Р

РУБИНШТЕЙН

Сообщение психологический словарь » Ср сен 22, 2010 11:38 pm

РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич (1878—1953) — российский психолог и педагог, д-р педагогических наук, профессор (с 1918). Закончил философское отделение Фрайбургского ун-та (Германия, 1905). Вернувшись в Россию, преподавал психологию и философию в ун-те Шанявского (с 1908), на московских Высших женских педагогических курсах (с 1909). После сдачи магистерского экзамена при Московском ун-те работал там приват-доцентом (1912), а с 1918 г. — профессором.


Был организатором и первым ректором Восточно-Сибирского унта в Иркутске (1918—1920). С 1923 по 1941 г. преподавал в вузах Москвы. В 1941—1943 гг. заведовал кафедрой педагогики и психологии в Красноярском педагогическом ин-те. В 1943—1951 гг. — профессор кафедры психологии в МГПИ имени В.И. Ленина. Профессиональная научная деятельность Р. была связана с теоретическими проблемами воспитания и обучения, проблемами возрастного развития, особенностями формирования отдельных сторон развивающейся личности. В решении теоретических проблем воспитания Р. опирался на исторический опыт развития педагогических идей. Главной целью воспитания считал формирование цельной, гармонически развитой личности.


Развитие личности связывал с процессом развития человеческой культуры, подчеркивал необходимость воспитания "творца культуры". Возрастное развитие рассматривалось им как единый процесс, все звенья которого закономерно связаны. Исходя из этого обосновывал необходимость создания единой цельной системы образования, охватывающей все возрастные группы, начиная с дошкольного возраста.


Целесообразным завершением ее должна быть просветительная работа среди взрослых. Важное значение Р. придавал дошкольному периоду детства, анализировал проблемы дошкольного воспитания.

Большой материал собран и обобщен им по психологии юношеского возраста, показаны типические черты этого возрастного периода, выделены и сформулированы соответствующие принципы педагогического воздействия. Р. исследовал процессы формирования отдельных сторон и качеств личности в различные возрастные периоды: процессы нравственного и эстетического развития, полового воспитания, трудового обучения, формирования социально-правовых представлений, развития читательских интересов и др. Основные труды Р.: "Идея личности как основа мировоззрения. Критико-философский очерк", М., 1909; "Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой", М., 1913, 1920; "История педагогических идей в ее основных чертах", М., 1916, Иркутск, 1922; "Эстетическое воспитание детей", М., 1924; "Социально-правовые представления и самоуправление у детей", М., 1925; "Психология, педагогика и гигиена юности" / совм. с В.Е. Игнатьевым, 1925; "Половое воспитание с точки зрения интересов культуры", М. — Л., 1926; "Юность. По дневниковым и автобиографическим записям", М., 1928; "Воспитание читательских интересов у школьников", М., 1950.

А.А. Никольская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУДИК

Сообщение психологический словарь » Пт сен 24, 2010 11:23 am

РУДИК Петр Антонович (1893—1983) — российский психолог. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Родился в семье крестьянина. В 1915 г. окончил философское отделение историко-филологического фак-та Московского ун-та. С 1919 г. работал в Центральном ин-те физической культуры, где создал кафедру психологии. В 1963 защитил докт. дис.: "Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте".


Был одним из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально-волевых процессов.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУИНЫ

Сообщение психологический словарь » Вс сен 26, 2010 1:45 pm

РУИНЫ — постмодернистская метафора, употребляемая для фиксации специфичного для культуры постмодерна способа мироинтерпретации, основанного на отказе от идеи целостности, иерархичной структурности и гармоничной упорядоченности мира (см. Постмодернистская чувствительность, Закат метанарраций, "Мертвой руки" принцип).


По формулировке Делеза и Гваттари, "мы живем в век частичных объектов, кирпичей, которые были разбиты вдребезги, и их остатков. Мы уже больше не верим в миф о существовании фрагментов, которые, подобно обломкам античных статуй, ждут последнего, кто подвернется, чтобы их заново склеить и воссоздать ту же самую цельность и целостность образа оригинала.


Мы больше не верим в первичную целостность или конечную тотальность, ожидающую нас в будущем". Подобная установка во многом была зафиксирована уже Арендт, предвосхитившей в своем творчестве многие — ныне базисные — идеи постмодернизма: так, например, она пишет: "нить традиции оборвана, и что мы не будем в состоянии восстановить ее. Что утрачено, так это непрерывность прошлого. То, с чем мы оставлены, — все же прошлое, но прошлое уже фрагментированное". Данная презумпция видения мира и фундирует собою широкое распространение в постмодернистских текстах метафоры Р. — от предпостмодернистской литературы (например, "


;В кругу развалин" Борхеса) до "Автопортрета и других руин" у Деррида. В контексте культуры постмодерна парадигма "порядка вещей" замещается парадигмой Р., т.е. "беспорядка и разлада (disorder)" (Б.Смарт). Постмодернистская философия констатирует "процесс распада мира вещей", порождающий и"космический хаос," и текстуальные феномены "хаоса значений", "хаоса цитат", "хаоса означающих" как вторичные по отношению к нему (И.Хассан).

