А

А

Сообщение психологический словарь » Вс июл 05, 2009 7:12 pm

А

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АББАНЬЯНО

Сообщение психологический словарь » Сб июл 11, 2009 2:14 pm

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (1901—1990) — итальянский мыслитель, философ, основоположник концепции "позитивного экзистенциализма". Основные сочинения А., посвященные данной концепции: "Структура экзистенции" (1939), "Введение в экзистенциализм" (1942), "Позитивный экзистенциализм" (1948), "Возможность и свобода" (1956), а также ряд статей, написанных им в 1940—1950-е. Уже в ранних работах "Истоки иррациональной мысли" (1924), "Проблема искусства" (1925), "Новый английский и американский идеализм" (1928) А. приходит к отрицанию автономной диалектики мысли, предполагая действие скрытой силы, господствующей над ней.


Мысль выступает у него как символ движений, противоречий, ситуаций самой жизни. Как, по А., символ не является самостоятельным, а черпает свою ценность и значение из того, что являет и выражает, так и мысль, представленная на уровне логичности, не может быть абсолютно чистой, автономной. В "Принципе метафизики" (1936) А. пишет: "Если сердце имеет доводы, которые не понимает разум, значит, необходимо найти разум, который использовал бы, как свои, доводы сердца". Именно экзистенциализм, по мнению А., устраняет отчужденность между мыслью и жизнью. Выводы относительно человеческого существования в мире, осуществленные немецким экзистенциализмом, подтолкнули А., а также А.Карлини, Парейсона, Ф


.Ломбарди к спецификации тематики итальянского экзистенциализма с акцентом на ценностном характере бытия человека ("Принцип философии бытия" — Э.Пачи, "Структура экзистенции" — А.).

С целью популяризации основных тем экзистенциализма в 1943 журналом "Primato" проводится опрос крупнейших итальянских мыслителей и постепенно вырабатывается новый угол зрения, более оптимистичный, чем в немецком экзистенциализме, который позже был охарактеризован Н


.Казине в статье "Отступление и падение экзистенциализма" в "Saturday Review" (1959) таким образом: "Мы считаем, что причину краха экзистенциализма следует искать в нигилистическом повороте, который он принял. Человеческая личность не нигилистична. Может быть, в некоторых обстоятельствах и на какой-то ограниченный период человек может принять добродетель пораженчества, но со временем его чувство меры заявит о себе и он будет жаждать вдохновения и позитивной ценности". Экзистенциализм, делает вывод А., оставил человека на погибель, так как отказался предложить ему какое-то средство, инструмент, установку, способную противостоять неустойчивости человеческих начинаний, позволить смотреть в будущее с разумной, хотя и осмотрительной верой. В связи с этим А. пересматривает назначение философии, анализирует экзистенцию в различных формах ее проявления, формирует новый категориальный аппарат, хотя при этом активно использует ряд терминов Хайдеггера, Ясперса и Сартра. Исходной посылкой учения А. является то, что философия призвана рассматривать человека не как объект или же растворяться в его субъективности, а в проблематичности его собственного существования.


Философия должна бороться за свою собственную жизнь, доказывая ее непреложную возможность, тем самым разрешая собственную проблему, но не устраняя ее. А. отрицает божественное познание мира, т.е. полное обладание всем возможным знанием.


>Он различает необходимое знание, которое характеризует бесконечную мыслительную жизнь, и проблематичное — как выбор и решение проблемы существования конечного человека, которое в качестве своей нормы и высшей категории рассматривает "возможность". Таким образом, проблематичный характер отношения между философией и реальностью, т.е. "возможность", не может формироваться как незаинтересованное самопознание (как это репрезентирует феноменология); поэтому философия не является, по мнению А., познанием или наукой.


