Solaria » Сб апр 16, 2016 6:33 pm
Мне показалась интересной идея типирования по рецензиям на книги. Вообще я крайне редко даю развернутые оценки чужому творчеству, однако, порывшись в архиве, я нашла один свой старый отзыв к фильму "Апокалипсис".
Интересно, можно ли сделать выводы о функциях в блоке Эго по этому тексту.
В 2006 году на экраны вышел удивительный фильм, совершенно незаслуженно обделенный вниманием и кинокритиков, и широкой зрительской аудитории. Речь идет о картине известного американского режиссера Мела Гибсона «Апокалипсис».
В этом фильме нет белозубых улыбок и художественно обнаженных бюстов голливудских знаменитостей, поскольку все роли исполняются коренным индейским населением. Да и сюжет фильма, по сути, прост и непритязателен – показан один день из жизни индейского племени и молодого сына вождя Лапа Ягуара. День, перевернувший все… На мирное племя, затерянное в глубине джунглей Амазонки, живущее простыми повседневными заботами: удачей на охоте, рождением сыновей, незамысловатыми шутками, надвигается жуткая и непонятная угроза. Это их соседям, «цивилизованным» майя, нужны все новые и новые жертвы для своих кровавых богов, жертвы, призванные избавить народ майя от обрушившихся на него несчастий – голода, эпидемий, смертей. Они не видят в лесных дикарях людей – а всего лишь скот, женщины это рабыни и наложницы, а мужчины – жертвы для бога Кукулькана, жертвы, из которых нужно вырвать еще дымящееся сердце и бросить его к подножию пирамиды, на потеху ревущей толпе. Лапу Ягуара захватывают в плен вместе с остальными жителями племени, но перед этим ему удается спрятать в колодце свою жену, ждущую ребенка, и маленького сына.
Все же Мел Гибсон – талантливый режиссер, а Руди Янгблад, сыгравший в фильме главную роль – талантливый актер, поскольку им удалось в полной мере передать атмосферу происходящего, позволить зрителю взглянуть на так называемую цивилизацию глазами лесного дикаря, взглянуть – и ужаснуться. На смену изобильным зеленым лесам и полноводным рекам приходит бесплодная пустыня, сытым и веселым людям – изможденные, умирающие от болезней и голода полускелеты, лишь отдаленно напоминающие людей. И маленькая больная девочка, произносящая свое ужасное пророчество, лишь дополняет эту картину. Дикие ритуалы, бессмысленная жестокость… Да, конечно, главный герой не погиб. Вовремя случившееся солнечное затмение вырвало Лапу Ягуара и его товарищей из рук жрецов – лишь для того, чтобы стать «охотничьими мишенями» для развлечения воинов – торговцев «живым товаром», захвативших племя. Пожалуй, трудно не заметить аналогий, проводимых Гибсоном между цивилизацией майя, порочной, злой, обреченной на смерть и угасание, и цивилизацией дней сегодняшних, возможно, поэтому фильм так цепляет? Верховные правители и жрецы, либо одержимо-бесноватые, либо расчетливо-циничные, не менее циничные воины-ловцы, для которых это все – «только бизнес», как сказали бы сейчас. А внизу, у ступеней пирамид, обезумевшая толпа, жаждущая кровавых зрелищ, и надменно-спесивые аристократы, украшенные перьями и нефритом. И рвы, заполненные выпотрошенными трупами сотен и тысяч жертв… Однако, Лапе Ягуара удается пройти через этот ужас и выжить – единственному из всех. Ведь охота – его стихия, а леса – родной дом, и сумев вырваться из рук воинов, он из безоружной добычи превращается в опасного хищника, не знающего пощады. На руку ему играет и загадочное пророчество, мистическим образом обстоятельства складываются так, что его враги погибают, как было предсказано – один за другим, и страх вселяется в их сердца. Гонка заканчивается на берегу океана, там, где главный герой и последние оставшиеся в живых два его преследователя сталкиваются с тем, что превосходит все прочее, с тем, что их сознание не в силах было ни вообразить, ни представить. Корабли из Старого Света причаливают к берегам, и в шлюпках к ним плывут конкистадоры и миссионеры. И это, действительно, Апокалипсис, полный и окончательный крах цивилизации майя и ее кровавых богов. Конечно, главный герой не рассуждает подобным образом. Просто он уже научен столкновением с цивилизацией, и не ждет от других людей ничего хорошего. Посему, он поступает в высшей степени благоразумно – вытащив из колодца свою жену и уже двоих детей, уходит с ними вглубь Амазонских лесов.
Так о чем фильм, в конечном то итоге? В нем много граней, много пластов. Фильм - о силе духа и жизнестойкости, о разуме и отваге, о дикости и цивилизации, о любви и надежде, о жестокости и смерти. Фильм заканчивается, но впечатление от него остается надолго, как и желание посмотреть его еще и еще раз.
Если нет ветра - беритесь за весла (с)