З

ЗИМНЯЯ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 12, 2010 4:59 pm

ЗИМНЯЯ Ирина Александровна (р. 1931) — российский психолог, специалист в области психолингвистики, проблем психологии речи, проблем гуманизации образования. Д-р психологических наук (1974), профессор (1976), чл.-кор. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Чл. редкол. журнала "Вопросы психологии". Засл. деятель науки РСФСР (1989). Награждена медалью К.Д. Ушинского (1991). Окончила в 1954 г. фак-т английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков (1 МГПИИЯ). Профессиональную деятельность начала как преподаватель кафедры психологии этого института (1954—1966), защитила в 1961 г. канд. дис.: "К вопросу о восприятии речи". Эта проблема получила дальнейшее развитие в докт. дис.: "Психология слушания и говорения" (1974). С 1974 по 1990 г. зав. кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза, с 1990 года — гл. н. с. Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, зав. сектором "Гуманизации образования". Научная деятельность З. была связана с исследованием психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучением родному и иностранному языку ("


;Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке", 1978; 1985; "Психология обучения неродному языку", 1989). Была последовательным разработчиком личностно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам не только в вузовском, но и в школьном обучении ("Психологические основы обучения иностранным языкам в школе", 1991). С начала 1990-х гг. активно разрабатывает новое направление в образовании — теорию социальной работы в контексте общих проблем гуманизации образования, способствует становлению новой профессиональной деятельности в России — "социальный работник". Проводит большую работу как чл.


Научно-методического совета по методике обучения иностранным языкам (неродному языку и языкам межнационального сближения). Является вице-президентом национальной ассоциации социальных работников, ред. пяти коллективных монографий и серии из десяти сборников "Социальная работа".

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗИНОВЬЕВ

Сообщение психологический словарь » Сб янв 16, 2010 6:02 am

ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (р. в 1922) — российский логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее эпатажных и противоречивых фигур как в российской, так и западной социальной мысли. В творчестве 3. выделяются три разных периода: 1) до публикации "Зияющих высот" (1976) и высылки из СССР основная сфера его занятий — логика и методология науки. Работы 3. этого периода: "Философские проблемы многозначной логики" (1960), "Логика высказываний и теория вывода" (1962), "Основы логической теории научных знаний" (1967), "Комплексная логика" (1970), "Логика науки" (1972), "Логическая физика" (1972) и др.; 2) в 1978—1985 — исследование, описание и критика реального коммунизма в различных жанрах: литературы, публицистики, социологических эссе. В этот период 3. написаны "Светлое будущее" (1978), "В преддверии рая" (1979), "Желтый дом" (1980), "Коммунизм как реальность" (1981), "Гомо советикус" (1982), "Мой дом — моя чужбина" (1982), "Пара беллум" (1982), "Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983), "Иди на Голгофу" (в основном написана в 1982, опубликована в 1985) и др.; 3) после начала перестройки в


Советском Союзе — критика распада советской системы, поворот к исследованию и критике современного западного общества. Книги: "Катастройка" (1990), "Смута" (1994), "Русский эксперимент" (1995), "Запад" (1996), "Глобальный человейник" (1997), "На пути к сверхобществу" (2000). Участник Второй мировой войны, боевой летчик.


В 1954 — после окончания философского факультета и аспирантуры МГУ защитил диссертацию по логике "Капитала" Маркса, получившую резонанс и известность в советских философских кругах. С 1955 — сотрудник Института философии АН СССР, с 1960 — доктор философских наук, затем профессор МГУ, заведующий кафедрой логики. В 1976 — публикация "Зияющих высот" на Западе и последующая высылка из Союза.

В 1978—1999 — живет и работает в Мюнхене. В 2000 вернулся в Россию. В Советском Союзе философские взгляды 3. находили свое выражение главным образом в рамках логики и методологии науки.


После войны эта область философии оказалась одной из немногих ниш относительно неидеологизированного философского мышления. Произошло это во-многом именно благодаря 3.


