М

МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 08, 2011 3:09 am

Мышления нарушения — нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. М. н. включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. М. н. распространяются либо на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности (т. е. являются глобальными, т. к. представляют собой расстройство самой структуры интеллектуальной деятельности), либо затрагивают только одну из них.


Для некоторых психических заболеваний характерны преимущественные нарушения регуляторных механизмов интеллектуальной деятельности мозга (особенно мотивационных процессов) при большой сохранности ее операционального состава. В др. случаях (главным образом при шизофрении) наблюдаются также и операциональные нарушения, выражающиеся в расстройстве вероятностных механизмов актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления, в нарушениях опосредствования интеллектуальных актов и др. М. н. могут протекать в рамках различных психопатологических синдромов на фоне нарушений памяти, аффективной сферы, сознания. При локальных поражениях мозга М. н. зависят от локализации очага поражения. В соответствии с факторным принципом анализа нарушений психических процессов, предложенным А. Р. Лурия, нейропсихология различает несколько форм М. н. При поражении лобных долей мозга (преимущественно левой лобной доли) в первую очередь страдают регуляторные механизмы интеллектуальной деятельности (программирования и контроля), тогда как различные интеллектуальные операции (речевые и неречевые) остаются при этом сохранными.

Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий приводит к расстройствам наглядно-образных и наглядно-действенных форм интеллектуальной деятельности, связанных с анализом и синтезом информации, относящейся к пространственным и квизпространственным свойствам среды (счета, конструктивного праксиса, понимания логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения и др.) при общей сохранности процессов мотивации, программирования и контроля за интеллектуальной деятельностью. Особые виды М. н. наблюдаются при поражении речевых зон левого полушария. Они связаны с различными дефектами кодирования речевых сигналов или трудностями организации речевого высказывания. В таких случаях в первую очередь страдает вербально-логическое мышление (его операциональный состав). Преимущественно динамические М. н. возникают при поражении различных отделов неспецифической системы мозга (нижних отделов ствола, диэнцефальных лимбических структур и др.). Таким образом, специфика М. н. при локальных поражениях мозга определяется спецификой нейропсихологического синдрома. М. н. при различных аномалиях психического развития связаны с общим недоразвитием интеллектуальной деятельности, которое прежде всего определяется недоразвитием речевой системы в целом или отдельных анализаторных систем. М. н. следует отличать от случаев снижения умственной работоспособности, быстрой истощаемости, связанных с тяжелыми соматическими заболеваниями или с умственным переутомлением.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЫШЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 08, 2011 5:56 pm

Мышления развитие (синоним: интеллектуальное развитие) — одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного наблюдения отношениях между объектами. Различия между разными концепциями М. р. определяются, в первую очередь, ответами на три взаимосвязанных вопроса: 1) каково основное направление М. р.; 2) каковы этапы (стадии) развития; 3) каковы основные механизмы, обеспечивающие М. р.

Бихевиористически и необихевиористически ориентированные исследователи рассматривают М. р. с точки зрения формирования у ребенка все более совершенных умственных навыков. В гештальт-психологии на первый план выдвигается процесс расширения и структурирования психологического поля.


В концепции Ж. Пиаже М. р. выступает как процесс прогрессивного уравновешивания со средой. Оно проявляется в постепенном преодолении присущего ребенку эгоцентризма (фиксации на собственной позиции, невозможности понять, что позиция другого человека может от нее отличаться). Отечественные психологи, вслед за Л.С. Выготским, в качестве основного направления М. р. выделяют овладение исторически выработанными психологическими средствами ("психологическими орудиями"). К ним относятся: понятия, фиксированные в языке (Л.С.


Выготский, Ж.И. Шиф); схема ориентировочной основы действия (П.Я. Гальперин); различные модели, отражающие связи и отношения между объектами (В.В. Давыдов, Л.А.


Венгер); действия с предметами, соответствующие социально заданным способам их употребления (А.Н. Леонтьев).

Стадиальность развития детского М. наиболее ярко подчеркнута в концепции Ж. Пиаже. Согласно его взглядам, в раннем возрасте, на стадии сенсомоторного интеллекта, М. неразрывно слито с восприятием и практическим действием. Позднее связанность ребенка наличной ситуацией ослабевает, у него появляется способность к рассуждению, не сопровождаемому практическим действием. Однако в М. ребенка дошкольного возраста решающую роль по-прежнему продолжают играть непосредственные впечатления, на стадии конкретных операций и это ограничение преодолевается, хотя и не до конца. В этот период М. ребенка освобождается от влияния непосредственных впечатлений, но его рассуждения продолжают опираться на наглядные представления. Только на уровне формальных операций, достигаемом в подростковом возрасте, ребенок становится способен к подлинно абстрактному М., высшей формой которого является гипотетико-дедуктивное рассуждение (правильно построенное рассуждение по принципу "что было бы, если бы…"). По достижении уровня формальных операций М. ребенка перестает нуждаться в опоре на наглядные представления.

