Г

ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 09, 2010 11:49 am

Группа формальная (официальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой объединены социально значимой деятельностью. Г. ф., как правило, имеют заданную, нормативно закрепленную штатную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности своих членов. Примерами реальных Г. ф. являются различного вида предприятия, учреждения, организации и т.п. Примерами условных Г. ф. могут служить различные группы консультантов, референтов и т.п.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 12, 2010 9:21 am

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - группа, подвергающаяся экспериментальному воздействию. Переменная независимая (см.) в этой группе принимает интересующее исследователя значение, которое должно вызвать эффект (изменение) переменной зависимой (см.).

А.П. Репеко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППИРОВКА

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 12, 2010 7:16 pm

ГРУППИРОВКА - 1) или табулирование количественной переменной - процедура разделения ее шкалы (см. Шкала измерительная) на интервалы: как правило, применяется к непрерывным переменным. Различают три основных вида группирования количественных шкал. Аналитическая Г. предназначена для изучения характеристик распределения переменной и представляет собой значительное количество интервалов (обычно 12-15) одинаковой длины. Процентильная (перцентильная) Г. позволяет получить интервалы с заданным числом объектов внутри каждого интервала. Типологическая Г. предполагает разделение шкалы на небольшое количество интервалов, имеющих содержательную интерпретацию; 2) или табулирование объектов - распределение объектов из выборки по классам, образованным значениями дискретных или интервалами непрерывных переменных. Г. по нескольким критериям (перекрестная классификация, кросстабуляция) представляет собой распределение объектов по классам, образованным "пересечением" классов по каждому отдельно взятому критерию. Примером такой Г. является поло-возрасто-образовательная структура населения.

О.В. Терещенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Сообщение психологический словарь » Вс ноя 14, 2010 6:10 am

Групповая динамика (в клинической психологии) — теория и технические приемы, направленные на изменение межличностных отношений в группе; представляет собой научную основу для психотерапевтического процесса в ней.

Специфика групповой психотерапии заключается в целенаправленном использовании Г. д. в лечебных, психотерапевтических целях. К характеристикам Г. д. относятся: цели и задачи группы; нормы группы; структура группы, групповые роли и проблема лидерства; групповая сплоченность; напряжение в группе; актуализация прежнего эмоционального опыта; формирование подгрупп, фазы развития психотерапевтической группы.

Н. Д. Творогова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 15, 2010 12:11 pm

Групповая психотерапия — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. Элементы Г. п. прослеживаются в течение веков. Г. п. в собственном смысле слова возникла в 1904—1905 гг. в России и США (И. В. Вяземский, Дж. Прэтт). В советский период Г. п. развивалась в рамках ее клинического применения в лечении неврозов, алкоголизма, наркомании и ряда соматических (телесных) заболеваний (В. М. Бехтерев и др.).


В группе специально подобранных пациентов врач-психотерапевт разъясняет им сущность патологического процесса, обосновывает прогнозы на выздоровление, проводит, например, обучение аутогенной тренировке, релаксации. Г. п. может включать обучение пациентов интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и др. Г. п. предусматривает также организацию психологического тренинга, повышение уровня техники общения.

По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками; Г. п. в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических объединениях; игровую психотерапию.

Главные показания к Г. п.: наличие неврозов с нарушением социальных связей (семейных, производственных), с трудностями в области общения и социальной адаптации; первые стадии алкоголизма, наркомании, психосоматических заболеваний. Г. п. психических заболеваний необходима для реабилитации (восстановления работоспособности) больных; она сочетается с трудотерапией, лечением занятостью, развитием самодеятельности и самоуправления в группах больных.

Теоретическую базу Г. п. составляют различные течения групповой динамики (К. Роджерс, Дж. Морено и др.).

В отечественной психологии последнего времени Г. п. строится на основах социальной психологи (А. В. Петровский), рассматривающей психотерапевтическую группу как многоуровневую структуру межличностных отношений, обусловленных содержанием совместной деятельности. Так, установлено, что в процессе работы с пациентами в условиях Г. п. наблюдаются фазовые изменения взаимоотношений членов психотерапевтической группы и психотерапевта.

Общие принципы групповой психотерапии в настоящее время широко используются при организации групповых форм интенсивного обучения, в частности, иностранным языкам.

А. В. Петровский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 17, 2010 9:00 am

Групповое поведение животных — согласованные совместные действия животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемые при жизни в сообществах, т. е. постоянных или временных объединениях (стадах, стаях, семьях и т. п.). Г. п. ж. включает все формы межиндивидуальных отношений между животными (в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами и т. д.) и осуществляется непременно в условиях общения между членами сообщества.

К.Э. Фабри

Раздел 9. Развитие психики в филогенезе. Зоопсихология

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППОВОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 19, 2010 5:06 am

Групповой психоанализ — одновременное лечение группы людей, основанное на использовании совокупности психоаналитических методов, направленных на избавление пациентов от психических травм и конфликтов.

Систематическое использование Г. п. началось на рубеже и в течение 20-х гг. ХХ века. Первые серьезные попытки использования Г. п. предприняли А. Адлер, Т. Барроу, Р. Дрейкурс, Э. Лазелл, Дж. Морено, К. Оберндорф, Л. Уэндер, П. Шильдер и мн. др.

Получивший значительное распространение и популярность термин "групповой анализ" (в значении — Г. п.) ввел в оборот в 1925 г. психоаналитик Т. Барроу.

