П

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 3:41 am

Психофармакология (греч. pharmakon — лекарство и lógos — учение) — раздел клинической психологии, сложившийся на стыке фармакологии, медицинской психологии, патопсихологии и нейрофизиологии, изучающий воздействие на психику человека фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные средства.

Разработка и внедрение эффективных лекарственных средств для лечения нервно-психических расстройств, купирования бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения, нарушений памяти, депрессий и т. д. осуществляются под обязательным контролем. В последнее время стала формироваться профессиональная П., ориентированная на коррекцию психического состояния человека в экстремальных условиях его деятельности (эмоционального напряжения, утомления, адаптации к чрезвычайным экологическим факторам). Наряду с клиническими и физиологическими П. использует также психологические методы исследования, вскрывая с их помощью глубинные механизмы зависимости психических функций от их биологического субстрата — мозга. Достижения П. имеют важное естественнонаучное и философское значение.

А. Л. Зюбан

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИКА

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 9:17 am

Психофизика — один из классических разделов общей психологии. Создатель П. — Г.Т. Фехнер. Специфика П. состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций (см. Психометрия). Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал.


Применение современных средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности сенсорной системы также и особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения. Примером современных методик П. является так называемое многомерное шкалирование, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков. Подобные процедуры широко используются в настоящее время за пределами сенсорной П.: в психологии эмоций, психодиагностике, психосемантике и т. д. В этом находит свое выражение тенденция к более широкому пониманию П. и к ее интеграции с исследованиями, ведущимися в других разделах психологической науки. В настоящее время П. состоит из двух больших разделов: учение о чувствительности сенсорных систем и учения о сенсорных шкалах.

Б.М. Величковский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 9:59 am

Психофизиологические расстройства — расстройства, при которых первичные проявления включают реальное органическое повреждение, но начало и тяжесть протекания таких расстройств зависят, в основном, от психических факторов.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 2:35 pm

Психофизиология — научная дисциплина, изучающая физиологические основы психических процессов и целенаправленного поведения. Термин "П." предложен французским философом Н. Массиасом. Задачей П. является изучение физиологических и нейрофизиологических механизмов психических процессов. В П. используются методы регистрации сенсомоторных и вегетативных реакций, а также методы прямой регистрации активности мозговых структур при разных функциональных состояниях и видах психической деятельности. К их числу относятся электрофизиологические методики (электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы), компьютерная позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс (см.


Методы). Использование различных способов математической обработки данных дает возможность охарактеризовать степень и характер участия отдельных нервных центров и особенности их взаимодействия в процессе реализации психических функций. П. включает несколько областей исследования. П. восприятия изучает нервные процессы в сенсорных системах, начиная с рецепторов и кончая различными отделами коры больших полушарий, включая ассоциативную кору (см. Восприятие. Структурно-функциональная организация). П. внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение характера ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванических и др. вегетативных реакций). П. речи и мышления изучает функ циональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов и различных мыслительных операциях. Принципиально важным стало выявление специфических паттернов нейронной активности некоторых областей мозга при смысловом анализе вербальных раздражителей.

П. аффективной сферы изучает функциональную организацию мозга, опосредующую мотивации и эмоции.


Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. В мотивациях и эмоциях важная роль принадлежит лимбической системе мозга. П. функциональных состояний (см. Функциональные состояния). П. возрастная изучает развитие в онтогенезе системных мозговых механизмов психической деятельности и систем ее вегетативного обеспечения.


Ее задача — выявление закономерностей развития мозга, его отдельных функциональных систем, обеспечивающих контакты с внешней средой, накопление индивидуального опыта, организацию адаптивного поведения и последовательность формирования психических процессов. Выбор средств и методов воспитания и обучения на основе этих знаний, приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, лежащих в основе психических функций, является важнейшим условием оптимального развития ребенка. П. дифференциальная изучает физиологические основы индивидуальных различий. На исследованиях в этой области базируется диагностика интеллектуальных способностей, темперамента и других свойств личности. П. генетическая — область исследования, сложившаяся на стыке психогенетики и дифференциальной психологии. Одна из основных задач П. г. — изучение взаимодействия наследственной программы развития и факторов окружающей среды в формировании структурно-функциональных комплексов ЦНС и других физиологических систем человека, участвующих в обеспечении психической деятельности.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 7:11 pm

Психофизиология локальных поражений головного мозга — направление в психофизиологии, возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии; изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга. Нарушения высших психических функций: речи, различных видов восприятия, памяти, произвольных движений и действий и др. обусловлены расстройствами физиологических процессов в пораженных участках мозга и всего полушария или обоих полушарий в целом. Изучение этих физиологических процессов (т. е. физиологических механизмов нарушения речевых и неречевых функций) и составляет основную задачу П. л. п. г. м.