В отечественной психологии выделяются три этапа М. р. 1) В качестве генетически исходной формы (ранний возраст) рассматривается наглядно-действенное М.


Оно характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. В отличие от аналогичных форм М. животных, наглядно-действенное М. ребенка опосредовано социально выработанными способами (образцами) практических действий и развивается под влиянием общения со взрослым (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова). 2) К началу дошкольного возраста у ребенка складывается наглядно-образное М., осуществляющееся в форме оперирования с представлениями о ситуации и о ее возможных изменениях. Использование различных схем и моделей, которые в наглядной форме отражают различные (в том числе абстрактные) отношения между объектами, позволяет ребенку решать в образном плане чрезвычайно широкий круг интеллектуальных задач (Л.А. Венгер). 3) В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое М., которое функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Дальнейшее развитие словесно-логического М. связано с развитием понятийных структур — переходом от предпонятий к житейским, а затем и научным понятиям, теоретическим обобщениям (Л.С. Выготский, Ж.И.


Шиф, В.В. Давыдов).

Несмотря на сходство этих этапов со стадиями, выделенными Пиаже (сенсомоторный интеллект — наглядно-образное М.; дооператорный интеллект — наглядно-образное М.; операторный интеллект — словесно-логическое М.), имеется и существенное различие. Пиаже считал, что каждая из стадий, за исключением последней, высшей, является лишь промежуточной ступенью, отмирающей при переходе к следующей. В отечественной же психологии подчеркивается, что каждый из типов М., раз появившись, далее продолжает существовать и развиваться. У взрослого человека сосуществуют, выполняя свои специфические функции, все три типа мышления (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).

Описывая механизмы развития М. на ранних стадиях, ведущую роль


Пиаже отводит деятельности ребенка, практическому познанию мира, экспериментированию с разнообразными объектами. Интериоризация практических действий приводит к образованию познавательных схем интеллекта. На более поздних стадиях (особенно — в подростковом возрасте) важнейшим источником интеллектуального развития становится коммуникация, дискуссия между сверстниками, в ходе которой выясняются и согласовываются их точки зрения. Высшие формы М., по Пиаже, представляют собой подобную же дискуссию, но только интериоризированную ("дискуссию с самим собой"). В отечественной психологии решающая роль в М. р. также отводится предметной деятельности и общению, однако подчеркивается, в первую очередь, значение общения со взрослым, которое обеспечивает усвоение общественного опыта. Ведущую роль в этом процессе играет как целенаправленное, так и стихийное обучение, осуществляемое окружающими ребенка людьми.

А.Л. Венгер

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЭЙО

Сообщение психологический словарь » Вс янв 09, 2011 2:03 pm

МЭЙО (Мауо) Джордж Элтон (1880-1949) - американский социолог и психолог, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины "человеческих отношений". Начиная свое образование, он специализировался на изучении этики, философии и логики, а позже, в Шотландии - медицины и психопатологии. Большое влияние на формирование взглядов М. оказали идеи Э. Дюркгейма (см.) и З. Фрейда (см.).


Переехав в США, он продолжил образование в университете Квинсленд в Брисбэне (1919-1923) и в Школе финансов и коммерции при Пенсильванском университете в Филадельфии (1923-1926). После завершения учебы М. работает в качестве профессора индустриальной социологии в Высшей школе делового администрирования Гарвардского университета (1926-1947). Значительный вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии внесли научные исследования М. в Западной электрической компании близ Чикаго (знаменитые Хоторнские эксперименты, 1927-1932), которые сделали М. влиятельной фигурой в рамках школы человеческих отношений. Анализ Хоторнских экспериментов он изложил в работе "Человеческие проблемы индустриальной цивилизации" (1933), которую считают его наиболее важной книгой. М. также предложил программу рекомендаций по персоналу, в которой он обращается к специфическим потребностям индустриальных рабочих, не получающих удовлетворения от своей работы в больших организациях. Его партнеры Ф.Й.


