К

КРОНЕР

Сообщение психологический словарь » Вт фев 08, 2011 9:51 am

КРОНЕР (Kroner) Рихард (1884—1974) — немецкий философ. Преподавал в различных университетах Германии: с 1919 — во Фрейбурге, с 1924 — в Дрездене, с 1929 — в Киле, с 1934 — во Франкфурте-на-Майне. В 1935 лишен права преподавания.


С 1938 преподавал в Оксфорде (Великобритания), с 1940 — в Канаде, затем в США. В 1949—1952 преподавал в Объединенной телеологической семинарии (Нью-Йорк), с 1953 — в Темпльском университете (Филадельфия). В 1910 вместе с Г. Мелисом, Степуном и Гессеном основал международный журнал "Логос", возглавлял его немецкую редакцию до 1933.


В своей философской эволюции прошел три этапа. Начинал как неокантианец (баденской ориентации); затем через проблематику философии жизни пришел к неогегельянству, одним из основных представителей которого в Германии и являлся; в эмигрантский период жизни переосмыслил свою позицию через призму религиозной проблематики. Его идеи этого периода близки философии Паскаля и Кьеркегора, диалектической теологии. Основные работы: "От Канта до Гегеля" (т. 1—2, 1921—1924); "Самоосуществление духа. Пролегомены к культур-философий" (1928); "Культур-философское обоснование политики" (1931); "Примат веры" (1943); "Культура и вера" (1951); "Спекуляция и откровение в истории философии" (т. 1—3, 1956—1961); "


;Между верой и мышлением" (1966) и др. Путь бесконечного божественного духа к самому себе осмысливается К. через диалектику движения мышления и "самодвижения живого духа" ("мыслящей себя жизни"), сознания и самосознания (рефлексирующего себя духа), т.е. через диалектику конечного и бесконечного. Абсолют не может быть выражен иначе, как в бесконечной последовательности суждений, он сам утверждает себя в каждой высказанной о нем мысли. Однако он никогда полностью не выразим ни в одном суждении, ни в их совокупности, так как он не может быть полностью помыслен в мысли, будучи сам мыслью. "Жизнь" ("жизненное начало") не выразима до конца рационально, внешним для себя образом.

Она предполагает обращение духа к самому себе, т.е. философскую спекуляцию (как разрушение рационального рациональным же образом). Согласно К., философия имеет своим предметом сверхрациональное, обращена не вовне, а на самое себя, но стремится выразить себя вовне рациональным образом, рефлексируя над предметными областями, т.е. спекулятивное мышление принципиально противоречиво. Отсюда определение К. диалектики как превращенного в метод, сделанного рациональным — иррационализма. В отличие от философии наука познает внешнее ей содержание, в ней нет подлинной рефлексии, свойственной только самопознающей себя мысли, поэтому в ней не может быть и противоречий.


Здесь противоречие — свидетельство ошибочности мысли, примирение сознания с самим собой происходит в культуре как "теле" сознания. Философия есть философия культуры, в которой сознание сознает себя как само себя осуществляющее, как посредством самого себя для самого себя становящееся. Культура как целостность своих частей (понятийных областей) суть завершение для-себя-становления, самоосуществления сознания. Философия же, в свою очередь, есть культура, постигшая самое себя, а тем самым задающая тотальность себя и своих частей (понятийных областей).


Но это тотальность Я, а не предметного мира. В философии культура выходит за пределы самой себя, осмысливает и постигает себя, а тем самым объединяется с самой собой, становится для себя самой понятием и действительностью. Без философии культура, по К., суть неосознанное самим собой самоосуществление сознания.


Части культуры сами по себе есть лишь вовне спроецированные, замкнутые в себе предметности, не способные примирить сознание с самим собой. Экономика (хозяйство) и техника, представляющие собой опредмечивание витальной (жизненной) и целеполагающей сторон культуры, суть ее цивилизационная составляющая (как "преддверие" культуры). Наука и политика (направлены соответственно на природу и государство) задают рациональную составляющую культуры, которая никогда не может быть завершена, всегда пребывая в процессе бесконечного становления.

Субъективное сознание всегда отделено от форм рациональной культуры, неизменно внешней по отношению к нему.


Оно входит в смысловую действительность рациональной культуры как абстрактно-рациональное, а не как конкретно-индивидуальное. Эти ограничения преодолеваются в интуитивной составляющей культуры: в искусстве, а особенно в религии (первое направлено на творимый самим же искусством мир, вторая — на Бога). Эти части (формы) культуры глубоко индивидуализированы, предполагают смысловое постижение, слитность субъективного духа с внешними формами. Однако и они не способны адекватно отрефлексировать сами себя. Это возможно лишь в сфере рефлексий находящихся по ту сторону науки, политики, искусства и религии: только в философии, сознании, становящемся в рефлексии самосознанием, они становятся для себя тем, что они суть в себе, т.е. вне философии.


