Давно хотелось пообщаться на эту тему. Я начала собирать стихи, навеянные творчеством композиторов, исполнителей или конкретными музыкальными произведениями (иногда стихотворение так и называется по имени композитора или произведения, иногда о его источнике становится известно косвенным путём).
Как бы то ни было, а интересно проследить восприятие и вербальные ассоциации, если уж автор берётся "описать неописуемое". И психотипы авторов музыки и стихов (хотя можно рассматривать также прозу) в некоторых случаях очень явно взаимодействуют.
Для затравки выкладываю одно из моих любимых стихотворений (думаю, что в данном случае поэт и композитор являются представителями одного ТИМа по соционической типологии, и в их творчестве много общих черт, хотя были они личностями разного масштаба и жили в разные времена и в разных странах).
Итак, вот портрет автора музыкального первоисточника:
А это фото автора стихотворения:
(Покамест не буду писать его имя, а также название музыкального произведения, о котором идёт речь в тексте, это название вынесено поэтом в заголовок). Интересно, во-первых, узнает ли кто-нибудь поэта и музыкальное произведение, ну и насколько вам близки эти ассоциации.
Утром осенним
в виноградном саду
лоз, посаженных в ряд, повторенье,
кистей на лозах,
виноградин на кистях,
сияния на виноградинах.
Ночью
в очень большом,
очень белом доме -
в каждом отдельный свет
повторение окон.
Всех дождей повторенье,
капель, падающих
на землю,
на дерево,
в море,
на мои руки, лицо и глаза,
и капель,
раздавленных на стекле.
Дней моих повторенье,
один на другой похожих,
непохожих один на другой.
Повторенье плетенья,
повторение звёздного неба,
повторение слова "люблю"
на всех языках,
повторение дерева в листьях,
и на каждом смертном одре
горечь прощания с быстрой жизнью.
Снега падающего повторение,
мелких мокрых снежинок,
крупных снежинок,
снежных хлопьев,
снега чистого, падающего в метель
и закрывшего мне дорогу.
Дети бегают во дворе,
во дворе бегают дети.
Старая женщина проходит по улице,
проходит по улице старая женищина.
Ночью
в очень большом,
очень белом доме -
в каждом отдельный свет
повторение окон,
виноградин на кистях,
сияния на виноградинах.
Идти к лучшему, к справедливому, к правде,
бороться за лучшее, справедливое, за правду,
добиться лучшего, справедливого, правды.
Безмолвных глаз твоих, милая,
и улыбки,
рыданий твоих,
и хохота, милая,
сияющего, белозубого хохота
повторенье.
Утром осенним
в виноградном саду
лоз, посаженных в ряд, повторенье,
кистей на лозах,
виноградин на кистях,
сияния на виноградинах,
моего сердца в сиянии.
Чудо
повторения, милая,
неповторимость
повторения...
З.Ы. Да, и ещё интересно, в какой тональности звучит текст при первом прочтении, и "звучит" ли он вообще.
Может, кому-то захочется продолжить игру с угадыванием музыкальных первоисточников литературных текстов (а можно и наоборот - поговорить о программной музыке, навеянной литературой).