П. л. п. г. м. изучает также физиологические механизмы нейропсихологических синдромов в целом, обусловленных нарушением общих звеньев нескольких функциональных систем. П. л. п. г. м. использует современные электрофизиологические методы исследования: анализ спектра


ЭЭГ, пространственной синхронизации биопотенциалов, сверхмедленной биоэлектрической активности, вызванных потенциалов и др. Основным методическим приемом, используемым в П. л. п. г. м., является сравнительное изучение биоэлектрических процессов, характеризующих состояние покоя и определенной психической деятельности (типа решения гностических, мнестических, интеллектуальных задач и т. п.), что позволяет выделить характерные физиологические изменения, достоверно коррелирующие с нарушениями высших психических функций.

Исследования в области П. л. п. г. м. показали, что расстройства психических процессов (внимания, памяти, восприятия, произвольных движений, эмоциональных реакций и др.) достоверно коррелируют с различными нарушениями физиологических процессов и прежде всего с расстройствами в протекании процессов неспецифической активации — генерализованных и локальных. Генерализованные процессы неспецифической активации, сопровождающие включением в деятельность, нарушаются при поражении нижних отделов ствола мозга, среднего мозга, диэнцефальной области лимбических образований, что приводит к изменениям динамики протекания всех психических функций и обусловливает характерные для этих поражений модально-неспецифические расстройства памяти и внимания. Локальные избирательные изменения биоэлектрической активности мозга, характерные для протекания психических функций в норме, проявляющиеся только в определенных областях коры больших полушарий и связанные со спецификой выполняемой психической деятельности, нарушаются при поражении корковых отделов неспецифических срединных структур (медио-базальных отделов лобных и височных долей мозга). Поражение этих отделов мозга ведет к расстройству селективности, избирательности протекания психических процессов, к нарушениям произвольной организации психической деятельности, ее речевой регуляции.

Изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций подтверждает современные представления о системной организации физиологических процессов, лежащих в основе психических функций, и вносит тем самым вклад в разработку психофизической проблемы. Практическое значение П. л. п. г. м. состоит в разработке методов диагностики локальных поражений мозга и оценки динамики дооперационного и послеоперационного состояния больного.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сообщение психологический словарь » Пн апр 04, 2011 11:47 pm

Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической. Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия.


Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе "машины тела" привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б.


Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел. Спиноза трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г.В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма.

В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно которой душа и тело построены из одних и тех же "элементов", а потому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между "комплексами ощущений". Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт апр 05, 2011 5:23 am

Психофизический параллелизм [греч. parallelos — рядом идущий] — одно из истолкований психофизической проблемы, согласно которому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт апр 05, 2011 9:59 am

Психофизическое взаимодействие — идеалистическое решение психофизической проблемы, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга. Дуализм этой концепции (восходящей к Р. Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО

Сообщение психологический словарь » Вт апр 05, 2011 10:42 am

Психофизическое тождество — один из вариантов решения психофизической проблемы, предполагающий отождествление, неразличимость психического и физиологического, сведение психики к физиологии мозга. Идея П. т. была господствующей в период т.н. павловизации психологии в начале 1950-х гг. в СССР. Психическое при этом утрачивало свою специфику и отождествлялось с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Это имело своим следствием возможность фактической ликвидации психологии как науки и замены ее физиологией ВНД, что декларировалось в выступлениях некоторых участников Объединенной сессии АН СССР и АМН СССР в 1950 г. (М.Н.


Кольцова). Идея П. т. не только являлась несостоятельной в научном отношении, но и компрометировала павловское учение и не соответствовала представлениям самого И.П. Павлова, который рассматривал психику в качестве ВНД и вместе с тем видел в ней функцию центральной нервной системы как результат действия мозговых механизмов. Идея П. т. так же далека от решения психофизической проблемы, как представление о психофизическом параллелизме и психофизическом взаимодействии.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Вт апр 05, 2011 3:18 pm

Психоэмоциональная устойчивость — относительная динамическая устойчивость психоэмоционального состояния человека при действии раздражителей, требующих немедленного (экстренного) реагирования для сохранения безопасности, здоровья, собственности или престижа.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт апр 05, 2011 7:54 pm

Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние.


Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПУБЛИКА

Сообщение психологический словарь » Ср апр 06, 2011 12:30 am


ПУБЛИКА — регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий "публичного пространства" (Арендт) и "публичной сферы", или "публичности" и "общественного мнения" (приведены основные варианты перевода на другие языки разработанного Хабермасом понятия die Offentlichkeit).


Между этими концепциями есть три ключевых отличия. Во-первых, если Арендт мыслит П. как группу людей, видящих друг друга (как на греческой агоре), то, развивая ее идеи, Хабермас делает акцент не столько на видимости членов П. друг для друга, сколько на их слышимости друг для друга, возможной благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации. Для Арендт в описании П. важны пространственные метафоры (такие как "пространство появления", "город и его стены"). Хабермас предпочитает описывать ее как виртуальную общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и образована общностью тех, кто читает, пишет и интерпретирует. Во-вторых, если Арендт констатирует упадок публичной сферы в условиях модерности, то Хабермас отмечает возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности — П. частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшего свое мнение автора. В-третьих, для Арендт публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга.


Тем самым публичность для нее связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей, что составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга. Напротив, Хабермас мыслит публичную сферу как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями.

В понимании Хабермаса публичная сфера десубстанциализируется. Нарастание сложностей осуществления принципов представительной демократии в Европе и Северной Америке привело в начале 20 в. к критическому пересмотру понятия "П.", ярким выражением чего явилась работа У.Липмана "Публика-фантом". В полемике с этим элитистским и пессимистическим трудом Д.Дьюи в работе "Публика и ее проблемы", также признавая "утрату П.", попытался сформулировать концепцию радикальной демократии, согласно которой индивиды могут быть конституированы в качестве демократических граждан, если будут возрождены ранние американские демократические идеалы. Исследователи отмечают в связи с этим сильные ностальгические настроения, свойственные многим работам, посвященным П. и организованным вокруг следующего тропа: некогда публичная сфера существовала во всем своем цвете, сегодня, когда вкус к коллективному обсуждению и участию утрачен, она искажена и ослаблена. Для Арендт предметом ностальгии был дух античной агоры, для Дьюи — публичные собрания в городах Новой Англии в 18—19 вв., для Хабермаса — европейские кофейни. П. (независимые граждане) сама править не может, она может лишь контролировать действие административной власти, правительственных институтов и ориентировать их в необходимом направлении.


Хабермас подразделяет "сильную", институциональную, и "слабую", неформальную, П. Первая — организованная, формальная — наделена прерогативами принятия и достижения решений. Вторая — неорганизованная, неформальная — есть "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая новые проблемы, которые нуждаются в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Поэтому основные черты "слабой" П. — открытость, спонтанность, плюрализм. Публичная сфера понимается поздним Хабермасом как открытая сеть перекрывающихся "субкультурных П.", имеющих подвижные временные, социальные, субстанциальные границы.

В пределах, гарантированных конституционными правами, структуры такой плюралистической сферы развиваются более или менее спонтанно. Течения публичной коммуникации направляются масс-медиа и проходят через различные П., неформально развивающиеся внутри организаций


(Хабермас). Поэтому публичная сфера, с одной стороны, не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности, а с другой стороны, не может составлять единую и недифференцированную аудиторию. Публичная сфера состоит из множества подсфер, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом множеством нитей. Существование некоторых из них обусловлено географическими факторами (национальные, региональные, городские границы). В основе возникновения других может лежать интерес к определенной теме (социальной или образовательной политике, искусству или религии, науке или кинематографу и т.д.). Одни виды П. (дискуссии между собравшимися в кафе) более спонтанны, чем другие (добровольные объединения, читатели периодических изданий, участники общественных движений). П. отличаются также и по масштабу: от постоянных взаимодействий лицом-к-лицу до абстрактной публичной сферы, порожденной масс-медиа.


Публичная сфера всегда есть, по выражению А. Феррара, публика публик. Коммуникативные потоки не подлежат регуляции с помощью четко фиксированных процедур, поэтому публичная сфера не-ограничена и гибка, представляя собою существенный ресурс для тематизации новых потребностей. Публичная сфера, согласно Хабермасу, есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения.