Его ранние исследования метода и логики "Капитала", а также сформулированные в ходе этих исследований принципы и программные положения, послужили образцом и мотивом развития ряда инициатив и программ в советской философии: содержательно-генетической логики, деятельностного и системного подходов, а также эпистемологии и логики науки в целом. Более поздние работы 3., выполненные в русле математической логики, до сих пор не нашли адекватной оценки собственно с философской точки зрения, хотя содержат целый ряд оригинальных и нестандартных методологических идей. Можно отметить, что экспликация позднейшей, сформулированной уже в эмиграции социологической теории 3., обнаруживает методологический фундамент, сформированный в "логический" период. Сам логический период, так же как и все творчество 3., неоднороден и содержит резкий перелом (осуществившийся во второй половине 1950-х), разделяющий его (условно) на "диалектическую" и "формально-логическую" части. Основная работа "диалектического" или "содержательного" периода — диссертация "Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале "Капитала" К. Маркса)" не опубликована до сих пор.


Наряду с исследованиями Ильенкова, эта работа и по сей день остается одной из лучших экспликаций и реконструкций данного метода. Интересно отметить, что реконструкции Ильенкова и 3. сильно различаются; это позволяет предположить, что на деле речь идет о трех разных конструкциях или вариантах метода: самого Маркса, Ильенкова и 3. "Капитал" считался образцовым и почти каноническим произведением.

Его обильно цитировали, применяли реализованные в нем схемы и идеологические формулы, однако метод "Капитала" оставался неэксплицированным. Тезис о том, что марксово мышление было революционным, или, как стали говорить после работ Куна, задавало иную парадигму мышления, оставался лишь лозунгом и фактом идеологического мышления. 3. одним из первых в советской философии подошел к "Капиталу" структурно-логически. 3. обратил внимание на то, что логика, реализованная


Марксом, применима лишь по отношению к объектам особого рода, обладающих структурой так называемого "органического целого" (термин "система" появился лишь позднее). Это, как правило, исторические или социальные объекты, обладающие внутренне дифференцированной и функционализированной структурой, но главное, — обладающие имманентыми механизмами развития и эволюции. Считалось, что такого рода объекты не могут быть адекватно описаны формальной логикой, и должны изучаться диалектикой. 3. заметил, что традиционная логика действительно не может выразить парадигмальные отличия марксова подхода, и предположил, что причина этого — в игнорировании содержательной и инструментально-операциональной (деятельной) стороны мышления.

Логическое состояние диалектики оценивалось 3. реалистично — она оставалась в основном фактом "политмышления", "алгеброй революции" и т.п. Из этого родился манифест новой, "содержательной" логики, которая, в отличие от логики формальной, фиксировала бы не только языковой аспект, но также содержательный (или логико-онтологический) и процедурный, а также связывала бы эти аспекты между собой. 3. сформулировал лишь самые общие программные положения: 1) мышление должно рассматриваться логикой не как статичная структура, а как историческая деятельность, все структуры знания — суть временно зафискированная деятельность мышления; 2) собственно логический анализ (языковой аспект) должен совмещаться с содержательным и процедурным анализом знания и научного мышления; 3) логика должна быть эмпирической наукой, ее эмпирический материал — реальные научные тексты, а предмет исследования — приемы и способы мышления, зафиксированные в этих текстах; 4) по отношению к самому научному мышлению логика — не канон, а набор инструментальных исследовательских средств (органон), и др. Реально эта программа 3. повлекла за собой не только разработку содержательно-генетической логики, но и во-многом формирование в советской философии логики науки как особого направления и области исследований. Разработка содержательной логики не получила официальной поддержки и признания. Кроме того, реализация этой инициативы столкнулась с многочисленными проблемами и методологическими трудностями. В силу ряда причин 3. был вынужден пересмотреть свои взгляды и исходные положения, а дальнейшие исследования локализовать в рамках математической логики. В 1959 3. выступил с критикой программы содержательной логики. Ее тезисы сводились к следующему: а) негативизм по отношению к формальной логике признавался неправомерным: формальная логика и логика науки не противостоят друг другу, а первая, в своем современном виде, дает богатые возможности для второй; б) замысел содержательной логики оказывался противоречивым, поскольку смешивал и соединял в одной дисциплине неоднородные подходы и типы знания: нормативные и дескриптивные, структурные и исторические, психологию и логику.

