В демократических государствах, - отмечает Р., - некоторые политические группы, оказавшись у власти, стремятся подавить конституционные свободы; есть также и среди тех, кто преподает в университетах, противники индивидуальной свободы ... Справедливость не должна требовать жертвы самоотречения, но когда действует конституция, нет никакого основания отказывать нетерпимым в свободе".

Рассматривая проблему реальности и стабильности общества "социальной справедливости", Р. утверждает, что такой тип социума возможен ("реален") потому, что: 1) рационально мыслящие и честные люди способны придерживаться принципов справедливости (ср. с теорией "общественного договора" Руссо); 2) "сильные индивиды", осуществляющие свой перспективный выбор в ситуации "завесы невежества" (отсутствия реального представления о собственном статусе в будущем), аналогично примут соответствующие "правила игры" (ср. с деонтологическими идеями Канта). Достижимость же "стабильности", становящейся не более чем одной из вероятностей в случае разрушения "завесы невежества", Р. обосновывает посредством использования современных теорий рационального выбора. По его мнению, "рациональные" (rational) люди, осуществившие верный политический (не метафизический и не моральный) выбор в пользу принципа справедливости, выступают уже "разумными" (reasonable) индивидами. Последние руководствуются уже не утилитаристским принципом максимизации общей или усредненной социальной полезности, но ориентируются на максимизацию блага для наименее привилегированных членов общества ("максиминимизирующий принцип выбора, по мысли Р.). В политическом измерении, - как полагал Р., - это обеспечивает обществу "перекрывающий консенсус", сопряженный с разумным плюрализмом. (По мнению Р., "то, что одни - в нужде, а другие в это время процветают, возможно и полезно, но несправедливо".) Отвечая на критику Хабермаса (см.) (материалы дискуссии с которым были опубликованы в 1995), полагавшего, что полное воплощение в жизнь принципов справедливости как честности означает конец конституционному развитию как таковому, Р. заявил, что это вполне приемлемое состояние общественного организма. Тем не менее, по убеждению Белла (см.), модель Р. являет собой не что иное, как "грандиозную попытку" оправдать этику социализма.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РОЛЬ

Сообщение психологический словарь » Чт авг 19, 2010 12:32 pm

Роль (в социальной психологии)— социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Н.Н. Богомолова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]