Подобно жизненному миру в целом, публичная сфера воспроизводится через коммуникативное действие, для которого достаточно владения родным языком. В основе участия в ней лежит общая постижимость повседневной коммуникативной практики. С жизненным миром — "резервуаром простых взаимодействий", откуда происходит публичная сфера, она связана иначе, нежели составляющие его основные подсистемы, такие как религия, система образования, семья (главные функции которых — воспроизводить жизненный мир).

Повседневное использование языка для коммуникации создает социальное пространство.


Публичная сфера связана с жизненным миром как отражение социального пространства.


Если для традиционных обществ были характерны замкнутые метафоры социального пространства (форум, арена, сцена), то для сложных современных обществ есть смысл говорить о создаваемом электронными масс-медиа виртуальном социальном пространстве, расширяющем для каждого потенциального участника возможность вмешательства в процессы коммуникации. Публичную сферу можно определить поэтому как виртуальное пространство, в котором выделяются и обсуждаются общественно значимые темы и формируется общественное мнение. Поскольку публичная сфера не существует ни в формальных, системных контекстах, ни в приватных, — к примеру, семейных связях, ей необходима организационная поддержка.


Публичная сфера поддерживается гражданским обществом — сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов. Хабермас выделяет три основных типа участников публичной сферы. Участники первого типа приходят в нее "извне": из организованных и формально структурированных контекстом в поисках главного ресурса, которым располагает публичная сфера, — влияния.


В этом случае публичная сфера инструментально используется членами политических партий, разного рода лоббистами, членами парламента или правительства. Участники второго типа пополняют публичную сферу "изнутри", ратуя за те или иные общественные интересы, институциональные реформы, новые права, отстаивая те или иные коллективные идентичности. Наконец, третий тип — журналисты, деятели масс-медиа, которые контролируют отбор тем, текстов и авторов, циркулирующих в публичной сфере.


Публичный разум — понятие, введенное Д.Роулсом в работе "Политический либерализм" (1993), близкое понятию дискурсивной сферы, состоящей из так называемого публичного знания, т.е. общих оснований, на которых принимаются общие решения и ограничивающих "территорию", в пределах которой возможно публичное убеждение.

Публичный разум не тождествен "перекрывающемуся консенсусу", отличаясь от (единожды) достигнутого совпадения мнений динамичностью, способностью порождать новые консенсусы. Подчинение суждений индивида доводам публичного разума продиктовано уважением к социальным идеалам (в этом смысле публичный разум есть переформулировка темы "общего блага").


Публичный разговор — понятие, с помощью которого ученица Хабермаса С.Бенхабиб пытается оттенить существо постиндустриальной "новой публики" — не обладающей никаким местом в пространстве, потому что локализована сразу во множестве мест и в пределе включающей в себя бесконечное количество голосов. "Членство" в ней означает лишь отправку и получение электронных сообщений. В отличие от тех аналитиков, которые связывают будущее демократии с электронными медиа, Бенхабиб фиксирует следующее противоречие между резко возросшим доступом к публичным средствам коммуникации и ослаблением качества публичных дебатов. Публичная сфера сегодня — сфера нарциссической самопрезентации (см.


Нарциссизм). Граница между интимностью и публичностью стерта. Р.Барт называет эту "публичность приватного" "новой общественной ценностью", подчеркивая, что "взрыв приватного на публике", т.е. публичное потребление приватного, есть процесс глубоко амбивалентный. С одной стороны, он отрицает границу между двумя категориями, с другой стороны, он от нее существенно зависит. В итоге граница постоянно переопределяется.


Публичность и интимность, общественное и частное, публичное и приватное взаимозависимы, составляют бинарную оппозицию. С возникновением государственных институтов модерности и становлением капиталистической экономики термин "приватное" стал относиться к широкому кругу феноменов: во-первых, к домашнему хозяйству, во-вторых, к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления, в-третьих, к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках гражданского общества.

Бинарная оппозиция "приватное/публичное" в последние три десятилетия подверглась серьезной критике со стороны феминистских авторов, настаивающих на ее пересмотре. Если в начале этого перосмысления речь по преимуществу шла о расширении участия женщин в жизни публичной сферы, то впоследствии внимание исследователей переключилось на защиту privacy в условиях роста государственной и негосударственной бюрократии в современных обществах. Приватное определяется как те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других, т.е. не то, что исключают публичные институты, но то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания (А.Янг).