Сохранив интенцию на разработку логики научного знания, 3. воспользовался развитым аппаратом математической логики, к возможностям которого он адаптировал свои методологические установки — ориентацию на эмпирическое знание и анализ реальных языковых структур, противопоставление содержательных и языковых аспектов, выделение логических средств анализа системных объектов со сложной неоднородной структурой и др. Такой шаг позволил 3. довольно быстро получить впечатляющие результаты. Среди них: исчисление высказываний о связях, подходы к применению многозначной логики в логике науки, концепция комплексных определений и комплексной логики. 3. сформировал собственную школу и направление в логике, получившее резонанс и на Западе. (См. также "Зияющие высоты".)

А.Ю. Бабайцев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗИНЧЕНКО

Сообщение психологический словарь » Вт янв 19, 2010 6:04 pm

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903—1969) — украинский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, известный исследователь мнемических процессов, один из создателей Харьковской психологической школы. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960). За разработку проблемы непроизвольного запоминания удостоен премии им. К.Д. Ушинского (1961 г.).


Участник ВОВ. После окончания педагогических курсов (1921) работал учителем начальных классов в сельской школе, затем инспектором народного образования. С 1926 по 1930 г. учился в Харьковском ин-те народного просвещения, затем в аспирантуре Украинского НИИ педагогики (1930—1933). С 1934 по 1951 г. — доцент кафедры психологии Харьковского педагогического ин-та иностранных языков.


Одновременно вел научно-исследовательскую работу в УНИИ педагогики и под руководством А.Н. Леонтьева во Всеукраинской психоневрологической академии (1932—1936). В 1936 г. защитил канд. дис. на тему: "О забывании и воспроизведении школьных знаний" (опубликована как монография в 1939 г.), в которой обосновал гипотезу о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека, разработал оригинальную, принципиально новую методику исследования процессов запоминания. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему "


;Непроизвольное запоминание" (опубликована как монография в 1961 г), в которой раскрыл основные закономерности непроизвольной памяти, вывел зависимость процессов памяти от структуры и условий организации деятельности, от ее целей, мотивов, способов логической организации учебного материала. Этот капитальный труд обогатил психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи, изложенные З. в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологии, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. С 1960 г. З. — профессор Харьковского ун-та, где в 1961 г. организовал кафедру психологии и лабораторию психологии обучения.


>Стимулировал появление ряда новых направлений в исследовании мнемических процессов: информационного и структурно-функционального. Под его руководством проводились исследования проблем общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В общей сложности было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических работ. В 1965 г. под его редакцией был издан сборник трудов кафедры "Проблемы инженерной психологии", а в 1969 г. — коллективная монография "Проблемы психологии памяти".


Еще одно важное исследовательское направление касалось проблемы повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Лаборатория психологии обучения, где велись эти исследования под руководством З, стала признанным центром пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В 1968 г. по результатам исследований была издана коллективная монография "Проблемы памяти и обучения", а в 1969 г. — учебник "Психология" для педвузов (под ред. Г.С. Костюка).

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗНАК

Сообщение психологический словарь » Пт янв 22, 2010 12:04 am

ЗНАК — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интерсубъективный посредник, структур-медиатор в социальных взаимодействиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. и сообщений, использующих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, 3. служит для обозначения чего-либо другого. В силу этого понимание 3. невозможно без выяснения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обозначаемый 3., суть его предметное значение — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия соответствующего предмета. Смысл 3. может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т.д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3. выражает эмоции человека, использующего 3. в определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. друг к другу (синтаксис), отношение 3. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия "3." занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций 3. уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17—18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк).

В 19 в. новые моменты в исследование 3. внесли лингвистика и математическая логика. В 19—20 вв. сложилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма). Для понимания природы 3. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использование 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классификации. 3. возможно подразделять


(Пирс, 1867) на индексные, иконические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим.


