58. Сотворение мира и человека
"Имена Аллаха". Все суры Корана открываются одними и теми же словами: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного!” Имя Аллах в переводе на русский язык означает просто “Бог”. “Бог! — нет божества, кроме Него, у Него — прекрасные имена,” — говорится в Коране. Можно спросить: “Почему здесь говорится об именах? Разве у единого Бога может быть много имен?” Дело все в том, что речь здесь идет не об именах, а об эпитетах, прозвищах, которые отображали одно какое-либо качество Аллаха, и которые могли заменять его имя: "Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного”". Как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена.
В одной из сур Корана перечисляются такие эпитеты Аллаха: “Он — Аллах... знающий скрытое и созерцаемое... царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный... творец, создатель, образователь.” В Коране не говорится, сколько всего имен у Аллаха, но по традиции считается, что их сто, 99 известных и одно тайное, силой которого можно творить немалые чудеса. Имя это было открыто лишь немногим избранникам Аллаха — таким, как мудрый Сулейман (Соломон) или Иса ибн Марйам (Иисус Христос).
Аллах — единственный Бог, вечный, всемогущий и всесильный. Хотя в Коране иногда говорится о престоле, на котором Он восседает, это всего лишь поэтический образ. На самом деле Аллах Корана лишен человеческих черт и качеств. Он бессмертен, вечен (“всякая вещь гибнет, кроме его лика”), “его не объемлет ни дремота, ни сон”, Он — причина жизни и смерти, “изводит живое из мертвого и мертвое изводит из живого. Он оживляет землю, после ее омертвения.”
Аллах бывает разным: гневным и благосклонным, грозным и снисходительным. И все-таки главные его качества – милостивость и милосердие. Милостивость Аллаха, среди прочего, проявилась и в том, что Он сотворил мир и людей.
Творение мира Аллахом. Первоначально земля и небо были единым целым. Задумав сотворить мир, Аллах для начала разделил их. Небесам и земле он сказал: “Приходите добровольно или невольно!” И ответили они: “Мы приходим добровольно”. Затем из дыма было создано небо, разделенное на семь сводов. Необъятны размеры этих семи небес: лишь за пятьсот лет можно пересечь первое небо и столько же времени потребуется, чтобы достичь следующего.
Над верхним сводом был помещен престол Аллаха, на нижнем, ближайшем к земле — солнце, луна, звезды, “башни”, т.е. все светила. Они управляются Аллахом и направляют путь жизни человека. Небу Аллах повелел производить темноту ночи и свет утра.
Землю Аллах со всех сторон окружил горой Каф и утвердил на плечах ангела. Сам ангел опирается на скалу, скала покоится на рогах огромного быка, а бык стоит на спине плывущей рыбы. При таких опорах земля стоит непоколебимо, сотрясаясь лишь тогда, когда бык перебрасывает скалу с одного рога на другой.
На этот труд ушло два первых дня творения. Затем за четыре дня было создано все, что находится на земле. Аллах распростер землю и утвердил на ней горы, прочно стоящие, чтобы они не колебались вместе с людьми, и реки и дороги, чтобы людям ходить прямыми путями. Были созданы все растения, ветры, из воды было сотворено все живое — парами, чтобы животные могли размножаться.
Аллах произносил магическое слово “Кун!” — “Будь!”, и то, о чем шла речь, немедленно появлялось. В конце дела Аллах с удовлетворением сказал: “И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость”.
Ангелы и джинны. Первыми существами, созданными Аллахом, были ангелы, созданные из света, и демоны-джинны - из огня и дыма. Ангелы охраняют небо от злых духов, охраняют престол Аллаха, передают людям его волю. Каждого человека по жизни сопровождают два ангела: один отмечает его добрые дела, а другой — злые. Ангелы многочисленны и не имеют имен, за исключением немногих — тех, которые находятся у престола Аллаха. Главный – Джабраил – посредник между Аллахом и пророками, жившими на земле. Он возвестил слова Аллаха и Пророку Мухаммаду.
В отличие от ангелов, о которых невозможно сказать, мужчины они или женщины, джинны могут быть и мужчинами, и женщинами. Джинны возникли из бездымного огня и могут по желанию менять свое обличье. Они отвлекают людей от мыслей об Аллахе, мешают молиться, учат колдовству, подстрекают к злым делам, а греховному делу часто придают благопристойный вид.