>Привнося ценностный момент в существование отдельного конечного человека, а не абстрактного индивида, выступив с призывом, требующим ответственности за свое решение в выяснении отношения с миром, самим собой и другими людьми, Аббаньяно провозглашает философию экзистенцией, экзистенциальным актом: "Если существует философия как доктрина, должна существовать философия как человеческий акт, как момент или природа человеческой экзистенции. И в этом философствовании всякая доктрина должна находить свои основания...". В данном случае взгляд на природу философии у А. совпадает с точкой зрения Ясперса, согласно которому философия призвана "сообщать" себя людям, давать им путь для понимания себя. (Но если А. предлагает вариант гуманистического оптимизма, веры в возможности человека, то Ясперс проявлял в этом отношении определенный пессимизм, делая упор на жизненных ситуациях, которые остаются неизменными в своем существовании: смерть, страдание, предоставленность человека воле случая, неизбывная виновность Я.) В работе "Структура экзистенции" А. подчеркивает, что экзистенциальный акт — это акт проблематичной неопределенности, с одной стороны, и подлинного решения — с другой. Иногда человек, указывает А., не принимает никаких решений, рассеян, не владеет собой и не владеет по-настоящему своими возможностями. А. выявляет движение экзистенции как самоопределение человека. Он указывает, что структура экзистенции — это призыв к решению, движение, но не само решение. Не услышать призыв — возможность греха, погружение в жизнь такую, как она есть, расслабленность. Альтернативой экзистенции выступает, согласно А.,

вовлеченность: вовлекаться в экзистенцию — значит выбирать собственное предназначение и оставаться ему верным. Только в силу вовлеченности экзистенциализм может укорениться в своей возможности. Как уже отмечалось, категория "возможного" является одной из основополагающих в концепции А., хотя первым придавшим этому понятию особое значение был Кьеркегор, подчеркнувший негативную перспективу возможного, показавший, как оно разрушает всякое человеческое ожидание.

У А. категория возможного выступает как метод — очерчивает всюду возможное быть, которое является возможным не быть. Возможность как отношение с бытием подтверждается замечательной ссылкой А. на


Платона в "Софисте": "Я утверждаю теперь, что все обладающее по своей природе /свойством —

Т.К./ либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие от чего-то незначительного и только один раз — все это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как возможность". Эта же категория является определяющей и в характеристике А. "негативного" экзистенциализма, проявляющегося в различных человеческих ситуациях. Первая ситуация, в которой присутствует равнозначность всех возможностей, где каждый выбор оправдан, описывается философией Сартра и Камю. Каждый человек, будучи абсолютно свободным, проектирует свой мир, будучи ответственным за свой выбор. Но всякий проект, будучи ограниченным отдельно взятым сознанием, наталкивается на реальность и, следовательно, обречен на неудачу. "Неизбежная судьба делает равнозначными все виды человеческой деятельности", — пишет А. в работе о


Сартре под названием "Человек — несостоявшийся творец собственной судьбы". Выбор, считает А., который не поддерживается верой в ценность того, что выбирают, — невозможен: это отказ от выбора, невозможность возможности. Другая ситуация, согласно А., возникает, когда существует равнозначность всех возможностей, за исключением одной — возможности смерти. В статье "Существование человека в мире" А. характеризует взгляд Хайдеггера на существование человека, как способного строить проекты на будущее ("проект смысла бытия вообще может быть сделан в горизонте времени"), но посредством выбора возможностей, которые он унаследовал от прошлого. В силу этого человеку достается один выбор — "бытие-для-смерти" — единственный и в силу этого необходимый. Превратить ли свою жизнь в непрерывный похоронный обряд или же отнестись к смерти как к факту среди прочих?


Ни позиция Хайдеггера, ни Сартра не удовлетворяют А. Как сгнившее яблоко отсыхает и падает, но дерево остается плодоносным, так и смерть, по его мысли, заставляет нас жить, открывая новые возможности в их прозрачности, отвлекая от всего, что рассеивает человеческую личность, устраняя наносное.

Рождение и смерть, считает А., раскрывают нашу связь с другими людьми. А. предлагает третий путь, представляющий возможность в качестве поиска, направленного на установление границ и условий самой возможности. Он называет ее трансцендентальной возможностью, выражающей вовлеченность человека по отношению к бытию; трансцендентальная возможность прикрепляет его к Бытию, вводит в коэкзистенциальное сообщество, в должное в смысле верности самому себе и судьбе. Осуществляется выбор самого себя в соединении прошлого с будущим: решение решать не имеет оттенка предоопределенности и находится в руках человека — "человека выбирающего". С точки зрения А., человеку нужно решиться на судьбу в силу временности своего существования, прикрепиться к Бытию, которое находится за пределами этой временности. Но это решение относительно себя не является у А. ницшеанским мотивом "любви к дальнему" и разрывом с "ближними", или же противопоставлением толпе отдельного индивида, остро ощущающего обезличенность своего существования