Иконическое отношение (по принципу подобия) — "простая общность, по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. общения. Последние делятся на 3. искусственных знаковых систем и 3. естественных языков. Большое значение для создания теории 3. имеет исследование формализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и метаматематики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков. В их структуре традиционно выделяют следующие: 3. кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. для компьютерных программ и др.), 3. для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3. для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. В постмодернистской философии теория 3. подвергается самой радикальной переоценке. (См. Трансцендентальное означаемое, Пустой знак, Означивание.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗНАНЕЦКИЙ

Сообщение психологический словарь » Вт янв 26, 2010 2:32 pm

ЗНАНЕЦКИЙ (Znanietskij) Флориан Витольд (1882-1958) - польско-американский социолог, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Учился в университетах Женевы, Цюриха, Парижа.


Докторскую степень получил в Кракове. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом (см.), который предложил З. совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (т. 1-5, 1918-1920), ставшее классикой монографического метода социологии. В 1917 З. был приглашен в Чикагский университет для чтения лекций. В 1920 избран на кафедру социологии Познаньского университета, здесь в 1920 создал Институт социологии, а с 1931 издает "Социологический вестник".


Проводит ряд социологических исследований, в том числе и по этноидентификации белорусов. В Познани преподавал до 1939, в этом же году буквально за считанные дни до войны выехал в США, где в 1941 году получил гражданство. Преподавал в Колумбийском и Иллинойском университетах. Основные философские сочинения: "Обоснование ценностей в философии" (1910), "Гуманизм и познание" (1912), "Культурные реалии" (1919). Значительные философские разделы имеются также в следующих работах З. по социологии: "Упадок западной цивилизации" (1921), "Введение в социологию" (1934), "Метод социологии" (1934), "Современные люди и прежние цивилизации" (1934), "Законы социальной психологии" (1925).

Все творчество З. объединено стремлением к цельной, логически построенной системе, основой которой является теория ценностей. Основные категории его системы: вещи и ценности, а также их конкретизации: установка, норма, обычай, ритуал и т.д. Ценность является сложнейшим образованием, возникающим в результате взаимодействия представлений субъекта (личности) и объективной реальности, которая в ряде работ З. трактуется как творимая субъектом.


В теории ценности важную роль играет концепция рациональности, а также вопросы генезиса ценностей. Человек творит мир мышлением, выступающим в роли субъективно-творящего начала, в свою очередь конкретизируемым в деятельности. Ценность немыслима вне категории исторического человека, личности, творца. Одно из основных требований научного анализа, по З., - принятие во внимание точки зрения действующих индивидов, их понимание ситуаций, в которые они включены. Многие идеи З. восприняты функциональным анализом в социологии.

В.Л. Абушенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗНАЧЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Чт янв 28, 2010 12:27 am

Значение — обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы З. сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Индивидуальная система З., выступая в виде интериоризированных эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы З. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями З. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). З. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью обращения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в З., субъект тем самым осознает его. З. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А.Н. Леонтьев). Индивидуальная система З. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме — понятию (Л.С.


Выготский). В них обобщение осуществляется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также "житейские понятия", являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально принятыми формами. В функциональном плане З. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. З. — сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых "семами", "семантическими признаками", "атомами смысла" и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ З., — задача экспериментальной психосемантики.

А.Г. Асмолов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ

Сообщение психологический словарь » Вс янв 31, 2010 9:00 am

Значимый другой — личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер. Термин З. д. введен в 30-х гг. ХХ столетия американским психологом Г.