Ротлисбергер и У.Дж. Диксон суммировали результаты исследования в работе "Управление и рабочий" (1939). Отдельные части этого исследования - это касается массива данных, отношений труда и управления, неформальных взаимоотношений между фабричными служащими - интересны для специалистов до сих пор. После Хоторнских экспериментов М. возглавил отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе делового администрирования Гарварда.

Исследуя воздействие различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на производительность труда на промышленном предприятии, М. показал особую роль человеческого и группового фактора в ее повышении.


Вслед за Дюркгеймом он считал, что научно-технические достижения опередили социальные навыки и установки человека, одним из следствий чего стало широкое распространение аномии. Это было очевидно на примере спонтанной организации неформальных группировок в промышленности, как показали Хоторнские эксперименты.

Обобщив эмпирические данные, М. сформулировал социальную философию менеджмента.


В ее основе лежат следующие принципы: 1) человек - "социальное животное", предрасположенное к групповому поведению и включенное в него; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители индустрии должны ориентироваться в большей мере на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой. Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты труда - основной путь решения социальных противоречий. Основой социальной практики доктрины "человеческих отношений" был принцип замены индивидуального вознаграждения групповым (коллективным), экономического - социально-психологическим (благоприятный морально-психологический климат, повышение удовлетворенности трудом, использование демократического стиля руководства). Вместе с этим предлагались новые пути и средства повышения производительности труда: "паритетное управление", "гуманизация труда", "групповые решения", "просвещение служащих" и т.п. М. выступал за развитие социальной подготовки менеджеров, способных наладить эффективное управление группами рабочих в промышленности, обеспечивая социальное закрепление и повышая значение наемных рабочих и тем самым устраняя причины аномии. Вместе с тем предполагалось сохранить способность промышленности укреплять и кооперативный дух в общ-ве, иначе оно будет ослаблено индивидуализмом. Его идеи оказали влияние на практику и на идеологию менеджмента, а также на последующие социальные исследования в промышленности.

В.А. Балцевич

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЭМФОРД

Сообщение психологический словарь » Пн янв 10, 2011 10:09 am

МЭМФОРД (Mumford) Льюис (1895-1990) - американский философ и социолог. Представитель негативного технологического детерминизма. В своих многочисленных работах по социальным проблемам техники, урбанизации, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения: "История утопий", 1922; "Техника и цивилизация", 1934; "Искусство и техника", 1952; "Превращения человека", 1956; "Город в истории", 1966; "Миф о машине", 1967-1970; "Интерпретации и прогнозы", 1973 и др.).

М. выступал против чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой.


Отвергает как неверную точку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцию в человеческом развитии орудиям труда. Не меньшую, а гораздо большую роль в развитии человека и общества, считает М., играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Еще более важное значение М. придает происходящим в процессе развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам, переменам в социальной организации и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность символических форм, производство все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда.

В работе "Техника и цивилизация" М. подчеркивал, что техника своим развитием обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала, песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд. С его точки зрения, контроль над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе приоритетное значение придается возникновению языка как коллективного продукта и средства умственной концентрации древнего человека. Ибо только тогда, когда знание и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, утверждал М., стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения. М. утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы, что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М., к тому, что инициатива и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Эта антигуманная тенденция использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М., в бездушной и безличной мегамашине, т.е. предельно рационализированной, технократической социальной организации, построенной на жестком принципе единоначалия. См. Мегамашина.

Е.М. Бабосов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЮ-РИТМ

Сообщение психологический словарь » Пн янв 10, 2011 8:04 pm

Мю-ритм. Ритм электроэнцефалограммы, регистрируемый в сенсомоторной области коры головного мозга, расположенной в области роландовой извилины, в связи с чем он многими исследователями назывался роландическим ритмом, имеющим аркообразную форму, благодаря которой французский исследователь Гасто, впервые описавший его в 1952 году, назвал этот ритм аркообразным. Известны другие названия этого ритма: "центральный", "викет-ритм", "гребенчатый" и т.д. По предложению Международного терминологического ЭЭГ комитета в 1974 г. было решено не использовать все выше перечисленные термины, а называть описываемые электрические колебания Мю-ритм.


>Мю-ритм по своей частотно-амплитудной характеристике напоминает затылочный альфа-ритм, но он ниже по частоте, амплитуде и регулярности. Основная особенность Мю-ритма состоит в том, что он изменяется только под влиянием кинестезических раздражителей и не реагирует или мало реагирует на воздействие других, например, световых или звуковых, сигналов. Выполнение любых движений независимо от их структуры, силовой, временной, пространственной характеристик всегда сопровождается блокированием Мю-ритма.