(Ясперс). Выбор человека, пишет А., вовлекает его в отношения с другими людьми, которые гарантируются нормой собственной возможности: мы понимаем других людей и даем другим способ понять нас лишь в той мере, в какой мы понимаем себя. Одновременно происходит включение человека в мир. Бытие трансцендирует экзистенцию и в то же время формирует индивидуальность человека, включает экзистенцию как свою составную часть, становясь местом встречи и общения человека с другими людьми. Принятие мира как акт самовключения в мир означает принятие чувственного опыта и выступает у А. в форме исследования, где чувственный опыт, с одной стороны, упорядочивается и контролируется, с другой же — выступает как система объективной детерминации. Основной характеристикой природы мира, по мнению А., является телесность, и поэтому, постигая мир, человек исследует телесность как таковую в пространстве и времени. Таким образом, в частности, выявляет себя наука как начало принятия мира и связанность с подлинной природой человека.

Человеческий выбор, как полагал А., осуществляется в мире на фоне свободы, которая имеет тройственный смысл: 1) признание возможности как отношение с бытием, упрочение его в реализации


Я и своего предназначения; 2) единство Я и предназначения определяет единство мира; 3) Я способно реализовать себя лишь в сообществе людей на основе солидарности, дружбы, любви. Экзистенциализм не постулирует креативной свободы, человек не является центром мира. Мир не устроен и не предопределен для целей человека, иначе бы утратился смысл человеческого существования, его проблематичность. Принятие мира в свойственном ему бытии, в его порядке — необходимое условие самореализации. Человеческая свобода, пишет А., это реальная, ужасная свобода, поэтому экзистенциализм едва ли можно представить как философию, превозносящую человека и его судьбу, дающую полные гарантии. Тем не менее концепция "позитивного экзистенциализма" А., подтверждая проблематичность человеческого существования в мире, содержит конструктивный момент, освещая возможность отношения человека с


Бытием как подлинную. А. также автор книг "История философии" (в трех томах, 1946—1950) и "Философия, религия, наука" (1947). [См. также "Введение в экзистенциализм" (Аббаньяно), "Позитивный экзистенциализм" (Аббаньяно).]

Т.В. Комиссарова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБЕЛЬ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 15, 2009 1:11 pm

АБЕЛЬ (Abeles) Норман (р. 1928) — американский психолог австрийского происхождения, специалист в области медицинской психологии, психотерапии, консультативной и правовой психологии. Образование получил в Нью-Йоркском (бакалавр, 1949) и Техасском (магистр, 1952; д-р философии, 1958) ун-тах. Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Утрехтского ун-та (Нидерланды, 1968—1969) и профессора психологии ун-та штата Мичиган (США, с 1968). В 1971—1972 гг. был избран президентом Мичиганской психологической ассоциации. С 1978 по 1982 г. возглавлял психологическую клинику.


В 1990 был избран президентом отделений клинической психологии и психотерапии APA. Был ред. и чл. редкол. ряда крупных американских психологических журналов: "American Psychological Bulletin" (1978—1982); "Professional Psychology: Research and Practice" (1983—1988); "Clinical Psychology: Science and Practice" (1994) и др. А. наиболее известен своими исследованиями в области психотерапии.


Большое внимание уделял разработке принципов психотерапии и полагал, что определение эффективности различных психотерапевтических методов всегда должно быть в центре внимания исследователей. Вместе со своими коллегами создал уникальный архив данных, основанный на более чем трехстах аудиозаписях бесед пациент — врач, включая предварительные и последующие данные, а также оценки, полученные от терапевтов и пациентов. Этот архив — одно из крупнейших собраний психотерапевтических записей, созданных на базе изучения амбулаторных больных. Исследования А. в этом направлении были обобщены в ряде журнальных статей и работе "Psychodynamic theory" In H.