Салливеном. В российской психологии в рамках теории деятельностного опосредствования и концепции персонализации построена трехфакторная вероятностная модель З. д. (А.В. Петровский, 1988), выявляющая три формы метаиндивидной репрезентации личности З. д.: властные полномочия, референтность (авторитет) и эмоциональная привлекательность (аттракция). Каждая из этих характеристик З. д. имеет либо положительное, либо отрицательное, либо нулевое значение. Так, например, "референтность" — "антиреферентность"; "статус власти" — безвластность, подчиненность; привлекательность — непривлекательность. Экспериментально получено количественное выражение каждого из этих показателей значимости другого как для группы людей, так и для отдельного индивида. Различные сочетания названных показателей дают возможность построить типологические модели З. д.: лицо, имеющее максимально высокую степень авторитетности и эмоциональной привлекательности, хотя и не обладающее властными полномочиями ("кумир"), или значимый другой, располагающий статусом власти и, вместе с тем, эмоционально-положительно воспринимаемый, однако лишенный референтности ("симпатичный начальник") и др.

А.В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 03, 2010 6:31 am

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ - по Э. Эриксону (см.), люди, включенные в процесс межличностного взаимодействия, должны руководствоваться его императивным правилом: "Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе". Традиционная формула гласила: "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе".


Содержательно З.П.П. изоморфно категорическому императиву Канта и генетически восходит к моральным максимам классической античной культуры.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОМБАРТ

Сообщение психологический словарь » Сб фев 06, 2010 3:46 am

ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (1863-1941) - немецкий экономист, историк, социолог, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. Придал широкую распространенность термину "капитализм". С 1890 профессор в Браслау (ныне Вроцлав), с 1904 - в Берлине.


Основные сочинения: "Социализм и социальное движение в XIX веке" (1896); "Современный капитализм" (1902); "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913); "Торговцы и герои" (1915); "Будущее капитализма" (1932); "Немецкий социализм" (1934) и др. Первоначально З. испытал влияние идей Маркса (см.), в дальнейшем отошел от марксизма (см.).

Основная тема творчества З. - социально-экономическая история капитализма. Стремясь на основании методологии Баденской школы неокантианства раскрыть предпосылки капитализма, механизм его зарождения, динамику и возможные перспективы капиталистического общества, З. использовал понятие "дух капитализма". Наличие "духа капитализма" (стремления к наживе, к деньгам) генетически и каузально предпосылается З. возникновению специфической капиталистической хозяйственной системы, которое, однако, зависело, по его мнению, также от констелляции ряда иных факторов. "Дух капитализма", по З., находит свое воплощение в социальном типе "буржуа", имеющем "предпринимательскую" (активно-овладевающую) и "мещанскую" ("пассивно-накопитель-скую") ипостаси. Конечным основанием "духа капитализма" З. считает биологические характеристики ("кровь"), присущие некоторым народам; в то же время его развертывание и степень проявленности зависят от влияния ряда моральных сил и социальных условий. Уникальность капитализма как явления западноевропейской истории определяется, по мысли З., тем, что каждый из множества факторов, вызвавших его к жизни, являлся необходимым. Но, будучи сформированной, капиталистическая система обретает независимую динамику, направленную от "души" (зависимости от индивидуального начала) к "духу" (отчужденно-безличному характеру капитализма). Коренным отличием капитализма от докапиталистических форм экономической жизни является, с точки зрения З., ориентация не на потребление, а на прибыль. З. не исключает, что иссякание импульса стремления к прибыли, нарастание "старческих" тенденций может привести к уходу капитализма с исторической сцены. З. занимался также разработкой методологии социальных и экономических наук. Неокантианское видение исторических процессов и явлений, согласно З., не исключает возможности и правомерности их анализа с точки зрения повторяемости. Сама уникальность тех или иных процессов и явлений, по З., может быть прояснена только на основе выявления их общих составляющих. Так, исследованию хозяйственной истории капитализма отдельных европейских народов З. предпосылает выявление общеевропейских экономических тенденций. Данный подход предполагал обоснование "духовного анализа" фактическим материалом, соединение теории с эмпирическими данными, т.е. определенную "социологизацию" хозяйственной истории.