Е.Г. Трубина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПУБЛИКА

Сообщение психологический словарь » Ср апр 06, 2011 6:06 am

ПУБЛИКА - регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий "публичного пространства" (Арендт - см.) и "публичной сферы", или "публичности" и "общественного мнения" (приведены основные варианты перевода на другие языки разработанного Хабермасом (см.) понятия die Offentlichkeit).

Между этими концепциями есть три ключевых отличия. Во-первых, если Арендт мыслит П. как группу людей, видящих друг друга (как на греческой агоре), то, развивая ее идеи, Хабермас делает акцент не столько на видимости членов П. друг для друга, сколько на их слышимости друг для друга, возможной благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации. Для Арендт в описании П. важны пространственные метафоры (такие как "пространство появления", "город и его стены").


Хабермас предпочитает описывать ее как виртуальную общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и образована общностью тех, кто читает, пишет и интерпретирует. Во-вторых, если Арендт констатирует упадок публичной сферы в условиях модерности, то Хабермас отмечает возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности - П. частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшего свое мнение автора. В-третьих, для Арендт публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга. Тем самым публичность для нее связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей, что составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга.


Напротив, Хабермас мыслит публичную сферу как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями. В понимании Хабермаса публичная сфера десубстанциализируется.

Нарастание сложностей осуществления принципов представительной демократии в Европе и Северной Америке привело в начале 20 ст. к критическому пересмотру понятия "П.", ярким выражением чего явилась работа У. Липмана "Публика-фантом". В полемике с этим элитистским и пессимистическим трудом Д. Дьюи в работе "Публика и ее проблемы", также признавая "утрату П.", попытался сформулировать концепцию радикальной демократии, согласно которой индивиды могут быть конституированы в качестве демократических граждан, если будут возрождены ранние американские демократические идеалы. Исследователи отмечают в связи с этим сильные ностальгические настроения, свойственные многим работам, посвященным П. и организованным вокруг следующего тропа: некогда публичная сфера существовала во всем своем цвете, сегодня, когда вкус к коллективному обсуждению и участию утрачен, она искажена и ослаблена. Для Арендт предметом ностальгии был дух античной агоры, для Дьюи - публичные собрания в городах Новой Англии в 18-19 вв., для Хабермаса - европейские кофейни. П. (независимые граждане) сама править не может, она может лишь контролировать действие административной власти, правительственных институтов и направлять их в необходимом направлении.

Хабермас подразделяет "сильную", институциональную, и "слабую", неформальную, П.


Первая - организованная, формальная - наделена прерогативами принятия и достижения решений. Вторая - неорганизованная, неформальная - есть "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая новые проблемы, которые нуждаются в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Поэтому основные черты "слабой" П. - открытость, спонтанность, плюрализм. Публичная сфера понимается поздним Хабермасом как открытая сеть перекрывающихся "субкультурных П.", имеющих подвижные временные, социальные, субстанциальные границы. В пределах гарантированных конституционными правами, структуры такой плюралистической сферы развиваются более или менее спонтанно. Течения публичной коммуникации направляются масс-медиа и проходят через различные П., неформально развивающиеся внутри организаций


(Хабермас). Поэтому публичная сфера, с одной стороны, не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности, а с другой стороны, не может составлять единую и недифференцированную аудиторию. Публичная сфера состоит из множества подсфер, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом множеством нитей. Существование некоторых из них обусловлено географическими факторами (национальные, региональные, городские границы). В основе возникновения других может лежать интерес к определенной теме (социальной или образовательной политике, искусству или религии, науке или кинематографу и т.д.). Одни виды П. (дискуссии между собравшимися в кафе) более спонтанны, чем другие (добровольные объединения, читатели периодических изданий, участники общественных движений). П. отличаются также и по масштабу: от постоянных взаимодействий лицом-к-лицу до абстрактной публичной сферы, порожденной масс-медиа.


Публичная сфера всегда есть, по выражению А. Феррара, публика публик. Коммуникативные потоки не подлежат регуляции с помощью четко фиксированных процедур, поэтому публичная сфера неограничена и гибка, представляя собою существенный ресурс для тематизации новых потребностей.