Части могут проявить себя, становясь понятийными областями целого. Постигнутые, они становятся частью философии, будучи вне ее. "Целое есть для себя становящееся истинное, ибо истинное есть для себя становящаяся самость". Рефлексия самосознания есть осмысление смысла границ. Постигать — значит ограничивать, но одновременно — это значит переступать границу (постигать часть через целое, культуру через понятие культуры).


Философская рефлексия как вневременная (постижение духом самого себя) дополняется временной исторической рефлексией, схватывающей "дух эпохи". Таким образом "непосредственное осуществление сознания" всегда развертывается в противопоставлении, предметно воплощенного сознания и самосознания Я, конечного и бесконечного. В последних работах К. заменил антитезу научного (метафизического, эмпирического) и спекулятивного антитезой спекуляции и откровения. Спекуляция, направленная на постижение Абсолюта, знает все же безличную и отделенную от субъекта истину.


Откровение, в отличие от спекуляции, не зависит от человека, являясь всецело делом Бога, и способно непосредственно передать человеку "практическую" истину. Последняя не требует доказательств и воспринимается как сугубо личностная. Спекуляция ограничена извне (без чего невозможна). Бог же недоступен познанию (являясь субъектом, имеет личностный характер и бесконечную природу). Истины спекуляции и истины откровения отражают один и тот же Абсолют, но и те и другие — предельны, следовательно, между ними лежит пропасть.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРОПОТКИН

Сообщение психологический словарь » Вт фев 08, 2011 7:45 pm

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842-1921) - русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник. Представитель старинного русского княжеского рода. В 1862 окончил Пажеский корпус, а в 1867-1868 учился на математическом отделении Петербургского университета.


В начале 1870-х, будучи за границей, участвовал в движении народничества. В 1873 написал программный документ анархистов "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?". Через год за революционную деятельность был арестован, и после двухлетнего заключения бежал за границу. В эмиграции К. развернул широкую пропаганду анархистских идей. После смерти Бакунина стал главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. За принадлежность к Интернационалу - арестован и осужден на 5 лет во Франции.


Затем, поселившись в Англии, активно занимается наукой и публицистикой, а в 1890-х отошел от революционной деятельности. Вернулся в Россию в 1917 после свержения самодержавия. Выступал против марксизма и диктатуры пролетариата.

Философская концепция К. сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Ж. Прудона и Бакунина (см.), а также позитивизм Конта (см.) и Спенсера (см.). Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, К. считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель К. стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды К. также испытали воздействие механицизма и натурализма.


Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. К. занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. К. полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. К. перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основной социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению К., освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений". Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям.


>В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции К. занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого К. в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории К. разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование.

Этика К. - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды К. получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня.

Политика и история, философия и социология, география и этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, история науки и политэкономия, публицистика - это далеко не полный перечень предметов, в развитие которых К. внес свой весомый позитивный вклад. К числу наиболее значительных произведений К. можно отнести:


"Хлеб и воля" (1892); "Поля, фабрики, мастерские" (1898); "Анархизм. Его философия и его идеал" (пер. с фр., 1900); "Государство, его роль в истории" (1904); "Анархия и ее философия" (1905); "Нравственные начала анархизма" (1906); "Великая Французская революция. 1789-1793" (опубл. в 1979); "Земледелие, промышленность и ремесла", "Взаимная помощь как фактор эволюции" (1907); "Современная наука и анархия" (1913); "Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса" (пер. с англ., 1922); "Этика" (1922) и др.

И.Н. Андреева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРОЧЕ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 09, 2011 6:40 am

КРОЧЕ (Сгосе) Бенедетто (1866—1952) — итальянский философ, историк, общественный деятель. Неогегельянец. Определял свою философию как "абсолютный идеализм" ("историцизм").


Идеолог либерализма. Ученик Лабриолы, в молодости увлекался марксизмом. Друг и оппонент Джентиле (разошелся с ним в политических взглядах: в отличие от Джентиле, поддержавшего фашизм, К. занял оппозиционную последнему позицию). Вместе с Джентиле с 1903 издавал журнал "Критика", ставший центром притяжения интеллектуальной жизни Италии, но вскоре превратившийся в орган, печатавший почти исключительно их собственные статьи. Самого К. за его влияние в кругах интеллигенции первой трети 20 в. прозвали "светским папой".


Был профессором в Неаполе (1902—1920), в середине 1940-х возглавил воссозданную им либеральную партию.


Основные работы: "Исторический материализм и марксистская экономия" (1900), "Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика" (1902), "Что живо и что умерло в философии Гегеля" (1906), "Логика как наука о чистом понятии" (1905), "Теория и история историографии" (1915), "История Италии с 1871 по 1915" (1928), "История как мысль и как действие" (1938) и др. Лейтмотив всей философии К. — "нет другой реальности, кроме духа, и другой философии, кроме философии духа". В гегелевской философии, по К., умерла "система" (панлогизм), но живо учение о конкретном понятии. Нет никаких оснований под объективной диалектикой, изображающей природу и общество как проявление Абсолютной идеи. Есть только бесконечный циклический процесс саморазвертывания чистого понятия как единственная реальность, имеющая две составляющие (два плана реализации) — теоретическую и практическую.


Теоретическую образуют эстетика, направленная на единичное, и логика, схватывающая всеобщее. В свою очередь практическую составляющую презентируют экономика (проблематика индивидуальных целей) и этика (проблематика общего блага).

Соответственно философия К. складывается из четырех частей. Эстетика понимается К. двойственно. С одной стороны, в ней мы имеем дело не с интеллектом, а с фантазией, не с универсальностью, а с индивидуальностью, не с отношениями, а отдельными вещами, не с понятиями, а образами. Следовательно, это область до и вне логического интуитивного познания. Интуиция не только первична и автономна от интеллекта, но и является всеобщей формой познания. По мысли К., "в интуиции мы не противопоставляем себя как эмпирические существа внешней реальности, а непосредственно объективируем наши впечатления, каковы бы они ни были".


С другой стороны, эстетика — "наука о выражении" (интуиции вне логических схем). Средством выражения является слово. Следовательно, эстетика одновременно является и "общей лингвистикой". Справедливо и обратное утверждение: всякое выражение имеет эстетический характер. Язык, связывая интуицию и выражение, позволяет конституироваться феноменам искусства, вообще "оформиться" (т.е. обрести форму) любым содержаниям, но, связывая интеллект и абстрактные конструкты, порождает возможность псевдопонятий науки. Логика рассматривается К. как наука о чистом понятии. Связывая интуицию с интеллектом, она делает возможной философию как учение о развертывании конкретного понятия, т.е. понятийном схватывании индивидуального. В отличие от Гегеля и Джентиле К. считает принципом самодвижения понятий не их противоречия, а различения. В этом отношении К. говорит не о линейной бесконечности, а о круговой связи различений (импликативной связи понятий внутри каждой из сфер духа). От эстетики и логики К. переходит к философии практики — к экономике, в ведение которой подпадает любая целесообразно структурированная деятельность, и — к этике, охватывающей все действия, определяемые императивом, должным.


Философия практики — это сфера проявления особенного и всеобщего воли, объективации, экстернализации выражения в физических средствах. Таким образом внутри духа в органическом единстве взаимодействуют красота, истина, польза и добро.

Диалектика различений (круговое движение духа) обессмысливает вопрос об абсолютной первооснове, так как в этом движении первое постоянно делается вторым, а второе — первым.


Это круговое движение и представляет собой подлинное единство и тождество духа с самим собой, вскрывает связь форм духа как обладающих самостоятельностью, не позволяющей растворять практику в мышлении (в "актуальном действии" у Джентиле). Философское понятие представляет собой саму внешнюю действительность и тем самым уже не абстрактно, а конкретно. Если научные абстракции полагают различение как взаимоисключение, а порядок задают как координацию и субординацию, то философские понятия схватывают связи и отношения, полагая различения как фазы процесса и задавая порядок как непрерывный процесс развития.


Таким образом диалектика выражает внутренний ритм исторического бытия как развертывания духа. Она есть способ теоретического воспроизведения процесса возникновения идеального на основе внутреннего саморазличения реального. При такой трактовке в системе К. не оказывается места для Бога в христианском его понимании.


Он растворяется в истории (имманентен ей), понятой как историческое сознание в его теоретических и практических аспектах (как мысль и действие, сменяющие друг друга и порождающие движение истории). Отсюда второе определение философии К. как "историцизма": "жизнь и реальность есть история, и не что иное, как история". Историческое сознание (история) выступает как высший синтез теории и практики, мысли и действия: искусства и философии в мысли, этики и экономики (в данном случае как политики) в действии.


История есть история индивида, поскольку он универсален, и есть история универсального, поскольку оно индивидуально. Она есть развертывание свободы (поскольку люди свободны уже в силу того, что они живут и мыслят) как безусловного (не зависящего от фактических условий) начала, которое тем действенней, чем больше препятствий встречает при своей реализации. Таким образом, исходя из одних и тех же оснований, К. сделал во многом иные философские и политические выводы, чем его друг и оппонент Джентиле, но, с другой стороны, как отмечал Грамши, — "философию К. нельзя... рассматривать независимо от философии Джентиле. Любой Анти-Кроче должен быть и Анти-Джентиле".

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРУГ ОППОНЕНТНЫЙ

Сообщение психологический словарь » Чт фев 10, 2011 1:03 am

Круг оппонентный [лат. oppôno — противопоставлять] — круг "значимых других", полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление К. о. — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений. Понятие О. к. введено М.Г. Ярошевским.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРУКОВСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Чт фев 10, 2011 4:34 pm

КРУКОВСКИЙ Александр Станиславович (1942-1991) - белорусский философ и социолог. Окончил Минский государственный педагогический институт иностранных языков. Кандидат философских наук (1976). Старший научный сотрудник Института философии и права по специальности "прикладная социология" (1981).


>С 1975 - ученый секретарь Института философии и права АН БССР. Зав. отделом социальной структуры советского общества этого Института (с 1985). Возглавлял республиканское социологическое исследование "Социальные показатели развития сельского рабочего класса и колхозного крестьянства Белоруссии" (1985).

Зам. директора Института социологии АН БССР по научной работе (с 1990).

Основные работы: монографии "Буржуазные теории социальных перемещений: сущность и функции" (1979); "Производственный коллектив: функционирование и управление" (1978, в соавторстве с Г.А. Антонюком и Э.М.


Сороко) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРУТЕЦКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пт фев 11, 2011 1:45 am

КРУТЕЦКИЙ Вадим Андреевич (1917—1991) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор. В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения).


Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже — НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис.: "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников" и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 г. — зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: "Психология подростка" (1959, 1965); "Воспитание дисциплинированности подростков" (1960); "Очерки психологии старшего школьника" (1963).


Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Теплова, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие "математическая направленность ума", исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 г. защитил докт. дис.: "Психология математических способностей школьников". В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах.


Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: "Основы педагогической психологии", 1972), "Психология обучения и воспитания школьников" (1976); учебник для педучилищ "Психология" (1974, 1980, 1986).

В последние годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К.: "Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития" (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы.

Л.А.


Карпенко, Т.Д. Марцинковская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КРЮГЕР

Сообщение психологический словарь » Пт фев 11, 2011 12:41 pm

КРЮГЕР (Krueger) Феликс (1874—1948) — немецкий философ и психолог, основатель Лейпцигской школы в психологии. Получил образование в Мюнхенском университете. С 1906 г. профессор психологии, с 1917 г. — директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге.


Основатель журнала "Neue psychologische Studien". С 1927 г. — председатель Немецкого философского общества. В дальнейшем дискредитировал себя слишком тесной связью с нацизмом. Строил свою философию на основе объективного идеализма.


По его представлениям, возвращение в психологию "души" предполагает, что психика не будет больше сводиться лишь к явлениям сознания, но наполнится элементами трансфеноменального мира, которые представлены смысловыми и ценностными структурами. Исходил из представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал "комплекс-качества", которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные образования. Основные труды: "Der Begriff des absolut Wertvollen als Grundbegriff der Moralphilosophie". Lpz., 1898; "


;Uber Entwicklungspsychologie". Lpz., 1915; "Der Strukturbegriff in der Psychologie". Jena, 1924; "Das Wesen der Gefuhle" / Lpz., 1929.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КСЕНОФАН

Сообщение психологический словарь » Пт фев 11, 2011 10:36 pm

КСЕНОФАН (580/577 до н.э. — 490/485 до н.э.) — древнегреческий философ из г. Колофон (близ Милета и Эфеса). Профессиональный рапсод (сочинитель и исполнитель стихов под аккомпанемент кифары). Бродяжничал до возраста 92 лет. Ученик Анаксимандра.


Был близок к школе элеатов: "первый среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Но в отличие от последних интересовался преимущественно теологической и космологической (а не онтологической) проблематикой. Отвергал и подвергал критике антропоморфистские представления о богах (в частности, поэмы Гомера): "Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою — // То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: // Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро". Фундировал собственные рассуждения преимущественно яркими поэтическими метафорами. (Стал широко известен следующий фрагмент творчества К.: "Если быки, или львы, или кони имели бы руки // Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, // Боги тогда б у коней с конями схожими были, // А у быков непременно быков бы имели обличье; // Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. // Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, // Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы".)


Отдавал предпочтение "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. К природе К. относился с благоговением как к высшему совершенству.

Как указывал Аристотель, — "распространяя свое понимание на тотальность универсума, Ксенофан утверждает, что единое есть Бог". Согласно К., "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже"; "все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает... без усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет". При этом, по мысли К., полной уверенности в существовании богов и единой природы никто не способен достичь, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы не узнал этого, поскольку все есть видимость. (По легенде, когда Эмпедокл заметил К., что мудреца найти невозможно, тот отвечал: "Так оно и есть, ибо человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам".) Мысле-образы К. революционным путем трансформировали представления людей античного мира о божественном: последнее уже было невозможно представлять по формам и меркам человеческого.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КСЕНОФОБИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 12, 2011 1:23 pm

Ксенофобия социальная [греч. xenos — чужой + phobos — страх] — особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных. В годы советской власти в менталитете общества формировалось навязчивое, а точнее навязанное состояние страха и ненависти к чужим. В образе врага выступали в разное время купцы, дворяне, священнослужители, "кулаки", а также представители многих партий и общественных движений. Будучи чертой менталитета советского общества, К. с. в сознании отдельного человека выражалась в подозрительности, уверенности во враждебных намерениях, оправданности санкций и репрессий, применяемых к ним, их неискренности и фальши, заведомом моральном преимуществе пролетариата по сравнению с представителями других классов. На разных этапах истории СССР феномен К. с. обретал различную идеологическую и административную форму. Понятие "враг народа" получило широкое распространение и произвольную трактовку. Усилиями репрессивного и пропагандистского аппарата в 30—40-е годы черты К. с. вошли в сознание многих советских людей. В постсоветский период проявления К. с. заметно сглаживаются, что объясняется деидеологизацией общественной жизни. К. с. не является специфической чертой исключительно советского общества. Социология и социальная психология фиксируют проявления шовинизма, расизма, антисемитизма и т.п. и в других странах.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУАЙН

Сообщение психологический словарь » Вс фев 13, 2011 3:54 am

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (1908—1997) — американский философ и логик. Один из участников Венского кружка (1932—1934). Окончил докторантуру под руководством Уайтхеда.


Преподавал в Гарвардском университете (с 1938).


По свидетельствам ряда историков философии и науки, оказал весьма значимое воздействие на диапазон философских дискуссий второй половины 20 в.


Основные работы: "Система логистики" (1934), "Новые обоснования для математической логики" (1937), "Элементарная логика" (1941), "Математическая логика" (1949), "Две догмы эмпиризма" (1951), "С логической точки зрения" (1953), "Методы логики" (1959), "Слово и объект" (1960), "Пути парадокса и другие очерки" (1966), "Онтологическая относительность и другие очерки" (1969), "Источники эталона" (1974), "Теории и вещи" (1981), "Сущности" (1987) и др. К. был вполне уверен в пригодности современных ему логических методов прояснять философские проблемы — не только семантические и логические, но и традиционные, онтологические: "обычный язык остается... фундаментальным... в качестве средства окончательного разъяснения", но для целей "творческого аспекта философского анализа" ему недостает той точности и свободы от вводящих в заблуждение предположений, которой можно достигнуть посредством "современных методов квантификации". Анализируя парадигму постижения мира, свойственную эмпиризму, К. (развивая идеи Канта об "аналитических" и "синтетических" истинах, а также мысль Лейбница о водоразделе между "истинами факта" и "истинами разума") утверждал, что она, во-первых, основывается на догме "дискриминации" ("аналитические истины" выявляются посредством выяснения значения терминов, "синтетические" же — через изучение данных факта). При этом, по К., аналитические утверждения правомерно подразделять на два разряда: логических истин (остающихся таковыми при любой мыслимой интерпретации составляющих терминов, ибо их истинность задается их логической формой самой по себе) и истин, для проверки которых необходимо выявить синонимичность входящих в них терминов.

В этом контексте существенную значимость приобретает принципиальная разница между сигнификатами (коннотатами) и денотатами, т.к. нередки ситуации, когда различные понятия обозначают одну и ту же вещь при полном расхождении смыслов ("утренняя звезда" и "вечерняя звезда" — пример Фреге). Сигнификат, т.обр., являет собой то, чем становится сущность (в стилистике аристотелевского понятийного ряда), когда она в процессе собственного смещения в вокабулу дистанцируется от объекта. Но даже такая трактовка ситуации, позволяющая элиминировать сигнификаты в репертуарах прояснения аналитичности соответствующих суждений, не устраняет сопряженных задач осуществления процедур синонимии.


"С момента, когда установлено, что дефиниция не есть лексикографическая регистрация синонимии, ее нельзя принять в качестве обоснования", — полагает К. В целом, во всех случаях (кроме тех, когда конституируются "чистые" дефиниции — эксплицитные конвенции — продуцирующие новые символы в целях оптимизации мыслительных процедур) дефиниция лишь опирается на синонимию, предварительно не объясняя ее. И это означает, что логически четкое разведение аналитических и синтетических суждений невозможно, признание же его допустимости — это, согласно К., вера во "внеэмпирическую догму эмпириков, что является метафизическим моментом веры". Далее, в русле своих рассуждений К. анализирует догмат эмпиризма о том, что "любое осмысленное суждение переводимо в суждение (истинное или ложное) о непосредственном опыте" или подход, именуемый радикальным редукционизмом. Со времен Локка и Юма, полагает К., требовалось, чтобы любая идея коррелировалась с чувственным источником.

В границах парадигмы эмпиризма осуществляется движение от слов — к "пропозициям" (по Фреге), от пропозиций — к концептуальным схемам и т.д. Т.е., по К., "единство меры эмпирической осмысленности дает сама наука в ее глобальности".


Высказанная в 1906 П. Дюгемом идея холизма применительно к комплексу человеческих суждений о внешнем мире (т.е. предзаданность последних теоретическим контекстом) была кардинально дополнена К. С его точки зрения, все наши познания и убеждения от самых неожиданных вопросов географии и истории до наиболее глубоких законов атомной физики, чистой математики и логики — все созданные человеком конструкции касаются опыта лишь по периферии. Наука в ее глобальности похожа на силовое поле, крайние точки которого образуют опыт. Несогласованность с опытом на периферии приводит к определенному внутреннему смещению акцентов.

Трансформируется аксиологическая нагруженность и познавательный статус различных компонентов данной системы (пропозиций), логически связанных между собой. "Конкретный опыт, по мнению К., может быть связан с особой пропозицией внутри поля не иначе, как опосредованным образом и ради равновесия, необходимого полю в его глобальности". Как постоянно утверждал К., "любая теория по существу признает те и только те объекты, к которым должны иметь возможность относиться связанные переменные, чтобы утверждения теории были истинными". (Отсюда — знаменитый "тезис К.": "быть — значит быть значением связанной переменной". Мысль К. о существовании некоего множества конвергирующих повторений по сути своей выступила основой для формулирования им идеи философского "холизма": по К., любой организм, биологический или физический, должен осмысливаться в качестве органической целостности, а не как сумма его частей.) Наука в целом, как и любое ее отдельно взятое суждение, оказывается, согласно К., в равной степени обусловлена как опытом, так и языком.


(Тезис о субдетерминации научной теории языком и логикой: "все суждения могли быть значимыми, если бы были выверены достаточно отчетливо с другой стороны системы. Только суждение, весьма близкое к периферии, можно считать верным, несмотря на любой противоположный опыт, сославшись на галлюцинации или модифицируя некоторые из пропозиций, называемых логическими законами. Аналогичным образом можно сказать, что ни у одного суждения... нет иммунитета от ошибок и корректив...".)


Из этого следует, что даже две взаимоисключающие теории могут аппелировать к соразмеримой фактической очевидности каждой из них, а, следовательно, сопоставление теоретических систем с неконцептуализированной реальностью бессмысленно и непродуктивно. По мысли К., "высказывания о физических объектах нельзя подтвердить или опровергнуть путем прямого сравнения с опытом"; высказывания же, которым мы приписываем ложность или истинность, как правило, сложнейшим образом переплетены с детально разработанными концептуальными схемами, вместе с которыми в итоге они отвергаются или оправдываются.

По К., для того, чтобы некоторые существенные фрагменты концептуальной схемы хотя бы временно полагать бесспорными и осуществить переход от одной части системы к другой, нередко бывает удобно формализовать эти решающие части в виде постулатов и определений; именно такая формализация, как правило, и обусловливала прогресс науки. Конечно и у этой процедуры есть пределы: согласно К., "если логика косвенным образом происходит из соглашений, то для вывода ее из соглашений уже нужна логика... логические истины, число которых бесконечно, должны быть заданы общими соглашениями, а не по отдельности, и логика нужна хотя бы для того, чтобы применить общие соглашения к отдельным случаям...". И далее — из того, что результаты законодательного постулирования являются "всегда постулатами по произволу, не следует, что они тем самым истинны по произволу", использование постулатов осуществляется в терминах "дискурсивного" постулирования, которое "фиксирует не истину, а только некоторое упорядочение истин". Разрабатывая собственную концепцию, К. обозначил (


"Слово и объект") "периферию" — "стимулом", а "пропозиции, близкие к периферии", — "утверждениями наблюдения". К. разделяет точку зрения, согласно которой значение "живых" словоформ традиционно задается параметрами их языкового использования сообществом людей.

В случаях же "радикального перевода" (по К., "перевод с ушедшего в прошлое языка, основанный на поведенческой очевидности и без опоры на словари") господствуют исключительно "галлюцинации". Смыслы же оказываются связаны со "стимулами", завязанными на поведение: "...язык есть социальное искусство, которого мы достигаем на основе очевидности демонстрируемого поведения в социально опознаваемых обстоятельствах". Суть перевода оказывается не сводима к процедуре сопоставления смыслов, коннотатов с вещами, а сами смыслы выступают у К. как "поведенческие позиции" ("...нет ничего в смысле, чего бы не было в поведении..."). "Онтологический релятивизм" (самообозначение К. своих взглядов) исходит из того, что вне значимости наших дискурсов об объектах рассуждать нелепо, наши представления о них всегда располагаются в контексте наличных теорий — "сущее как таковое" вне поля устанавливающих его языка и теории немыслимо. (Тезис К. о неопределенности перевода как такового фундировал идею о непереводимости индивидуальных словарей — философских, исторических, культурных — на некий универсальный язык.) "Специфицируя теорию, мы должны, — полагал К., — полно и подробно расписывать все наши слова, выяснять, какие высказывания описывают теорию и какие вещи могут быть приняты как соответствующие буквам предикатов". Предметы теории вне их интерпретаций в рамках иных теорий находятся за пределами человеческих смыслов. К. также достаточно однозначно обозначил свои материалистические ориентации и предпочтения в контексте отбора культурных универсалий и постулатов, входящих, по его мнению, в "ткань" нашего познавательного процесса: "...только физические объекты, существующие вне и независимо от нас, реальны... Я не признаю существования умов и ментальных сущностей иначе, чем в виде атрибутов или активности, исходящей от физических объектов, и, особым образом, от личностей". Задача эпистемологии, согласно убеждениям К., — обнаружение и реконструкция приемов, позволяющих проектировать развитие науки в контексте и на основании наличного чувственного опыта, изысканного и упорядоченного ею же самой. (Ср.: у К. все наши понятия основаны на прагматических соображениях: "физические объекты концептуально вносятся в ситуацию как удобные промежуточные понятия... сравнимые гносеологически с богами Гомера; с точки зрения гносеологической обоснованности физические объекты и боги отличаются только в степени, а не по существу".) Будущий же опыт в контексте концептуализированного прошлого опыта, по К., вполне предсказуем.

Философия в своем абстрактно-теоретическом измерении, по мысли К., выступает как компонент научного знания: например, "физик говорит о каузальных связях определенных событий, биолог — о каузальных связях иного типа, философ же интересуется каузальной связью вообще... что значит обусловленность одного события другим... какие типы вещей составляют в совокупности систему мира?". Не признавая проблем метафизического порядка, К. полагал, что лишь проблемы "онтологического" и "предикативного" типов имеют право на существование — ответы на них не будут лишены смысла.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУДРЯВЦЕВ

Сообщение психологический словарь » Вс фев 13, 2011 9:30 am

КУДРЯВЦЕВ Товий Васильевич (1928—1987) — российский психолог, специалист в области психологии обучения, мышления, труда и профессионального становления личности. Д-р психологических наук (1972), профессор (1983).


Образование получил в Калининском пединституте (1946—1947), Казахском государственном ун-те (Алма-Ата, 1947—1948), на отделении логики и психологии филологического фак-та МГУ (1948—1952). Профессиональную деятельность начал в качестве учителя психологии, логики, русского языка и литературы в средних школах г. Калинина (ныне — Тверь) и Ташкента (1952—1953). В 1953 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, где в 1956 г. защитил канд. дис. на тему: "


;Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников". Дальнейшая профессиональная судьба К. вплоть до 1974 г. была связана с Институтом психологии АПН РСФСР, где он работал в лаборатории психологии обучения, а затем зав. лабораторией психологии политехнического и трудового обучения. Исследования этого периода привели К. к созданию на "стыке" психологии обучения, мышления и труда нового исследовательского направления — психологии технического мышления (1960-е — начало 1970-х гг.). Раскрывая природу и структуру технического мышления как теоретико-практического и одновременно понятийно-образного, он анализирует содержание конструктивно-технических задач, особенности процесса их решения (в том числе с использованием средств наглядности), эксплицирует оперативный характер этого вида интеллектуальной деятельности. На этой базе была разработана система методик изучения и развития технического мышления учащихся общеобразовательной школы, ПТУ и др., включая многофункциональный конструктор "Комплексное учебное пособие по машинной технике". В 1972 г. К. защищает докт. дис.: "Психология технического мышления" и в 1973 г. переходит в


НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где заведует отделом теории и методики обучения. По совместительству преподает в ряде московских вузов.

Исследования этого периода были обобщены в монографии "Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач", М., (1975). Поиски рациональных средств формирования способов решения конструктивно-технических задач вылились в создание концепции проблемного обучения, одним из зачинателей которого был К.


Проблемное обучение понималось им как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемно-творческих задач разного уровня сложности.


В процессе решения подобных задач учащимися в их совместной деятельности с педагогом и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами их приобретения, а через это совершается их умственное (и шире — психическое) развитие. Наряду с этим К., его сотрудниками и последователями было проанализировано содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемная ситуация" и способы ее разрешения, "учебно-проблемная задача", "проблема", "проблемный вопрос". Была предложена типология проблемных ситуаций, выделены уровни проблемности в обучении, построена обобщенно-алгоритмическая технология управления познавательной деятельностью, а также критерии диагностики умственного развития учащихся в его условиях. В 70-е гг. аналогичная проблематика разрабатывается им в русле темы развития активности личности студента в процессе профессионального становления. Значительным было участие К. и в практическом реформировании высшего образования, в том числе — в направлении его "психологизации" (был разработан один из первых психологических курсов для технических вузов и др.). В 1979 г. К. возвращается в НИИ ОиПП, где до 1987 г. возглавляет вновь организованную лабораторию психологии профессионального обучения. В этот период разрабатывается концепция профессионального становления личности внутри учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Не ослабевает интерес К. и к проблемам развития профессионального мышления и творчества, которое он считал основой профессионального становления личности. К. также автор книг: "Развитие технического мышления учащихся", 1964, в соавт.; "Психология профессионального обучения и воспитания", 1985.

В.Т. Кудрявцев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ

Сообщение психологический словарь » Вс фев 13, 2011 7:24 pm

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ — см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУЗЬМИН

Сообщение психологический словарь » Пн фев 14, 2011 10:12 am

КУЗЬМИН Сергей Вильянович (р. 1955) - белорусский издатель, социолог и социальный философ. Кандидат философских наук (1985). Один из инициаторов и издателей философского энциклопедического проекта в рамках разработанной им серии "Мир энциклопедий", в которой уже вышли: "Новейший философский словарь", энциклопедии "Постмодернизм", "История философии", "Эзотеризм", "Социология", подготовлены к печати "Религия", "Социальная философия" и др.

Окончил философское отделение исторического факультета Белорусского государственного университета (1978) и аспирантуру Института философии и права АН БССР (1984), где затем работал на протяжении двух лет. С 1986 по 1991 - зав. редакцией философии и права "Белорусской Советской Энциклопедии" им. П.


Бровки. В 1991-1992 работал главным редактором Госкомпечати Беларуси и начальником Главного управления книгоиздания и средств массовой информации Министерства информации Беларуси. В конце 1992 вернулся в издательское дело и стал главным редактором издательско-полиграфической компании "Эридан". С 1994 директор-издатель частного издательства "Книжный Дом". Организатор и первый президент "Белорусской ассоциации книгоиздателей и книгораспространителей".


>Сфера научных исследований - проблемы социализации личности и культуры свободного времени, социология книги и книговедение. К. является одним из авторов "Словаря прикладной социологии" (1982), "Энциклопедии молодой семьи" (1987), энциклопедических справочников "Скорина и его время" (1988) и "Статут Великого княжества Литовского - 1588" (1989), монографии "Молодежь и научно-технический прогресс" (1989), справочника "Кто издает книги в Республике Беларусь" (1992) и еще 20 изданий, а также автором более 100 научных и научно-популярных статей.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУЗЬМИНА

Сообщение психологический словарь » Пн фев 14, 2011 8:06 pm

КУЗЬМИНА Нина Васильевна (р. 1923) — российский педагог, психолог. Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога. Автор теории функционирования педагогических систем. Д-р психологических наук, профессор. Чл.-кор.


АПН СССР (1979). Зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ (с 1969). Гл. н. с. отдела психологии Всесоюзного НИИ профессионально-технического образования. В разработанной К. общей теории функционирования педагогических систем представлена методология системно-структурного подхода к педагогическим явлениям, обоснованы принципы изучения деятельности учителя и учащихся, пути внедрения психолого-педагогических данных в практику организации и управления педагогическим процессом. Реализуя целостный подход к анализу педагогической деятельности, К. дает всестороннюю психолого-педагогическую характеристику труда учителя и методов его изучения, исследует формирование его педагогических способностей и профессионального мастерства в процессе вузовской подготовки и непосредственной педагогической практики, предлагает систему методов оценки уровня подготовленности учителя к деятельности ("Формирование педагогических способностей", 1966; "Методы исследования педагогической деятельности", 1970; "Методы системного педагогического исследования", 1980).

Рассматриваются психолого-педагогические проблемы высшей школы ("Основы вузовской педагогики", 1972; "Проблемы профессионального отбора и подготовки студентов", 1970). К. и ее учениками много сделано для внедрения достижений педагогической и психологической наук в практику обучения и воспитания, создания и совершенствования деятельности практических психолого-педагогических центров и учреждений в


Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). К. является также автором акмеологической концепции непрерывного образования.

В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

КУКОЛ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 15, 2011 4:14 pm

Кукол тест — проективная методика исследования личности, разрабатывалась А. Вольтманом (1951), М. Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие К. т., использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М. Рамберт, 1938).


>Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, например, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери, других близких. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора-режиссера сближает К. т. с психодрамой. Процедура обследования не стандартизирована.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Психологический словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Exabot [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]