М

МЫШЕЧНОЕ ВЕРЕТЕНО

Сообщение психологический словарь » Вс дек 26, 2010 7:18 am

Мышечное веретено — концевой орган в составе скелетной мышцы, от которого берут начало афферентные сенсорные волокна и на котором образуют окончание несколько мотонейронов.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЕЧНОЕ ЧУВСТВО

Сообщение психологический словарь » Вс дек 26, 2010 9:48 pm

Мышечное чувство — комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Понятие о М. ч. введено И.М. Сеченовым, который трактовал его как особую форму познания пространственно-временных отношений окружающей среды, а не как отражение состояний самой мышечной системы. Слабая осознаваемость сигналов М. ч., его "темнота" дали, согласно Сеченову, повод И.


Канту считать пространство и время априорными формами созерцания. Вместе с тем благодаря М. ч. (предполагающему активные действия организма) человек научается сравнивать объекты, производить простейшие операции анализа и синтеза, т. е. проходит "первоначальную школу предметного мышления".

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 28, 2010 8:43 am

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также М. теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. М. часто развертывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задач. Продуктом М. могут быть цели последующих действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии мышления и личности.

В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуре межличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений другого человека, как трактовка результатов предметных действий человека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другого человека. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входят понимание себя как субъекта М., дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее время считается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом исторического развития. Онтогенетическое развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта.


Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Вт дек 28, 2010 6:38 pm

Мышление аутистическое [греч. autos — сам] — согласно взглядам Е. Блейлера и Ж.Пиаже, самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Сообщение психологический словарь » Ср дек 29, 2010 2:44 pm

Мышление животных — решение животными задач, требующих установления сложных связей и отношений между объектами. Существует два типа М. ж.: 1) установление связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми животным в ходе его деятельности (например, выбор предметов, пригодных для употребления в качестве орудия); 2) установление связей между непосредственно воспринимаемыми явлениями (предметами) и представлениями (обобщенными образами), сформировавшимися в результате накопления двигательного опыта. Второй тип М. присущ только человекообразным обезьянам.

К.Э. Фабри

Раздел 9. Развитие психики в филогенезе. Зоопсихология

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

Сообщение психологический словарь » Чт дек 30, 2010 6:15 am

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М. н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н.


Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка М. н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека М. н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Сообщение психологический словарь » Пт дек 31, 2010 6:57 am

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением. М. н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 01, 2011 2:04 am

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. М. п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ ПРАЛОГИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 02, 2011 2:46 am

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в М. п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире.


Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При М. п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением М. п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений. Л. Леви-Брюль не связывал М. п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы М. п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы М. п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

А.А. Брудный

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ СИНКРЕТИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 02, 2011 5:34 pm

Мышление синкретическое [греч. synkrētismos — соединение, объединение] — детское и примитивное мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются друг с другом. До 7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка. Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т. д. Например, ребенок 6 лет может заявить: "Солнце не падает, потому что жарко". Представление о том, что Солнце не падает, и о том, что оно согревает, так слиты между собой, что могут обосновывать друг друга.


Согласно Ж.Пиаже, причиной М. с. является нерасчлененность различных типов связи явлений: причинно-следственных, атрибутивных, отношений части и целого и т. д. Со становлением группировок умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суждений о внешнем мире. Однако до формирования формальных операций в 11—12 лет М. с. сохраняется в области вербальной мысли, оторванной от непосредственного наблюдения. Две основные формы вербального синкретизма — это синкретизм рассуждения, проявляющийся во взаимном искажении высказываний, рассматриваемых вместе, и синкретизм понимания, заключающийся в том, что понимание текста или фразы начинается не с анализа деталей, а с создания схемы целого, которая дает смысл отдельным словам.

Д.В. Ушаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 03, 2011 9:05 am

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. М. с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре М. с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 04, 2011 2:24 pm

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. М. т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

О.К. Тихомиров

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 05, 2011 3:49 pm

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. М. т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. М. т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. М. т. характерно для научной деятельности.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЕ. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Сообщение психологический словарь » Чт янв 06, 2011 7:19 am

Мышление. Нейрофизиологическая основа — нейрофизиологические механизмы, опосредующие мышление. Мышление — психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связей между ними.


Орудием мышления являются слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения. В эволюции именно появление речи привело к новой функции мозга — вербальному мышлению, базирующемуся на кодировании информации с помощью абстрактных обобщенных символов — слов. Мысли у человека формируются с помощью слова, вне языка могут возникать лишь неясные побуждения.

Мышление, так же как и любая другая форма психической деятельности, организуется по принципу функциональной системы.


Направленность мышления на решение определенных задач определяется актуализированной потребностью. Оно осуществляется на основе синтеза всей имеющейся информации (наличной и средовой); этапу принятия решения (гипотеза, стратегия) соответствует выбор оптимального пути достижения поставленной цели; его реализация (решение задачи или нахождение ответа на поставленный вопрос) сопровождается сличением полученных результатов с исходными условиями.