По Э. Берну, в настоящее время преимущественно используются три вида Г. п.: (1) психоаналитическая групповая терапия (распространенный вид группового лечения, использующий идеи, принципы и приёмы классического психоанализа); (2) групповая аналитическая терапия (уделяющая особое внимание соотнесению всего происходящего в группе с состоянием всей группы и составляющих ее индивидов) и (3) групповая терапия взаимодействия (фокусирующая внимание на анализе взаимодействия между пациентами в целях оказания на них соответствующего влияния, в т. ч. посредством специальных игр).

В. И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППЫ "ОТКРЫТОСТЬ-ЗАКРЫТОСТЬ"

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 20, 2010 8:20 pm

Группы "открытость—закрытость" — социально-психологическая характеристика меры обособленности общности, проявляющейся в степени ригидности, т.е. проницаемости — непроницаемости групповых границ, в уровне обостренности чувства "мы" и жесткости противостояния сообщества и его социального окружения, в степени безусловности внутригрупповых контактов каждого с каждым.

М.Ю. Кондратьев

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 22, 2010 5:08 pm

Группы здоровья — условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков. Согласно методическим рекомендациям, разработанным Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР и Институтом глазных болезней им. Гельмгольца МЗ РСФСР и утвержденным Министром здравоохранения СССР 24.04.82 (№ 08—14/4), различают 5 групп здоровья: I — здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II — здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III — больные хроническими болезнями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; IV — больные хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; V — больные хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГРУШИН

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 23, 2010 6:34 pm

ГРУШИН Борис Андреевич (р. 1929) - российский социолог, специалист в области социальной философии и социологии.

Окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру МГУ (1955). Доктор философских наук (1966), профессор.

С 1956 по 1962 - редактор газеты "Комсомольская правда" по отделу пропаганды. В 1962-1966 и 1977-1981 - консультант по проблемам социологии журнала "Проблемы мира и социализма"; в 1966-1988 - зав. сектором, лабораторией Института философии АН СССР, Института социологии АН СССР, ВНИИСИ. В 1988-1989 - первый зам. директора


Всесоюзного центра по изучению общественного мнения. С 1989 - руководитель независимой службы изучения общественного мнения "Vox populi". Член редколлегии журналов "Вопросы философии", "Молодой коммунист".

Главный предмет исследований Г. - массовое сознание. Один из первых в советской социологической литературе Г. начал исследования массы как особого типа человеческого общества и его сознания как особого типа общественного сознания. Основные характеристики массы, по мнению Г., заключаются в следующем: 1) статистический характер общности; 2) стохастическая природа общности; 3) ситуативный характер существования; 4) выраженная гетерогенность состава общности. В 1990-х Г. занимается анализом процессов, происходящих в России, разрабатывает концепцию смены цивилизаций как особого типа социальных изменений.

Основные работы: "Очерки логики исторического исследования" (1961); "Свободное время: актуальные проблемы" (1967); "Мнения о мире и мир мнений" (1967); "Логические принципы исследования массового сознания" (1970); "Массовая информация в современном промышленном городе" (1981); "Массовое сознание" (1987); "Смена цивилизаций" (1991) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГУГ-ГЕЛЬМУТ

Сообщение психологический словарь » Ср ноя 24, 2010 7:16 pm

ГУГ-ГЕЛЬМУТ (Hug-Hellmuth) Гермин (1871—1924) — австрийский психоаналитик. Одна из создательниц детского психоанализа. Д-р философии.


Была первым психоаналитиком, осуществлявшим систематическое психоаналитическое изучение детей. В 1912 г. опубликовала материалы первого психоаналитического анализа пятилетнего мальчика. В 1921 г. издала книгу "Новые пути к познанию детского возраста", в которой изложила теоретические, методические и терапевтические идеи и результаты психоаналитического исследования детей. Активно занималась педагогическим психоанализом. Создала игровую технику детского психоанализа. Оказала влияние на становление и развитие психоаналитического изучения и лечения детей.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГУДИНАФ

Сообщение психологический словарь » Пт ноя 26, 2010 8:41 pm

ГУДИНАФ (Godenough) Флоренс Лаура (1886—1959) — американский психолог, специалист в области психологии развития и психометрики. В 1924 г. получила докт. степень в Стенфордском унте. Была профессором Миннесотского университета. Профессиональная исследовательская деятельность Г. была связана с проблемами детской психологии и психологического тестирования.


Ею была разработана методика "Нарисуй человека", позволявшая измерять интеллектуальное развитие детей. Основные труды Г.: "The Measurement of Intelligence by Drawing", 1926; "Developmental Psychology", 1934; "Mental Testing", 1949.

И.М. Кондаков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГУДИНАФ "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА" ТЕСТ

Сообщение психологический словарь » Сб ноя 27, 2010 9:24 pm

Гудинаф "нарисуй человека" тест (Goodenough Draw-A-Man Test) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.


Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность Г."н. ч." т., неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока.


Коэффициент надежности ретестовой составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели валидности конструктной, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г."н. ч." т. может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На его основе К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом Г."н. ч." т. был пересмотрен, расширен и опубликован под названием "Гудинаф — Харрис рисования тест" (Goodenough — Harris Drawing Test). В варианте, предложенном Д.


Харрисом, после того как нарисован мужчина, обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования — качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91—0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.

Л. Ф.


Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГУЛЕНИЕ

Сообщение психологический словарь » Пн ноя 29, 2010 9:01 am

Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п. Обычно появляется в конце первого — начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев).

С.Ю. Мещерякова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ГУМАНИЗМ

Сообщение психологический словарь » Вт ноя 30, 2010 5:07 am

ГУМАНИЗМ (лат. humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей


Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур, как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер — Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления.


По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории.

Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае — методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, — это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия в рамках концепции "сверхчеловека".


(См. Сверхчеловек.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

Пред.След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Joker, LeRoy, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]