Burks and B. Stefflre (eds), "Counseling Theory", N.Y., 1979. Вторым направлением научной деятельности А. было исследование взаимодействия настроения и памяти у взрослых людей, которое осуществлялось им во время познавательно-поведенческих семинаров и занятий по медитации. Кроме того, А. оказал влияние и внес несомненный вклад в становление и развитие профессиональной психологии в США и других странах, особенно в таких областях, как профессиональная и исследовательская этика, правовые нормы в психологии, компетенция психологов и их образование.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБЕЛЯР ПЬЕР

Сообщение психологический словарь » Сб июл 18, 2009 7:55 pm

АБЕЛЯР Пьер — см. ПЕТР АБЕЛЯР.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБРАХАМ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 23, 2009 5:03 am

АБРАХАМ (Abraham) Карл (1877—1925) — немецкий психиатр и психоаналитик. Один из первых психоаналитиков и пионеров психоаналитического движения. Коллега Э. Блейлера, К. Юнга и З. Фрейда. Учитель Э. Дейч, М. Клейн, Т. Рейка, К. Хорни и др. психоаналитиков. Во время обучения в гимназии выучил классические и современные языки. Увлекался философией и лингвистикой. В 15 лет написал брошюру о сравнительном изучении языков.


Первоначально обучался гистологии, патологии и анатомии мозга в унтах Вюрцбурга, Фрейбурга и Берлина, затем занялся изучением психиатрии. Четыре года работал в Дальдорфе, в Берлинском муниципальном госпитале для душевнобольных. В 1904—1907 гг. работал психиатром в клинике Бургхельцли (Швейцария, Цюрих) у Э. Блейлера. В 1904 г. совместно с коллегами (К.Г. Юнгом и др.) обратил внимание на психоаналитические идеи З. Фрейда. В 1907 г. опубликовал психоаналитически ориентированную статью "О значении сексуальной травмы в детстве для симптоматологии раннего слабоумия" и лично познакомился с З.


Фрейдом в Вене, где принял участие в работе психоаналитического "Общества психологических сред". Вскоре переехал в Берлин (1907), где занялся налаживанием психоаналитической работы, занимался практическим и теоретическим психоанализом. В 1908 г. организовал и возглавил Берлинское психоаналитическое общество. Неоднократно избирался президентом Международной психоаналитической ассоциации (с 1914 г.).


Был одним из организаторов Берлинского психоаналитического института (1920) и поликлиники. Способствовал превращению Берлина в международный психоаналитический центр.


>Исследовал развитие либидо, маниакальную депрессию, причины враждебности женщин по отношению к мужчинам, комплексы мужественности и кастрации у женщин, детские фобии, мифы, символы, сновидения, остатки прегенитальной организации у взрослых невротиков, роль сексуальности в развитии личности и возникновении психических заболеваний, проблемы нарциссизма, истерии и невроза навязчивости, периодизации психического развития, в частности развития Я. Осуществил психоаналитическое "патографическое исследование" жизни и личности итальянского художника Джиованни Сегантини. Одним из первых применил психоанализ к исследованию и лечению психозов и депрессивных состояний, в том числе маниакально-депрессивного психоза. Внес существенный вклад в теорию ранних фаз психосексуального развития (в особенности оральной и анальной стадии) и формирования характера.


По оценке З. Фрейда, первым сформулировал идею нарциссизма и был "одним из самых выдающихся" психоаналитиков. Оказал существенное воздействие на развитие теории и практики психоанализа, распространение психоаналитических идей и формирование психоаналитического движения. Автор более ста работ по различным проблемам психоанализа. В рус. пер. издана книга "


;Сон и миф. Очерки народной психологии", М., 1912.

В.И. Овчаренко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 24, 2009 8:24 pm

АБСОЛЮТИЗАЦИЯ (лат. absolutus - безусловный) - абстракция наиболее высокого порядка, результатом которой являются так называемые абсолютные объекты, ничем не обусловленные, существующие сами по себе.

В науке А. - придание статуса исключительности какому-либо свойству объекта, позволяющее решать научные проблемы, гипотетически конструировать объекты иной природы и на этой основе получать новое знание о реальных объектах и их свойствах ("абсолютно твердое тело", "абсолютно непроводящее тело", "абсолютная величина (модуль)" и др.). А. в науке - достижение определенной полноты, которую невозможно реализовать в процессе эмпирического познания.

С.В. Воробьёва

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 29, 2009 12:49 am

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. — это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития.