Социологию З. трактовал в широком и узком значениях. Социология в широком смысле, по его версии, - суть познание человеческого общежития (культуры, истории) как состоящего из поступков, обусловленных чужим поведением. Социология же в узком смысле, или "научная", подразделялась З. на "психологическую" (естественную науку, изучающую элементарные составляющие взаимодействий индивидов в рамках культуры) и "ноологическую" (дисциплину, изучающую культуру как духовную целостность). В ходе своей теоретической эволюции (см. переработанный вариант "Современного капитализма", 1916) З. воспринял концепцию "идеальных типов" (см.) М. Вебера (см.). З. трактовал идеальные типы как изображения фрагментов социальной реальности, дающие возможность синтетического связывания их в обобщенную картину. В свое время созданная З. концепция капитализма была достаточно авторитетной и повлияла на развитие социологии и экономики 20 в., в т.ч. в некоторой степени на работы самого М. Вебера. Однако в дальнейшем бесперспективность вульгарно-биологи-заторских и узкоэкономических трактовок обусловили падение интереса к работам З.

М.Н. Мазаник

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 10, 2010 2:00 am

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З. б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе.


Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым. Уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной деятельности со взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки; они-то и определяют З. б. р.: "Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Понятие З. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.


>Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и "завтрашний день развития", а он определяется именно измерением З. б. р. Так, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его З. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОНА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт фев 12, 2010 11:31 pm

Зона вариативного развития [лат. variāre — менять, делать разнообразным] — спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие З. в. р. предложено в русле социальной психологии детства для описания процесса развития ребенка в детской субкультуре. Суть его заключается в следующем: если семья и вообще взрослые обеспечивают зону ближайшего развития ребенка, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливает З. в. р., задавая одновременное существование и "перекличку" разных культур, иных логик, и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах (В.В. Абраменкова). В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется З. в. р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников. З. в. р. — зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций, может быть расширена посредством "вариативного образования" (А.Г. Асмолов), направленного на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей, активизирующего ее поисковую активность, апробирующего "необщие пути" выхода из неопределенной ситуации в культуре.

В.В. Абраменкова, А.Г. Асмолов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОНДА ФЕНОМЕН

Сообщение психологический словарь » Ср фев 17, 2010 1:31 am

Зонда феномен — специфическое ощущение человеком границ своего тела, а также орудия, которым он действует, и среды, с которой он соприкасается.


Человек парадоксальным образом выносит границы собственной телесности на границу зонда, которым манипулирует; при этом физиологические ощущения локализуются не на границе рука — зонд, а на границе зонд — объект (например, хирург, нащупывающий инородное тело с помощью зонда, ощущает реальность на границе "зонд — среда"). Впервые описан А. Н. Леонтьевым.

Исследование данного феномена послужило основанием для многочисленных публикаций, связанных с природой сознания человека, которое рассматривается как способность к дифференциации ощущений на границе освоенной реальности, в качестве которой выступает человеческое тело (своего рода зонд).


В идеале человек не чувствует своего тела, а ощущает ту реальность, которая находится на его границе, за его пределами. Именно реальность, находящаяся на границе телесности человека, структурируется с помощью доступных ему знаковых средств и образует ткань сознания.

Биологические системы (обладающие сознанием) рассматриваются как референтные и самореферентные. Под первым понимается способность ориентироваться в окружающей среде и под вторым — способность ориентироваться в собственных ментальных репрезентациях. Процессы референции выполняют функцию восстановления гомеостатического равновесия между организмом и средой (референция) и между частями организма как целостной системы (автореференция). В случае болезни схема тела изменяется, что ведет к изменению "культурного тела" (А. Ш. Тхостов), в результате чего меняется структура феноменальной реальности и, как следствие этого — привычные способы взаимодействия со средой.

А. С. Калашников

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОНДИ

Сообщение психологический словарь » Пт фев 19, 2010 1:51 pm

ЗОНДИ (Szondi) Леопольд (1893—1986) — швейцарский врач и психолог (венгерского происхождения), специалист в области психиатрии, психотерапии, психоанализа, основатель фундаментального направления в глубинной психологии — судьбоанализа.