Презумпция Р., в свою очередь, фундирует собою такой феномен постмодернистской культуры, как презумпция "обратной апокалиптичности" (an inveted millenarianism); по определению Джеймисона, в культуре постмодернизма "предчувствия будущего, катастрофического или спасительного, заместились ощущениями конца того или этого (конец идеологии, искусства или социального класса; "кризис" ленинизма, социальной демократии или общества всеобщего благоденствия и т.д. и т.п.); взятые все вместе они, возможно, составляют то, что все чаще обозначается постмодернизмом".

М.А. Можейко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУКАВИШНИКОВ

Сообщение психологический словарь » Вт сен 28, 2010 9:59 am

РУКАВИШНИКОВ Владимир Олегович (р. 1947) - российский и белорусский социолог, специалист в области сравнительной социологии, социологии города, методологии и методов социологических исследований и анализа статистических данных.

Окончил Ленинградский механический инстиитут (1971). Доктор философских наук (1986). Научный, старший научный сотрудник ИСЭП АН СССР (1975-1979); зав. отделом социологической лаборатории Белорусского государственного университета (1979-1981); зав. отделом ВНИИ профтехобразования (1981-1988). Работает зам. директора, зав. отделом в ИСПИ РАН (1988-1991). В 1990-1996 - член редколлегии журнала "Социологические исследования".

Р. - автор более 150 публикаций в отечественной и зарубежной научной и массовой печати, в том числе 4 монографий. В монографии "Население города" (1980) Р. были представлены социальные карты советских городов и факторные модели социально-пространственной структуры, проведен сравнительный социологический анализ расселения населения в крупных городах СССР и других стран.


В статьях 1989-1995 были раскрыты общие закономерности социальной динамики постсоциалистических обществ, проанализированы специфические особенности модернизации российского общества, обусловленные особым характером переходного процесса.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУКИ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Пт окт 01, 2010 10:01 pm

Руки тест (Hand Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, З. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Стимульный материал Р. т. — 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении.


Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2) указания — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3) страх — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе; 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 6) зависимость — рука выражает подчинение другим лицам; 7) эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ; 8) увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 9) активная безличность — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако, рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.


Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы "адаптивных" ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е. S ("агрессия" + "указания") — S ("страх + "привязанность" + "коммуникация" + "зависимость"). Ответы, попадающие под категории "эксгибиционизм" и "увечность", при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании Р. т. его вторы исходят из известного положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.


Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью Р. т., сделал вывод о его высокой валидности и надежности. На основе Р. т. В. Белшнером с соавт. (1971) разработан тест, состоящий из 34 фотографий руки. В 90-е гг. тест приобрел популярность, была подготовлена его адаптация (ИМАТОН, СПб).

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУКОВОДИТЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Сб окт 02, 2010 3:20 am

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Р. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. В отличие от лидера Р. обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

А.У. Хараш

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУМЯНЦЕВА

Сообщение психологический словарь » Пн окт 04, 2010 5:45 am

РУМЯНЦЕВА Татьяна Герардовна (р. 1953) - белорусский историк философии и социальный антрополог. Доктор философских наук (1991), профессор (1994). Профессор факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета (с 1994). Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1994).

Главные направления исследований: основополагающие концепты немецкой трансцендентально-критической философии, главные идеи и теории современной западной философии, проблемы насилия и человеческой агрессии (см.).


>Основные труды: "Критический анализ концепций человеческой агрессивности" (1982), "Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке" (1991), "История социологии" (1997, соавтор и научный редактор), "Немецкая трансцендентально-критическая философия. Глоссарий" (1999), "Новейший философский словарь" (1999 и 2001, соавтор и научный редактор), "Современная западная философия" (2000, соавтор и главный редактор), "Всемирная энциклопедия. Философия" (2001, соавтор и научный редактор), "Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век" (2002, соавтор и научный редактор), "История философии.


Энциклопедия" (2002, соавтор и научный редактор), а также около 350 научных статей по истории философии, психологии и философской антропологии.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУСЕЦКАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 06, 2010 5:05 pm

РУСЕЦКАЯ Ванда Ивановна (р. 1945) - белорусский социолог. Окончила Читинский педагогический институт (1967); кандидат (1982), доктор социологических наук (1992 - тема: "Взаимодействие коллективных и индивидуальных факторов в научной работе"). Старший лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института философии и права АНБ (1974-1990); ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, зав. отделом социологии культуры Института социологии НАН Беларуси (1990-1999).