На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как "идеи-в-себе", лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И. — это природа, или идея в ее "инобытии", "самоотпустившая" себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем "извести из себя это иное" и снова "втянуть его в себя", став субъективностью, духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о., она превращается в абсолютный дух, "идею-в-себе-и-для-себя" — завершающее звено, реализующее саморазвитие A.И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа.


Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского учения, следует заметить, что А.И., по Гегелю, не существует оторванно от природы и конечного духа, до них или раньше их.


Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом — природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению абсолютным одной ступени за другой. Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов. В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, т.о., говорить не о "переходе" абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.

Т.Г. Румянцева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 02, 2009 5:37 am

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат. absolutus — отделенное, отпущенное и лат. relativus — отнесенное в то или иное место) — противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. — безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. О. (релятивное) — временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д. Понятия А. и О. первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. А. в древнегреческой философии определялось как сторона совершенства, завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях "по природе", "в чистом виде", "само по себе". У Аристотеля О. выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому.

В средневековой философии господствовало религиозное толкование А. как "божественного", противостоящего О. — "земному", "мирскому". В философии Нового времени (в особенности в немецкой трансцендентально-критической традиции) выделялись различные аспекты А. и О., которые раскрывались в системе понятий "в себе", "для другого", "для себя", "само по себе" и т.п. В системе категорий "материалистической диалектики" постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент А.; то, что в одной связи относительно, в другой — абсолютно и т.д. В современной философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего — идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 05, 2009 4:56 pm

Абсолютный порог — разновидность сенсорного порога. Означает такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию и ниже которой он перестает восприниматься. Операционные значения А. п., получаемые с помощью метода постоянных раздражителей (см.), метода минимальных изменений (см.) со времен основателя психофизики Г. Фехнера используются в качестве показателя чувствительности сенсорных систем.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 12, 2009 6:51 pm

Абсолютный слух — способность правильно определять и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна.

А. с. — особая форма восприятия звуков. При А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тона без вспомогательных звуковысотных отношений и "внутреннего пения". Без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, например сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т.н. псевдоабсолютный слух).

По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.

Различают пассивный А. с. — правильное определение высоты слышимого звука без воспроизведения ее голосом, и активный А. с. — определение воспроизведения звука по их высоте.

А. с. обнаруживается очень рано, обычно в раннем школьном, а иногда и в дошкольном возрасте.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСТИНЕНЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вс авг 16, 2009 12:29 pm

Абстиненция алкогольная (лат. abs — из-за, teneo — держаться) — состояние похмелья, следовая реакция, возникающая после алкогольного или наркоманического эксцесса. Характерными проявлениями А. а. являются: головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, слабость, разбитость, чувство дискомфорта, иногда двоение в глазах, угнетенное настроение, часто сопровождающееся идеями самообвинения и раскаяния, повышенной внушаемостью, вегетососудистыми реакциями. Нарушаются глазомер, тонкая координация движений. Возможно появление эпилептиформных приступов, делирия, состояний спутанности. Длительность фазы элиминации (распада этанола и выведения его из организма) продолжается от 5 до 35 часов.


Психологическое обследование в этой фазе свидетельствует о резком снижении работоспособности, ослаблении внимания, функциональных нарушениях умственной работоспособности, колебаниях психического темпа. Отмечаются также ухудшение понимания инструкций, запоминания, счета (психодиагностика внимания с помощью счета по Крепелину и использования таблиц Шульте). Получение с помощью психологических исследований объективных данных имеет важное практическое значение для экспертизы последствий алкогольного опьянения — решения о возможности допуска к работе пилотов, водителей и др. Состояния А. а. купируются крепким чаем, холодным душем и пр. медикаментозными средствами. Применение с этой целью малых доз алкоголя, распространенное в некоторых субкультурах, является одним из путей формирования хронического алкоголизма, в связи с чем — недопустимо.

В. Я. Гиндикин

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСТИНЕНЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Вт авг 18, 2009 9:17 am

Абстиненция сексуальная (лат. abstinentia — воздержание) — состояние вынужденного полового воздержания, обусловленное добровольным отказом от половой жизни, либо неблагоприятными житейскими обстоятельствами, например арестом, пленом, утратой партнера, болезнью, длительной командировкой (моряки, полярники, геологи, вахтовики и т. п.).