Мю-ритм встречается у всех людей, но имеет разную выраженность. Выделено четыре разновидности или типа Мю-ритма: доминирующий, субдоминантный, смешанный и невыраженный. Высокочастотный, высокоамплитудный и высокорегулярный Мю-ритм встречается у спортсменов примерно в пять раз чаще, чем у лиц, не занимающихся спортом, и в три раза чаще у слепых людей по сравнению со зрячими.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЮЛЛЕР

Сообщение психологический словарь » Ср янв 12, 2011 6:59 am

МЮЛЛЕР (Müller) Георг Элиас (1850—1934) — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. В 1873 г. защитил докт. дис. по философии в Геттингенском унте. С 1876 г. — профессор Геттингенского ун-та.


Переводчик "Эннеад" Плотина (1878). Создал в университете Геттингена крупный научный центр, где было выполнено большое количество экспериментально-психологических работ по проблемам психофизики, восприятия, памяти и других функций. Особое внимание М. уделял совершенствованию методик, позволяющих получить доступные многократной проверке лабораторные факты.

Главный труд М. — "Cur Grundlagen der psychophysik ("Основы психофизики"), 1879 г. Придерживаясь постулатов ассоцианизма и принципа изоморфизма детально изучал различные виды ассоциаций, как основы памяти.


Отстаивал тезис о немеханическом запоминании даже бессмысленных слогов. Сами ассоциации рассматривались им как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной установки на заучивание. Один из его учеников Адольф Иост (1870—1920) открыл, что при прочих равных условиях, в ряду связываемых между собой элементов повторение этого ряда ведет к лучшему воспроизведению более старого, чем более нового ("свежего"). Этот феномен принято называть "законом Иоста".


Проводил исследования в области визуальных представлений. В области изучения памяти обнаружил эффект ретроактивного торможения. Автор трудов: "Zur Psychophysik der Gesichtsempfindungen" / Z. f. Psychol., 1896—1897, Bd. 10, 14; "Zur Analyse der Gedächtnistätigkeit und Vorstellugsverlaufes", T. 1—3, Lpz., 1911—1917; "Komplextheorie und Gestalttheorie", Gött., 1923; "Abriss der Psychologie", Gott., 1924.

И.М. Кондаков, М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЮНСТЕРБЕРГ

Сообщение психологический словарь » Ср янв 12, 2011 9:29 pm

МЮНСТЕРБЕРГ (Munsterberg) Гуго (1863—1916) — немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им "психотехникой". В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском унте, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины.


С 1887 по 1892 г. М. — профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г. по приглашению У. Джемса переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала "


;Harvard Psychological Studies". Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics. "Psychological Review", 1894, 1; The localization of sound. "Psychological Review", 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И.Г.


Фихте (1762—1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему "волюнтаристического идеализма", в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas. "Psychological Review", 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. "Psychological Monographs", 1903, 4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии.

Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей ("Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency", L., 1913; "Business Psychology", 1917).


Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний ("On the Witness Stand", 1908); клинической психологией, психологией образования и оценки искусства ("Principles of Art Education", 1905; "The Photoplay. A Psychological Study", 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов ("Psychology General and Applied", 1915). М. автор большого количества трудов, в том числе: "Beitrage zur experimentellen Psychologie", H. 1—4, Freiburg, 1889—1892; "Grundzuge der Psychologie". Bd. 1—2, Lpz., 1900; "


;The Americans", 1904; "The Eternal Values", 1909 и др. В рус. пер. изданы: "Психология и учитель", М., 1915; "Основы психотехники", Т. 1—2, М., 1924—1925; "Психология и экономическая жизнь", М., 1924.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЮРРЕЙ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 13, 2011 1:00 pm

МЮРРЕЙ (Murray) Генри Александр (1893—1988) — американский психолог. Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации, поведения, отбора персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; д-р медицины, 1920) и Кембриджском ун-тах (д-р философии, 1927). Работал преподавателем физиологии в Гарвардском ун-те и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920—1922), с 1922 г. по 1926 г. М. — ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском ин-те медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории


Кембриджа (Англия). Здесь по биохимическим вопросам защитил докт. дис. (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского ун-та, с 1928 г. он — ассистент профессора, с 1937 г. — ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и Х. Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу. Работал в Отделе стратегических служб США над программой создания ситуационных тестов на стрессоустойчивость. В 1947 г. вновь возвратился в


Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал собственную Психологическую клинику "Annex" при Гарвардском университете (1949). Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки М. в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З.


Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге "Исследование личности" (Exploration in Personality. N.Y., 1938, et al.) М. выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации ("давление"), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах.

Перечень потребностей, составленный М. несколько позже, включал в себя: потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники "


;Список личностных предпочтений" А. Эдварса и "Форма по изучению личности" Д. Джексона). М. одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но вместе с тем в статье "К классификации взаимодействий" (Toward a classification of interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951) он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных ("давление" как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: "давление" актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей "давление"; их встреча обозначалась М. как "тема". Благодаря такому подходу М. оказал влияние на современный интеракционизм.


>Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). М. разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность "Тематический Апперцептивный Тест", который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств ("Thematic Apperception Test: Manual", Cambridge, 1943). М. также автор трудов: "The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities" / J. o. social psychol. 1934, 4; "A method for investigation fantasies" / Neurol. Psychiat. 1935 (совм с Morgan C.); "Preparation for Scafford of a Comprehensive System" / Psychology.


Study of a Science, N.Y., 1957; "Vicissitudes of Creativity" / Creativity and its Cultivation, N.Y., 1959.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЯЛКИН

Сообщение психологический словарь » Пт янв 14, 2011 10:54 pm

МЯЛКИН Алексей Васильевич (р. 1924) - российский социальный философ и социолог. Доктор философских наук (1972), профессор (1973). Заведующий кафедрой философии Московского государственного лингвистического университета (с 1986). Окончил исторический факультет Хабаровского педагогического института (1955) и Академию общественных наук по кафедре философии (Москва, 1962).


С 1962 преподает философию в высших учебных заведениях Новосибирска, Новочеркасска и Москвы (доцент, профессор, заведующий кафедрой). В 1978-1985 - проректор по научной работе Высшей комсомольской школы. Исследовал преимущественно проблемы теории личности, внутреннюю логику процесса всестороннего развития личности, диалектику формирования способностей и потребностей человека; вопросы гуманизма, методики преподавания философии и др. Автор книг "Свободное время и всестороннее развитие личности" (1962), "Социальный портрет советского рабочего" (1977), "Способности и потребности личности: диалектика формирования" (1983) и др.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

МЯСИЩЕВ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 15, 2011 7:01 pm

МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич (1893—1973) — российский психолог, невропатолог и психотерапевт. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Д-р медицинских наук, профессор. Чл.-кор.


АПН СССР (1957). Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Директор Ленинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (с 1939). Одновременно в течение многих лет возглавлял кафедру психологии ЛГУ.


Окончил медицинский фак-т Петроградского психоневрологического ин-та (1919). С 1919 по 1921 г. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. Работы этого периода были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей. В 1921 г. на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства выступил с обоснованием необходимости особой научной дисциплины — эргологии. С 1922 г. и до последнего дня жизни научная деятельность М. была связана с


Ленинградским (Санкт-Петербургским) психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева (его директор с 1939), где выполнил большой цикл работ в области нейрофизиологии.


Исследования кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека привели к широкому применению этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клинике ("Работоспособность и болезненные личности", 1936). Наиболее известны исследования М. в области психологии личности (индивидуально-психологические особенности человека, типы личности, характер) и в области медицинской психологии. Личность и характер М. рассматривал как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Разрабатывая концепцию личности, считал, что ее ядро составляет система отношений человека к себе и миру, формирующаяся в результате отражения действительности и взаимодействия со средой. Исследования в этой области были обобщены в монографии "Психические особенности человека. Характер, способности". Т. 1—2, 1957 (в соавт. с А.Г. Ковалевым).

Проблематику медицинской психологии М. разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности.


В самом начале несколько лет активно изучал и практиковал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы З. Фрейда о сексуальных травмах как источниках психических расстройств. В 1930—40-е гг. разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, которая объясняла их возникновение и течение (но при этом не опиралась на психоанализ). В основу понимания неврозов было положено напряжение конфликта (в форме патогенного противоречия) при неадекватной попытке решения ситуации. Для лечения неврозов М. была разработана патогенетически обоснованная личностно-ориентированная психотерапия, суть которой заключалась в том, чтобы изменить систему отношений человека в целом, его жизненные позиции и установки ("


;Личность и неврозы", 1960). Исследования в области медицинской психологии и связанные с этим задачи в области гуманизации медицины были обобщены в книге "Введение в медицинскую психологию" (1966), написанной совместно с М.С. Лебединским. М. автор также многих др. работ по различным проблемам психологии.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: 12341322123, cooler462, Flick, GoGo [Bot], Google [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]