Область научных интересов: социальные аспекты деятельности научных, производственных коллективов; развитие национальных культур, национальных отношений в Беларуси.


Подготовила 5 кандидатов наук. Лауреат премии Академии Наук Беларуси за лучшую коллективную работу по общественным наукам.

Р. - автор более 70 научных работ, в том числе: "Роль коллективных начал социализма в формировании личности" (1983), "Коллективистская сущность общественных отношений социализма" (1984), "Трудовой коллектив - центральное звено перестройки" (1989), "Взаимодействие индивидуальных и организационных факторов в научной деятельности" (1991), "Социодинамика научного коллектива" (1993), "Особенности этнонациональной и религиозной идентификации населения в контексте социально-политической трансформации Беларуси" (1996), "О социологии пограничья" (2000) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУССО

Сообщение психологический словарь » Чт окт 07, 2010 1:11 pm

РУССО (Rousseau) Жан-Жак (1712—1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери. Отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот.


Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д’Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Д.


Дидро принял участие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751—1780), где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, "Рассуждения о науках и искусствах", где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их.


Затем вышли его "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга "Эмиль, или О воспитании" (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит его разрыв с просветителями и обостряется полемика с Ф. Вольтером. С 1766 г. по 1767 г. Р. искал прибежища в


Англии, куда его пригласил Д. Юм но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж.

Мировоззрение Р. основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению.


Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу.


Руссо был сторонник деизма — если Бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие Бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в "Исповедании веры савойского викария", вставленного в роман "Эмиль, или о воспитании". Р. — один из теоретиков концепции "общественного договора", в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей.


Дал развернутую феноменологию отчуждения: в "Прогулках одинокого мечтателя" (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Р. понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности "культурных" наций "простой и чистый" нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв "Назад, к природе!"). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры.

Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления.


В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Труды Р. в рус. пер.: "Исповедание", ч. 1—2, М., 1797; Собр. соч. "Теории воспитания", СПб., 1866; "О причинах неравенства", СПб., 1907; Избранные соч., т. 1—3, М., 1961; "Юлия, или Новая Элоиза", М., 1968; "Трактаты", М., 1969; Педагогические сочинения, т. 1—2, М., 1981.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РУТКЕВИЧ

Сообщение психологический словарь » Вс окт 10, 2010 12:31 am

РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 1917) - российский советский философ и социолог, специалист в области теории и методологии познания, теоретической социологии, социальной структуры.

Окончил Киевский университет (1939). Доктор философских наук (1961), профессор (1960), член-корреспондент (1970) АН СССР (с 1991 - РАН). Участник Великой Отечественной войны.

Преподавал в Свердловске - в педагогическом институте; Уральском ун-те (1950-1972): зав. кафедрой философии, с 1966 одновременно декан философского факультета. Директор ИСИ АН СССР (1972-1976).


Профессор АОН при ЦК КПСС (1976-1978). Зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1978-1990). С 1990 - главный научный сотрудник ИСПИ РАН. Член бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН, с 1976 - член редколлегии журнала "Социологические исследования".

Р. осуществил разработку проблем структуры социологической теории и уровней социологического знания, соотношения субъекта и объекта в социологическом исследовании, в том числе неприменимости в социологии "принципа дополнительности". При разработке проблем социальной структуры общества Р. были развиты представления о видах социальной структуры и о месте в ней социально-классовой структуры; о критериях социально-классовых различий; о трансформации социальной структуры в период, начавшийся в 1990-е, и общественных противоречиях этого периода; о воспроизводстве социально-классовой структуры общества в процессе смены поколений, об особенностях этого процесса в разных исторических условиях, о роли социальной мобильности в советском обществе, в т.ч. о массовых перемещениях из деревни в город, из рабочего класса и крестьянства в слои специалистов и служащих, в сферу управления; о противоречиях и конфликтах в процессе развития социальной структуры общества на различных этапах истории советского и постсоветского обществ.

Р. - автор около 450 научных работ, в том числе: "Диалектический материализм.


Учебник для философских факультетов" (1973); "Диалектика и социология" (1980); "Макросоциология. Методологические очерки" (1995); серия сборников Уральского университета под общим названием "Социальная структура" (1960-е); "Социальные перемещения" (1970, соавтор); "Социальная структура развитого социалистического общества в СССР" (1975, соавтор); "Интеллигенция развитого социалистического общества" (1977); "Становление социальной однородности" (1982); "Жизненные планы молодежи" (1965); "После школы. Опыт социологического исследования" (1995, соавтор) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РЫБАКОВА ФИГУРЫ

Сообщение психологический словарь » Пн окт 11, 2010 6:49 am

Рыбакова фигуры — практический тест, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910 г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков геометрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип Р. ф. был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика


Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г появилась редакция Р. ф подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время.

Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке.


Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесены точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат.


Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Первичная оценка образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты шкальных оценок. Напр., в версиях Р. ф. разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процентили, стэны, пятибалльную рейтинговую шкалу.

Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., 15—18 лет.


Надежность по внутренней согласованности rt=0,812. Надежность ретестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа rt=0,986;спустя 14 дней rt=0,988; спустя 6 недель rt=0,965. Имеются сведения о конструктной валидности Р. ф. Как показывает факторный анализ:, решение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако, результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф.


Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают более низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом Векслера — на уровне r=0,28, с результатами теста "Проверка G" r=0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с прогрессивными матрицами Равена r=0,382—0,596, с тестом PFB Вонкомера r=0,408—0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Критериальная валидность Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успешностью, а так же с экспертными заключениями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями.


Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила r=0,438, по прогнозу овладения специальностью r=0,489—0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления с оценками на выпускных экзаменах (r=0,26—0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике тест Р. ф. оказался забытым.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РЫБНИКОВ

Сообщение психологический словарь » Ср окт 13, 2010 10:45 pm

РЫБНИКОВ Николай Александрович (1880—1961) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1943, по совокупности работ), профессор (1945), чл.-кор. АПН РСФСР (1947). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1910). С 1912 по 1961 г. работал в


Институте психологии при Московском ун-те (ныне ПИ РАО). Научные исследования Р. посвящены характеристикам возрастных особенностей ребенка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования творческих потенций, интересов и жизненных идеалов. Р. — составитель словаря русского ребенка, в основу которого легли материалы из собранных по его инициативе дневников родителей, отражающих различные стороны детского развития. Другими направлениями исследований были: вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте и проблема выбора профессии; процессы овладения детьми навыками чтения, письма, счета; изучение мнемических процессов и поиск путей их совершенствования. Много внимания Р. уделял методам исследования; им был разработан биографический метод. В последний период деятельности занимался исследованием проблем отечественной истории психологии. Положил начало систематической разработке историографии русской и советской психологии. Основные труды Р.: "Биографии и их изучение", 1920; "Психология и выбор профессии", 1923; "Методы изучения ребенка", 1923; "Язык ребенка", 1926; "Словарь русского ребенка", 1926; "Навыки чтения, письма и счета у современного школьника", 1929; "Память, ее психология и педагогика", 1930; и др.

А.А. Никольская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РЫВКИНА

Сообщение психологический словарь » Пт окт 15, 2010 2:58 pm

РЫВКИНА Розалина Владимировна - российский социолог, специалист в области экономической социологии. Окончила философский факультет ЛГУ. Доктор экономических наук (1982), профессор (1988).


>Провела анализ предмета социологии как эмпирической науки (1966); предложила и обосновала схему для разработки программы социологического исследования; показала на конкретном материале роль социального эксперимента как одного из методов социологии. Р. участвовала в создании научного направления - экономической социологии. Разработала и внедрила методику измерения шести компонентов образа жизни сельского населения и методику выявления социальных типов сельских жителей; разработала методику организации экспертного мониторинга экономических и социальных перемен в России. Р. - автор 5 учебных программ по курсам "Введение в социологию", "Методология и методика социологического исследования", "Современная социология", "Экономическая социология" (в соавторстве), "Экономическая социология в постсоветской России".

Р. - автор около 300 научных работ, в том числе: "Между социализмом и рынком. Судьба экономической культуры в России" (1994); "Образ жизни сельского населения" (1979); "Евреи в постсоветской России - кто они?" (1996) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

РЮДИН

Сообщение психологический словарь » Вс окт 17, 2010 7:11 am

РЮДИН (Rudin) Эрнст (1874—1952) — немецкий психиатр и генеолог. Представитель психиатрических исследований наследственности. После окончания гимназии в Св.


Галлене получил образование в ун-тах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э. Блейера в Цюрихе, у Э. Крепелина в Гейдельберге, у Г. Оппенгейма в Берлине, затем с 1900 г. приступил к самостоятельной работе в тюремной больнице Моабит (Берлин) и в психиатрической больнице в Базеле. С 1907 работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909 стал гл. врачом и защитил докт. дис. для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу ("


;Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten"). С 1911 приступил к работе над проблемой наследственности и семьи, которая сделала его одним из наиболее авторитетных представителей психиатрических исследований наследственности, прежде всего шизофрении. С 1916 г. — руководитель генеалогическо-демографического отделения Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. С 1925 по 1928 г. — ординарный профессор в Базеле. С 1928 г. — директор ин-та генеалогии и демографии


Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. Принял участие в разработке медицинской части комментариев к национал-социалистическому "Закону о стерилизации душевнобольных молодых людей" (1933), а также в его практической реализации, чем бесповоротно скомпроментировал себя в глазах научной общественности.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]