Ад. Тот, кто поддается джиннам, после смерти попадает в Джаханнам — ад. Над этим страшным местом протянут мост, тонкий, как волос или лезвие остро отточенного меча. Человек после смерти должен пройти по этому мосту, но удается это только праведникам, а грешники срываются и падают вниз, на вечные муки.
Из Джаханнама нет выхода: его ворота охраняет девятнадцать ангелов, “грубых и сильных”. Грешники опутаны толстыми цепями и подвергаются самым страшным мукам: одни горят в огне, причем сгоревшая кожа всякий раз заменяется у них на новую, другие — пьют кипяток, третьи едят плоды дерева закуй, похожие на голову шайтана. Возглавляет злые силы, противостоящие Аллаху, повелитель зла — Иблис. Когда-то он входил в число приближенных к Аллаху ангелов, но потом поссорился с ним из-за людей. Произошло это так.
Аллах создает людей. Жизнь в раю. Аллах создал первого человека из “звучащей глины”, из праха земного, а затем из его плоти сотворил ему жену. Мужчину звали Адам, а женщину — Хавва.
Их Аллах поселил в раю, который у мусульман называется Джанна. Там первые люди должны были жить в полном покое и довольстве. Рай был полон темно-зеленых садов, в которых росли плоды, и пальмы, и гранаты, лотос, лишенный шипов, увешанное плодами чудесное дерево талха. В раю не случалось ни жары, ни мороза; там текли реки из воды, которая всегда оставалась свежей и прохладной, и реки из молока, которое никогда не портилось, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меда очищенного.
Новое творение Аллаха не понравилось ангелам. Когда он заявил им: “Я установлю на земле наместника”, это вызвало возражение ангелов: “Разве Ты установишь на ней того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь?” Тогда Аллах решил доказать ангелам превосходство Адама. Он научил его именам всех созданных на земле вещей, а потом попросил ангелов: “Сообщите мне имена этих, если вы правдивы”. Ангелы не смогли назвать. Тогда Адам по просьбе Аллаха сообщил ангелам имена вещей, и те, признавая превосходство первочеловека над собой, поклонились ему.
Один только Иблис отказался сделать это. Разгневанный Аллах спросил: “Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?” Иблис ответил высокомерно: “Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его из глины!” Аллах разгневался еще больше: “Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты — среди оказавшихся ничтожными! Выходи опозоренным, униженным!” Покидая свое место у престола Аллаха, Иблис пообещал: “За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными”.
Иблис искушает Адама и Хавву. Первыми жертвами вражды Аллаха и Иблиса стали Адам и его жена. Поселив их в раю, Творец разрешил им питаться всем, чем угодно, оставив запретным одно из деревьев. “Не приближайтесь к этому дереву, — сказал Он, — а то вы окажетесь несправедливыми”.
Но Иблис, прокравшись в рай, коварно нашептал им, что Господь запретил им это дерево, опасаясь, как бы они не сделались ангелами или не стали вечными. Он указывал им на дерево вечности и притворялся добрым советником.
Искушение оказалось слишком велико; Адам и Хавва нарушили запрет, вкусили дерева, и, поняв, что они обнажены, начали изготовлять для себя одежды из листьев райских деревьев. Аллах, немедленно узнавший о нарушении его приказа, лишил ослушников своей милости. “Низвергнитесь! — повелел Он им. — Для вас на земле местопребывание... На ней вы будете жить и на ней будете умирать!”
Адам и Хавва на земле. На земле Адам и Хавва оказались разлученными. Он оказался на острове Цейлон, а она — в Аравии, в Хиджазе. Долгих сто лет они бродили по земле в поисках друг друга, и встретились наконец в районе будущей Мекки. Там они и поселились. Потомство Адама было многочисленным, и от него пошел весь род людской.
Несмотря на свой первоначальный гнев, Аллах не лишил Адама своих милостей. Ему был дарован небесный камень — белый прозрачный яхонт, сквозь который можно было узреть рай. Именно для этого камня, повинуясь приказу Аллаха, Адам построил святилище Каабы. Позже камень почернел из-за грехов и порочности людей; так появился Черный камень – Кааба.
Адам прожил долгую жизнь и после смерти был похоронен вместе с Хаввой около Мекки, в “пещере сокровищ”. Однако после Всемирного потопа его останки были перенесены в Иерусалим.