В сексологии под А. с. обычно понимается отсутствие половых контактов более одного месяца. Различают тотальные А. с., исключающие все виды половой жизни и парциальные, сопровождающиеся поллюциями или мастурбацией. В начальном периоде А. с. отмечается нарастание полового влечения, спонтанных эрекций, наплывы сексуального фантазирования и эротических сновидений, возможно появление отдельных дискомфортных ощущений и сексуальных фрустраций (неотреагированного полового возбуждения), затем развивается "охранительное" торможение и состояние стабилизируется на уровне временного парциального "угасания" сексуальных мотиваций.

В молодом возрасте А. с. совершенно естественна и безвредна. Во второй половине жизни некоторые люди испытывают временные трудности при возобновлении сексуальных отношений, а в инволюционном периоде возможно необратимое подавление сексуальности. В целом, вред А. с. для психического состояния значительно переоценивается.

Среди ритуальных форм А. с. наиболее распространена аскеза — образ жизни с самоотречением от удовольствий и специальными упражнениями для исправления пороков и подавления страстей по религиозным и идеологическим мотивам. Известен также обет безбрачия — целибат у католических священников. Многие сторонники сексуального воздержания убеждены, что последнее продлевает молодость и усиливает творческую активность, некоторые спортивные тренеры считают, что А. с. может повысить результативность спортсменов, хотя никаких научных данных по этому поводу нет.

С. Т. Агарков

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

Сообщение психологический словарь » Сб авг 22, 2009 3:23 am

АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ — философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio — отвлечение, удаление) — мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов.


Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью.

Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности).

Иногда, как особый тип, выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении)". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат. concretus — густой, твердый, сросшийся) — реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении — это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.

С.В. Воробьева

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСТРАКЦИЯ

Сообщение психологический словарь » Ср авг 26, 2009 3:11 am

АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio - отвлечение, удаление - введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) - одна из важнейших операций мышления. Мысль человека отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет этот фрагмент для осуществления последующих фазисов мыслительного процесса. Из соответствующего представления элиминируется несущественное и таким образом выявляются определенные основания его подлинной сущности. Результаты А. - образы реальности - традиционно обозначаются тем же термином. Для различения результата А. и самого процесса А. последний называют иногда абстрагированием. А. предполагает отказ от фиксации единичного, случайного в пользу вычленения общего, необходимого в целях обеспечения истинного познания мира. Потребность в А. задается исследовательской ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности (возможность восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов).

В европейской философии и логике А. трактуется, как правило, как способ поэтапного мысленного членения объекта, продуцирующий понятия, которые, в свою очередь, образуют все более общие изображения реальности. (Важной в границах методологии науки является проблема взаимосвязей А. "первого", "второго" и последующих порядков, а также о возможностях их редукции.) В процедуре А. очевидны две ипостаси процесса познания: первая отражает направленность внимания на то, что именно вычленяется; вторая - на то, от чего именно осуществляется отвлечение. Акцент на той или другой стороне указанного процесса (при их взаимодополнительности) часто приводит к полярным выводам относительно роли А.: либо их рассматривают как значимый источник поступления данных о мире, либо как процедуру, приводящую к их искажению и обеднению. (Уяснение того, какие именно из свойств предмета или явления выступают для них "посторонними", - по сути главный вопрос оперирования с А.) Понятие "интервал А." выражает наличие степеней свободы в процедурах отвлечения от тех или иных свойств объектов. Наиболее развитой системой А. обладает математика. В целях более успешной реализации человеком своих проектов А. также используются для выделения таких специфических особенностей объектов, без учета которых эффективная преобразующая деятельность людей невозможна. (Например, экологические программы и все случаи взаимодействия человека с самоорганизующимися системами, когда рефлексия над объектом изменяет сам объект.)

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

АБСУРД

Сообщение психологический словарь » Вт сен 01, 2009 7:39 am

АБСУРД (лат. absurdus — нелепый, от ad absurdum — исходящий от глухого) — термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно сознанию такого типа адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. — по определению абсурдна сама по себе.


Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это — реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу — выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, — постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Это — единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора.

Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство — такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие "А." нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания (см. Синергетика), либо через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С


.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали, А.Тарковского и мн.др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.

А.А. Грицанов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], KostyaAndreev, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, на лошади весёлой