Согласование прекращает данный мыслительный акт, рассогласование стимулирует дальнейший процесс мышления, пока не будет найдено адекватное решение. В обеспечении мыслительной деятельности участвуют многие структуры мозга, не только корковые области, но и подкорковые образования. При регистрации активности отдельных нейронов таламических ядер обнаружена их модуляция в процессе выполнения мыслительных операций.

Нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями выявлена специализированная роль передне- и заднеассоциативных отделов коры в мыслительной деятельности.


Показано, что теменно-затылочные отделы коры принимают участие в осуществлении зрительно-пространственной деятельности и мыслительного конструирования объекта по образцу из отдельных деталей. Выполнение вербально-логических операций (например, семантические задания, решение арифметических задач, доказательство теорем) вовлекает переднеассоциативные отделы, где, по-видимому, сосредоточен мозговой субстрат основных блоков функциональной системы аппарата афферентного синтеза, принятия решения, программирования, контроля (акцептор результатов действия). Больные с нарушенной функцией лобных долей не способны четко сформулировать цель и задачу, вычленить наиболее значимую информацию, сличить полученный результат с исходными условиями задачи и осознать бессмысленность полученного ими ответа.


>Взаимодействие корковых областей и системная организация процесса мышления четко выявляются в электрофизиологических исследованиях. При решении задач разного типа обнаружено, что организация межцентрального взаимодействия зависит от характера выполняемой мыслительной операции. При мысленной вербальной деятельности усиление межцентрального взаимодействия наблюдается между переднеассоциативными и заднеассоциативными речевыми зонами левого полушария. Решение арифметических задач сопровождается формированием функциональных объединений лобных областей с височными отделами левого полушария и теменными правого, что связано с активизацией речевой памяти (левая височная область) и пространственных синтезов при операциях с цифрами (правая теменная зона).

При выполнении зрительно-пространственных заданий (мысленное вращение фигур или выбор фигуры по эталону) отмечается формирование локальных функциональных объединений теменных, височных и затылочных областей правого полушария, участвующих в зрительно-пространственном гнозисе.


>В мыслительных операциях по-разному участвуют левое и правое полушария. В основе этих различий лежит специфика структурно-функциональной организации полушарий и связанные с этим способы обработки информации. В левом полушарии преобладает система более коротких межцентральных связей, и оно специализируется на последовательной поэтапной обработке информации.


Правое полушарие, в котором преимущественно выражены более длинные связи, объединяющие пространственно разнесенные области, обрабатывает поступающую информации одновременно и целостно. Это согласуется с описанной ролью левого полушария в логическом мышлении, выделении причинно-следственных отношений, требующих последовательно осуществляемых операций, а правого — в решении пространственных задач, осуществляемых на основе одномоментного охвата объектов, расположенных в пространстве. Известно, что правое полушарие оперирует всем набором признаков, а левое выделяет наиболее существенные характеристики и легче улавливает различия объектов.

Отмечая определенную специализацию полушарий в мыслительных операциях и психических процессах, следует подчеркнуть, что оба полушария работают, дополняя друг друга. Характер их участия и взаимодействия зависит от конкретной задачи и реализуемой деятельности.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЯ ИНИЦИАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 06, 2011 9:07 pm

Мышления инициация — порождение, возникновение мышления в процессах обнаружения познавательных пробелов, противоречий, их локализации и оформления в мыслительных задачах. В психологии мышления М. и. отличают от мышления как процесса, детерминированного решаемой задачей. В проблематику М. и. входит изучение интеллектуальной инициативы, чувствительности к проблемам, мотивации мышления, типологических особенностей поведения людей в проблемных ситуациях, детерминации мышления, его направленности и избирательности в процессах постановки задач и поисках решений. Мышление инициируется поставленной кем-либо задачей (руководитель, учитель и т. д.). Оно может возникать ситуативно — в процессе любой (в т.ч. профессиональной) деятельности под воздействием складывающихся условий. Наиболее сложным видом М. и. является т.н. свободная инициация, проявляющаяся в виде самопроизвольного, инициативного выхода личности за пределы инструкций, норм, требований ситуации и т. д. В гомеостатических моделях личности феномены свободной М. и. рассматриваются как проявления "апрактичности", "бескорыстности", "нефункциональности" мышления. В гуманистической психологии они исследуются как проявление потребности личности в самоактуализации и самореализации. В отечественной психологии свободная М. и. рассматривается как проявление гетеростазической (нормотворческой) природы действующей личности и ее стремления к сохранению целостного и осмысленного образа мира, фрагментарность которого обусловливается сложившейся системой образования и образом жизни личности. Исследования М. и. позволяют увидеть в мышлении не только процесс познания как "отражения" действительности, но и как порождение образа мира: как психологического образования, через которое преломляются, опосредуются все внешние воздействия.

А.М. Матюшкин, В.Е. Клочко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, rtanya, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]