Danidin » Пн фев 21, 2022 12:16 am
Если брать человечество именно как биологический вид в сравнении с другими биологическими видами, то его отличают:
1) Неотения. Очень долгий период детства. Детские признаки (включая и способность обучаться новому) сохраняются и во взрослом (половозрелом) состоянии. Это интуиция.
Также, само тело у нас слабое и неприспособленное к самостоятельному выживанию во внешней среде. Все или большинство его сенсорных функций протезируются при помощи артефактов культуры. Вместо когтей и зубов используем ножи и ружья. Пища обрабатывается сначала на огне, а только затем в кишечнике. Греет не шерсть, а одежда. Короче, сенсорная сфера у нас развита плохо и требует поддержки.
2) Развитый мозг, и прежде всего - самые новые его отделы, кора больших полушарий, отвечающая за рассудочный контроль своего и чужого поведения. По сравнению с большинством животных, мы все тут ужасные ОКРЛ-ьщики. И без рациональности с её ритуалами и долгосрочным планированием никакой цивилизации бы не было, всё бы развалилось и сползло в хаос. Для сравнения, если брать, например, насекомых, рацио - муравьи, пчёлы, иррацио - мухи, бабочки. Мы по своему социальному устройству явно ближе к первым. А это рациональность.
А вот насчёт остальных признаков Рейнина не всё так однозначно.
С одной стороны, всепланетное распространение как следствие экстравертной экспансии, но с другой - развитое самосознание, глубокий внутренний мир отдельных инвивидов, за счёт чего порой удаётся создавать сверхсложные и сверхтонкие продукты, недоступные другим видам - интроверсия.
С одной стороны, гиперсоциальность и сверхвнушаемость себе подобными, создание сложнейшего искусства для более эффективного внушения - этика, с другой - единственный вид, освоивший в полной мере орудийную деятельность и сумевший в итоге освоить науку и технологии - логика.
С одной стороны, роль абсолютного хищника, уничтожающего целые виды и биогеоценозы. При этом относительно слабый, в сравнении с другими видами, внутренний запрет на насилие и в отношении себе подобных. Решительность. Но, с другой стороны, уникальное для животного мира (пусть и имеющееся лишь у части индивидов) наличие сочувствия и доброжелательности к субъектам, не являющимся близкими родственниками, а иногда - даже к представителям других видов. Всё же более низкое, в сравнении с родственными видами, внутривидовое насилие. Меньше времени тратится на борьбу за доминирование и больше остаётся, например, на исследование внешней среды, изобретение чего-то нового, последствия чего мы и наблюдаем вокруг. Рассудительность.
С одной стороны, мы универсалы, у нас нет узкой приспособленности к добыче пище лишь определённого вида, к выживанию в определённой природной зоне, к половому поведению определённого типа и т.п. За счёт охвата всех возможных сфер адаптации возникает синергия развития, и по сути человечество в одиночку воспроизводит всё разнообразие биосферы на новом уровне. Более того, только у нашего вида в полной мере развивается язык понятий, включающий в себя высшие абстракции и способность к пониманию целей, не сводимых к личным и семейным, к переживанию своей сопричастности жизни в общенациональном, общемировом маштабе. Это весёлость (БЛ+ЧЭ). Но, с другой стороны, мы и единственный вид, которой без репродуктивного разделения практикует специализацию. Более того, эта специализация, культурная и профессиональная, порой принимает у нас настолько гротескные формы, что представители разных культур и/или специальностей порой не могут даже понять друг друга (у животных такое возможно лишь для представителей разных видов). И это серьёзность (БЭ+ЧЛ)
Наконец, с одной стороны, в нас (если речь о виде, а не о каждой конкретной личности) нет ничего имманентно присущего и неизменного. Всё течёт и меняется, когда меняется социальная среда, её экономика и мода. Люди нынешнего и 19 века отличаются друг от друга (и по одежде, и по культуре поведения) больше, чем животные разных видов. Это динамика. Но, с другой стороны, в отличие от животных, мы не особи и не индивиды, не безвольные пешки естественного биологического отбора. Мы (по крайней мере многие из нас) - осознающие себя личности, то есть некие комплексы убеждений, обладающие собственной, независимой от биологической природы их носителя волей. Люди, в отличие от животных порой готовы отстаивать свои убеждения, даже если это может означать биологический неуспех. И это статика.
Таким образом, наиболее человеческие типы - все рациональные интуиты. Наиболее близкие к природе и животному миру - все иррациональные сенсорики.
Собственно, это и отражается в наших представлениях о себе. Мы выделяем себя из животного мира тем, что отрицаем в себе телесное начало (ЧС, БС) и возвышаем противостоящее ему духовное (творческие, рациональные формы ЧИ и БИ).