Публичная сфера, согласно Хабермасу, есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения. Подобно жизненному миру в целом, публичная сфера воспроизводится через коммуникативное действие, для которого достаточно владения родным языком.


В основе участия в ней лежит общая постижимость повседневной коммуникативной практики. С жизненным миром - "резервуаром простых взаимодействий", откуда происходит публичная сфера, она связана иначе, нежели составляющие его основные подсистемы, такие как религия, система образования, семья (главные функции которых - воспроизводить жизненный мир). Повседневное использование языка для коммуникации создает социальное пространство.


Публичная сфера связана с жизненным миром как отражение социального пространства.


Если для традиционных обществ были характерны замкнутые метафоры социального пространства (форум, арена, сцена), то для сложных современных обществ есть смысл говорить о создаваемом электронными масс-медиа виртуальном социальном пространстве, расширяющем для каждого потенциального участника возможность вмешательства в процессы коммуникации. Публичную сферу можно определить поэтому как виртуальное пространство, в котором выделяются и обсуждаются общественно значимые темы и формируется общественное мнение. Поскольку публичная сфера не существует ни в формальных, системных контекстах, ни в приватных, - к примеру, семейных связях, ей необходима организационная поддержка. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом (см.) - сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов.


>Хабермас выделяет три основных типа участников публичной сферы. Участники первого типа приходят в нее "извне": из организованных и формально структурированных контекстом в поисках главного ресурса, которым располагает публичная сфера - влияния.


В этом случае публичная сфера инструментально используется членами политических партий, разного рода лоббистами, членами парламента или правительства. Участники второго типа пополняют публичную сферу "изнутри", ратуя за те или иные общественные интересы, институциональные реформы, новые права, отстаивая те или иные коллективные идентичности. Наконец, третий тип - журналисты, деятели масс-медиа, которые контролируют отбор тем, текстов и авторов, циркулирующих в публичной сфере.

Публичный разум - понятие, введенное Д. Роулсом в работе "Политический либерализм" (1993), близкое понятию дискурсивной сферы, состоящей из т.наз. публичного знания, то есть общих оснований, на которых принимаются общие решения и ограничивающих "территорию", в пределах которой возможно публичное убеждение. Публичный разум не тождествен "перекрывающемуся консенсусу", отличаясь от (единожды) достигнутого совпадения мнений динамичностью, способностью порождать новые консенсусы. Подчинение суждений индивида доводам публичного разума продиктовано уважением к социальным идеалам (в этом смысле публичный разум есть переформулировка темы "общего блага").


>Публичный разговор - понятие, с помощью которого ученица Хабермаса С. Бенхабиб пытается оттенить существо постиндустриальной "новой публики" - не обладающей никаким местом в пространстве, потому что локализована сразу во множестве мест и в пределе включающей в себя бесконечное количество голосов. "Членство" в ней означает лишь отправку и получение электронных сообщений. В отличие от тех аналитиков, которые связывают будущее демократии с электронными медиа, Бенхабиб фиксирует следующее противоречие между резко возросшим доступом к публичным средствам коммуникации и ослаблением качества публичных дебатов. Публичная сфера сегодня - сфера нарциссической самопрезентации (см. Нарциссизм).


>Граница между интимностью и публичностью в современную эпоху стерта. Р. Барт (см.) называет эту "публичность приватного" "новой общественной ценностью", подчеркивая, что "взрыв приватного на публике", то есть публичное потребление приватного, есть процесс глубоко амбивалентный. С одной стороны, он отрицает границу между двумя категориями, с другой стороны, он от нее существенно зависит. В итоге граница постоянно переопределяется.


Публичность и интимность, общественное и частное, публичное и приватное взаимозависимы, составляют бинарную оппозицию.


С возникновением государственных институтов модерности и становлением капиталистической экономики термин "приватное" стал относиться к широкому кругу феноменов: во-первых, к домашнему хозяйству, во-вторых, к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления, в-третьих, к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках гражданского общества. Бинарная оппозиция "приватное/публичное" в последние три десятилетия подверглась серьезной критике со стороны феминистских авторов, настаивающих на ее пересмотре. Если в начале этого перосмысления речь по преимуществу шла о расширении участия женщин в жизни публичной сферы, то впоследствии внимание исследователей переключилось на защиту privacy в условиях роста государственной и негосударственной бюрократии в современных обществах. Приватное определяется как те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других, то есть не то, что исключают публичные институты, но то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания (А. Янг).

Е.Г. Трубина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПУНИ

Сообщение психологический словарь » Ср апр 06, 2011 6:49 am

ПУНИ Авксентий Цезаревич (1898—1985) — российский психолог, один из основоположников психологии спорта в СССР. Д-р педагогических наук (1952), профессор (1953). Обучался в гимназии, где увлекся спортом и организовал общество "Спорт" для учащейся молодежи (1914). В 1917 г. возглавил "


;Общество любителей спорта" в Вятке. После службы в Красной Армии (1917—1923), поступил в Ленинградский ин-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, который окончил в 1932 г. Профессиональную преподавательскую деятельность начал в этом же ин-те. В 1946—1947 гг. разработал курс лекций "


;Психология физического воспитания и спорта", который стал обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов и тренеров. В 1952 г. в Москве защитил докт. дис.: "Психология спорта". Результатом его научных и экспериментальных исследований была разработка теории навыка и закономерностей его формирования ("Роль представлений в формировании двигательных навыков", Л., 1957; "Очерки психологии спорта", М., 1959). Другое направление научных исследований было связано с технической и волевой подготовкой спортсменов ("Волевая подготовка юных спортсменов", М., 1961), в том числе с проблемами психологической готовности к соревнованиям ("Психология физического воспитания и спорта", ч. 1—2, М., 1973, 1984).

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ПУРКИНЕ

Сообщение психологический словарь » Ср апр 06, 2011 11:25 am

ПУРКИНЕ (Purkyne) Ян Эвангелиста (1787—1869) — чешский биолог, физиолог и общественный деятель. Создатель теорий центрального и периферического зрения. Высшее медицинское образование получил в Пражском ун-те (1818).


Профессор Бреславльского (Вроцлавского, с 1823) и Пражского (с 1851) университетов. Почетный член Петербургской медико-хирургической академии, Харьковского ун-та, Общества русских врачей в Петербурге. Основал первый в мире физиологический ин-т в Бреславле (1839) и аналогичный ин-т в Праге (1851).


После окончания ун-та большой период времени уделил исследованию физиологии зрения (1818—1825), заложив основы офтальмоскопии, офтальмометрии и разработав теории центрального и периферического зрения. Исходя из представления о том, что субъективные ощущения (зависящие от органа чувств и только от него) следует отграничить от ощущений, соответствующих внешней реальности, открыл ряд феноменов, касающихся зрительных ощущений и восприятий: "фигура П." (видение теней кровеносных сосудов сетчатки), "образы П." (отражения от роговицы и поверхности хрусталика), "феномен П." (изменение светло-синего и красного цвета при сумеречном зрении). Описал, как изменяются цвета ощущаемого раздражителя в направлении от центра сетчатки глаза к периферии. Основой единства ощущений считал не синтетическую способность сознания, а то, что заложено в самом воспринимаемом объекте как порождении природы — элементарные качества.


Таких качеств бесконечное число, нашим же органам чувств открыты немногие, необходимые для выполнения земных жизненных задач. Формой, из которой развиваются ощущения, является "общее чувство" как предпосылка генетического родства ощущений различных модальностей.


От него, как от ствола, ответвляются многообразные ощущения, с одной стороны, отражающие жизнь тела (голод, боль, удовольствие), с другой — свойства и изменения внешних объектов. Своими исследованиями оказал большое влияние на развитие физиологии, цитологии анатомии, эмбриологии: открыл ядро яйцеклетки (1825), ввел понятие "протоплазма" (1839), усовершенствовал микроскоп. На основе его разработок позднее была создана клеточная теория. Изучал физиологию речи (1832—1835), сделал открытия в области гистологии и т. д. Как общественный деятель, боролся за введение чешского языка в высшую школу, за создание национальной Академии наук, национального театра. Основал научно-популярный журнал "Жива" ("Ziva") и первый медицинский журнал на чешском языке.

Л.А.


Карпенко, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Atlant, Амалия, blackout, Сумеречный кот, светлая_, DeepShadow, ENTP, Exabot [Bot], Евгений Болдырев, Gabriela, Goboika, Google [Bot], Google Adsense [Bot], Google Search Appliance, kurlemushe, Kuvaldos, Minassalin, Noesis, Parf, Грим, SeaSoul, sempervirens, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Кентавр-на-Пегасе, Феликс, Виктор Прокофьев, Владимир Львов