После окончания медицинского фак-та ун-та Питера Пацмани в Будапеште (1919) практиковал в качестве врача-эндокринолога и невропатолога в поликлинике Апони (Будапешт). Одновременно работал в первой в Венгрии лаборатории экспериментальной психологии под руководством профессора Пала Раншбурга (до 1924). В поликлинике Апони З. открывает первую в Венгрии амбулаторию эндокринологии и конституциональной патологии (1923). После защиты докт. дис. З. — профессор, руководитель лаборатории психопатологии и психотерапии при вновь открытом Лечебно-педагогическом ин-те (1927).


Исследования лаборатории были направлены на поиск методов реабилитации задержек в развитии личности. В 1927 г. З. назван ведущим школьным врачом Венгрии. Широта научных интересов З., энциклопедичность знаний обусловили особенность его методологического подхода к научным исследованиям: он стремился ко всестороннему охвату исследуемой личности методами всех наук о человеке, включая теологию и математическую статистику. Стремился распространить свою исследовательско-коррекционную деятельность на все население Венгрии.


Основное внимание уделял наследственному генезу дефектных нарушений у людей, работал в рамках конституционального анализа умственно отсталых, слепых, глухих, с нарушением роста и речи, страдающих пароксизмальной патологией (мигрень, эпилепсия, истерия, заикание) и социально-анормальных. Лавинообразное накопление данных упорядочивалось доведенными до совершенства методами математической статистики.


Был создан стандартизованный опросник, в котором фиксировались все физические и психические особенности пробанда, позволяющий наблюдать за их изменениями в процессе роста и созревания, связывать их с вносимыми в опросник генеалогическими данными. З. начал составление кадастра семей, в которых имелись дети с дефектом развития.

К 1939 г. кадастром было охвачено около 15 тысяч человек. Накопление конституцио-аналитических данных завершилось в 1937 г. отказом от методов конституционального анализа и переходу к новому направлению — судьбоанализу. В статье "Анализ заключаемых браков" (журнал "Acta Psychologica") З. ввел понятие генотропизм — взаимное влечение друг к другу генородственных лиц, т. е. лиц, обладающих одинаковыми рецессивными (непроявляющимися) генами — и базирующегося на нем судьбоносного выбора объекта любви, дружбы, супруга, профессии, заболевания и смерти. От базового понятия "конституция" З. переходит к понятию "латентная генная структура" и методам ее определения — судьбоанализу. Одновременно предлагает инструмент экспериментальной диагностики латентной генной структуры — "портретный тест Зонди", с заложенной в нем системой побуждений. Первоначально побуждений (бессознательных энергетических посредников между генами пробанда и средой) — было пять. В 1938 г. от ментального (М-побуждения) З. отказывается и система побуждений приобретает известный на данный момент вид: 1) сексуальное


(S-побуждение); 2) пароксизмальное (P-побуждение); 3) Я (Sch-побуждение); 4) контактное (С-побуждение). Каждое побуждение складывается из пары наследственно обусловленных потребностей: (1) к бисексуальному состоянию (h) и овладению объектом (s); (2) потребность в этичности (e) и моральности (hy); (3) потребность иметь (к) и быть (р); (4) потребность в поиске объекта (d) и прикрепления к объекту (m).


Эти потребности стремятся реализовать свою генетически заложенную цель (программу) через позитивные ("+") или негативные ("—") тенденции. Тест состоит из 48 фотопортретов психически больных лиц (по шесть портретов, соответствующих каждой из восьми тенденций), связанных со "своей" наследственно обусловленной "потребностью заболевания". Работа в этом новом направлении была прервана политическими обстоятельствами.

В 1941 г. З., как еврея, лишили научной степени, звания, права руководить лабораторией и обязали носить на верхней одежде желтую звезду Давида. В марте 1944 г. его поместили в концлагерь Берген-Бальзена на севере Германии, откуда в декабре 1944 г. он был выкуплен американским


Красным Крестом и депортирован в Швейцарию. До марта 1946 г. З. работал гл. врачом детского отделения психиатрического госпиталя в Пражино, затем переехал в Цюрих, где и находился до конца жизни. Там в 1947 г. З. издал на немецком языке двухтомный "Учебник экспериментальной диагностики побуждений" с тестом Зонди в качестве первого тома, который вскоре был переведен на фр. и англ. языки и распространился среди психиатров и психоаналитиков Европы и США. Основателями психоанализа (З. Фрейдом и К.Г. Юнгом) работа Л. Зонди игнорировалась. Наибольшее распространение судьбоанализ получил в Швейцарии, Бельгии, Франции, США, Испании, Японии.


