Мы уже стали свидетелями захвата крупнейших СМИ, попыток запретить свободу слова в делах религиозных, делах кинематографических и даже... в вопросах постельных.
Вчера Госдума обсуждала дальнейшие планы ограничения права граждан на информацию через сеть "Интернет".
В Википедии есть прекрасная статья, написанная по материалам более 160 источников. Ее мы и возьмём за основу дискуссии...
Читаем-просвещаемся. Потрясающе интересное чтиво.
Какой я, Машенька, поэт?
Я нечто вроде певчей птицы.
Поэта мир — весь божий свет:
А русской музе тракту нет,
Везде заставы и границы.
И птице волю дал творец
Свободно петь на каждой ветке;
Я ж, верноподданный певец,
Свищу, как твой ручной скворец,
Народный гимн в цензурной клетке.
П. В. Шумахер, 1880
Одной из хитростей издателей был так называемый «эзопов язык» — приём, описывающий события в России в виде рассказа о том, что творилось за рубежом, рассмотрение текущих дел в форме рассказа о прошлом, активное использование аллегорий.
С 1914 года в дела цензуры кинематографа начало систематически вмешиваться Министерство внутренних дел, запрещая показ картин, «которые могли бы вызвать нарушения общественного порядка, оскорбить религиозные, патриотические и национальные чувства».
С началом февральской революции цензура кино исчезла, спровоцировав «мутный поток всякого рода кинолент, в которых под видом разоблачения смаковались анекдоты о бывших самодержцах России и их любовных утехах».
Делая вывод об отношении власти к потенциально опасной литературе, Тэкс Чолдин заключает, что основной угрозой правительство всегда видело восстание народа против установленного в России строя, института самодержавия как такового.
Википедия: Цензура в Российской Империи