Португалии, Италии, Финляндии, Польше, России, Великобритании, Румынии. В 1947 г. было организовано Общество работающих с психологией судьбы. Сначала швейцарское, позже — всемирное. В 1959 г. З. получает швейцарское гражданство. В 1969 — открывает в Цюрихе свой Учебно-исследовательский ин-т глубинной психологии, в частности психологии судьбы, которым руководил до последних дней своей жизни.

Всего З. опубликовал 112 работ, основные из них: "Судьбоанализ" (1944, 1948, 1965, 1966, 1978); "Учебник экспериментальной диагностики побуждений" (1947; на рус. яз. в 1999 г.переведено 3-ее изд., дополненное третьим томом 2-го изд.); "


;Патология побуждений" (1952); "Анализ Я" (1956) — считается важнейшей из его книг; "Судьбоаналитическая терапия. Учебник пассивной и активной психотерапии" (1963); Дилогия: "Каин. Образование злости" (1969) и "Моисей. Ответ Каину" (1973).

В.В. Джос

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗОНДИ ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Вт фев 23, 2010 12:05 pm

Зонди тест (Szondi Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Л. Зонди в 1939 г. Стимульный материал З. т. состоит из 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая шизофрения, депрессия и мания).


Карточки-портреты разделены на 6 серий, по 8 в каждой серии (по одному портрету от каждой категории больных). Обследуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся. Для получения устойчивых показателей обследование рекомендуется проводить не менее шести раз.


При интерпретации полученного материала исходят из того, что если четыре или более портретов одной категории больных получили благоприятную или неблагоприятную оценку, то данную "диагностическую область" следует признать значимой для обследуемого. Считается, что выбор портретов зависит прежде всего от инстинктивных потребностей. Отсутствие выбора свидетельствует об удовлетворенных потребностях, а неудовлетворенные, действующие с большой динамической силой, приводят к позитивному или негативному выбору. В случае позитивного выбора речь идет о потребностях, которые признаются, а выбор, отрицательно окрашенный, указывает на задержанные, подавленные потребности.


Теоретическая позиция Л. Зонди — генетический детерминизм. Основное назначение З. т. видится его автору в исследовании родовых бессознательных черт, связанных с организацией рецессивных генов. Родовое бессознательное, согласно Л. Зонди, расположено как бы между индивидуальным и коллективным бессознательным, а "подавленные предки" направляют поведение индивидуума.


Умозрительность этой концепции критикуется как отечественными, так и зарубежными исследователями. Однако стимульный материал З. т. можно использовать вне связи с теоретической позицией его автора. Этот тест используется для выявления трудностей межличностных отношений в зоне социальной перцепции и изучения особенностей ценностных ориентаций.

Л.Ф. Бурлачук

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЗРЕЛОСТЬ

Сообщение психологический словарь » Ср фев 24, 2010 6:06 pm

Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью самостоятельно обеспечивать материальное благополучие для себя и своих близких. Взрослый человек обладает правом избирать и быть избранным в законодательные и др. выборные органы и более или менее осознанно использует это право. Развитие человека в период З. непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит к личностному застою, стагнации, а при определенных обстоятельствах — к антисоциальному поведению, вплоть до правонарушений.

Хронологические рамки периода З. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Имеются попытки разделения З. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). В психологии изучение З. представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции. По сравнению с другими возрастными периодами, наблюдается дефицит психологических исследований З. Попытка представителей акмеологии видеть только в З. период подъема духовных и творческих сил человека не является в должной степени обоснованной (хотя это и не исключает признания того, что в значительном числе случаев расцвет личности человека приходится именно на период З.).

Г.В. Бурменская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Incosab, Joker, morkel, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой