Вера и мистика

Лингвосоционика и социомузыкология

Вера и мистика

Сообщение Speranza » Вс окт 07, 2018 8:14 am

mystik_portal.jpg
mystik_portal.jpg (49.93 КБ) Просмотров: 3064


Эта тема посвящена всему тому, что кажется большинству людей загадочным и необъяснимым

( с точки зрения логики и так называемого здравого смысла)

Здесь я буду рассматривать и сравнивать мистические практики в христианстве и других религиях (история и современность),

а также делиться моим собственным мистическим опытом.

Больше всего такой опыт связан с соционической функцией интровертной интуиции времени [БИ] , но не только с ней.

"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Вс окт 07, 2018 8:24 am

Bibel_Jesus_Juenger.jpg
Bibel_Jesus_Juenger.jpg (76.41 КБ) Просмотров: 3057


Я придерживаюсь христианского исповедания восточной (православной) традиции, изучаю Библию с 1992 года.

Предполагаемые социотипы Иисуса Христа и Его учеников:

Христос - ЭИЭ в трёх синоптических Евангелиях (от Марка, Матфея и Луки), ЭИИ/ИЭИ в Евангелии от Иоанна.

Апостол Пётр - СЛЭ/ЛСИ

Апостол Андрей Первозванный (брат Петра) - ЛСЭ

Апостол и евангелист Иоанн - ИЭИ/ЭИИ

Апостол и евангелист Матфей - ЭСИ/ЛСИ

Евангелист Лука - ЭСИ/ЭСЭ

Евангелист Марк - ЛИЭ/ЭИЭ

Апостол Павел - ЭСЭ/ЭИЭ
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Вс окт 07, 2018 1:57 pm

Pascal.jpg
Pascal.jpg (16.18 КБ) Просмотров: 3038


Блэз Паскаль - 70% ИЛИ/30% ЭИЭ, великий учёный и великий мистик

Знаменитый "Мемориал Паскаля"


ГОД БЛАГОДАТИ 1654

Понедельник 23 ноября день святого Климента папы и мученика и других мучеников.
Канун святого Хризогона мученика и других. Приблизительно от десяти с половиною часов вечера до половины первого ночи.

ОГОНЬ

Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,
но не Бог Философов и ученых.
Уверенность. Уверенность. Чувство, Радость, Мир.
Бог Иисуса Христа.
Deum meum et Deum vestrum (Богу моему и Богу вашему).
Твой Бог будет моим Богом.
Забвение мира и всего, кроме Бога.
Обрести его можно только на путях, указанных в Евангелии.
Величие души человеческой.
Отец праведный, мир не познал тебя, но я тебя познал.
Радость, Радость, Радость, слезы радости.
Я разлучился с ним.
Dereliquerunt me fontem aquae vivae (Оставили меня источники воды живой)
Бог мой, неужели ты покинешь меня?
Да не разлучусь с ним вовеки.
Это есть жизнь вечная да познают они тебя единственно истинного Бога и посланного тобою И. X.
Иисус Христос
Иисус Христос
Я разлучился с ним. Я бежал от него, отрекся, распинал его.
Да не разлучусь с ним никогда!
Сохранить его можно только на путях, указанных в Евангелии.
Отречение полное и сладостное.
Полная покорность Иисусу Христу и моему духовнику.
Вечная радость за день подвига на земле.
Non obliviscar sermones tuos. Amen



История создания Мемориала и уникальность этого документа

В пору своего знакомства (называемое биографами «первым обращением») с идеями янсенизма (1646) Паскаль внимательно изучал и долго размышлял над трактатом Янсения «О преобразовании внутреннего человека» (Discours de la réformation de l’homme intérieur). В нём исследовались три губительные для человека страсти: libido sentiendi (похоть чувства), libido sciendi (похоть знания), libido dominandi (похоть власти), — именно в них Янсений видел корень зла. И если «похоть чувства» никогда не имела значения в жизни Паскаля, то страсть к познанию, исследованию преследовала его всегда. Паскаль задавался вопросом, не мешают ли его научные занятия и стремление доказать своё первенство в открытиях препятствием в том, чтобы стать истинным христианином.

«Обращение» Блеза, как со временем стало проявляться, было далеко не полным, скорее всё-таки интеллектуальным и книжным, и не затрагивало всех глубин его существа. Он искренне воспринял некоторые новые для него религиозные идеи, которые, однако, расходились с его поступками.[1]

Потрясения, пережитые Паскалем в начале 1650-х гг. в связи со смертью отца и уходом любимой младшей сестры в монастырь, немного охладили его религиозный пыл и заставили искать утешения в светской жизни. Приблизительно в конце 1653 года он начинает испытывать сожаления, что не последовал призыву Янсения, не победил в себе страсть к познанию и любовь к славе. Его старшая сестра, Жильберта, замечает, что Паскаль испытывает неприязнь к свету и опасается, что его вспыльчивый нрав может привести к конфликтам. Паскаль делится своими душевными переживаниями с сестрой Жаклин, монахиней Пор-Рояля, которая отмечает в нём «…смирение и покорность… Ясно видно, что в нём уже действует не его природный дух…». Он оставляет занятия наукой, постоянно читает Евангелие, но его тоска и неуверенность не утихают. Кульминация наступает в конце ноября 1654 года. В ночь с 23 на 24 ноября он, по различным объяснениям исследователей, переживает потрясение, галлюцинацию, экстаз, обретает пророчество свыше. «Мемориал» раскрывает противоречия, во власти которых находился Паскаль — учёный и христианин. По оценке многих биографов, этот документ является «программой пяти-шести последних лет» учёного и объясняет всю последующую жизнь Паскаля.

«„Мемориал“ — документ исключительной биографической значимости. Стоит лишь представить себе, что он никогда не был бы обнаружен, как в жизни Паскаля неминуемо возникает некая непроницаемая область, загадочная для исследователей и его биографии, и его творчества.<…> В „Мемориале“ Паскаль восстаёт против самого себя, причём делает это с такой страстной убеждённостью, примеров которой можно не так уж много насчитать за всю историю человечества. Как бы ни были непонятны нам обстоятельства написания „Мемориала“, но, не зная этого документа, самого Паскаля понять невозможно».[2]

Текст, отличающийся и в плане содержания, и в плане стиля от всех сочинений Паскаля, был сначала записан на бумаге, а через несколько часов переписан набело на пергаменте. Паскаль дополнил его цитатами из Священного Писания и заключительными строками о покорности Христу и духовнику.

«Мемориал» был обнаружен случайно уже после смерти Паскаля: слуга, приводивший в порядок его одежду, обнаружил документ зашитым в полу камзола вместе с черновиком.

Случившееся Паскаль скрыл от всех, даже от Жаклин, с которой был духовно близок.

С конца 1654 года Паскаль, ещё недавно в «Послании Парижской академии» объявлявший о предстоящей публикации новых математических сочинений, отстранился от научного творчества и порвал со светской жизнью, которую вёл несколько последних лет. В это время он наконец определяется с выбором духовника (им стал Антуан Сенглен) и покидает Париж, уединяясь в загородном Пор-Рояле.

Некоторые исследователи считают, что написанию «Мемориала» предшествовал так называемый «случай на мосту в Нёйи». Будто бы во время одной из поездок карета, в которой находился Паскаль с друзьями, только чудом удержалась на мосту у деревни Нёйи, когда передние лошади упали в реку. А многие добавляют, что во время этого происшествия Паскаль потерял сознание, а после страдал бессонницей и боязнью упасть в пропасть. Запись об этом происшествии в окрестностях Парижа была сделана анонимом много лет спустя после смерти Паскаля, а сам рассказ якобы восходил к сестре учёного, Жильберте Перье. Однако Жильберта в биографии брата совсем не упоминает «случай на мосту в Нёйи», нет свидетельств и других современников Паскаля. Возможно, что этот эпизод не «вполне достоверный факт биографии Паскаля»[3].


К Паскалю и его мистическому опыту мы ещё не раз вернёмся. :add25
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:23 pm

Ещё два образчика мистика и антимистика 16-го века.

Luther_jung.jpg
Luther_jung.jpg (23.57 КБ) Просмотров: 3017

Мартин Лютер - настоящий [БИ] -мистик, человек, который по мнению Бердяева, "обладал религиозным гением".

Врождённый психотип ЭИЭ, от детских травм приобрёл многие черты ИЛИ, позднее уравновесился хорошей долей ЭСИ-морализаторства.
В конце жизни его ТИМная комбинация была 60% ЭИЭ + 20% ИЛИ + 20% ЭСИ.
Психософский тип ЭЛВФ.

Holbein-Erasmus.jpg
Holbein-Erasmus.jpg (27.13 КБ) Просмотров: 3017

Эразм Роттердамский, [БЛ] - антимистик, самый блестящий представитель возрожденческого Гуманизма.
100% ЛИИ доминантного подтипа, психософский тип ВЛЭФ.
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:27 pm

Глава из биографической книги Ивана Гобри о Лютере, посвящённая их взаимоотношениям

https://biography.wikireading.ru/9866

Ульрих Цазий, близко знавший и Эразма, и Лютера, оставил нам сравнительный портрет обоих деятелей, и остается лишь сожалеть, что он не счел нужным посвятить этому предмету отдельную книгу. Тем ценнее для нас его свидетельство: «Эразм всегда старается скрыть свои выдающиеся умственные способности, так, что иногда кажется, будто он сам о них не догадывается; Лютер, напротив, любит бахвалиться ими и выставляет их напоказ. Лютером владеет воинственный дух, порождающий вокруг себя вражду, тяжбы, ревность, гнев, ссоры, расколы, зависть и убийства. Эразм всегда настроен миролюбиво, и от него исходит дух мягкости, доброжелательности, благонравия, верности и снисходительности. Лютер говорит первое, что приходит ему в голову, а потом защищает свои высказывания с жаром и настойчивостью; Эразм излагает свои убеждения сдержанно и скромно, в самом любезном тоне. Когда речь заходит о толковании отрывков из Священного Писания, трудных для понимания, Эразм старается прояснить их смысл исходя из общего контекста; если тот или иной эпизод кажется ему двусмысленным или вызывающим сомнения, он почтительно оставляет его в стороне. Лютер поворачивает, переворачивает и выворачивает наизнанку каждое слово, пока весь контекст не зазвучит по-другому, а вся книга не наполнится туманом и мраком непонимания. Что уж говорить о том бесстыдстве и нахальстве, с каким он ищет и находит в священных книгах, начиная с Ветхого и кончая Новым Заветом, в каждой их главе, одни лишь проклятия и угрозы в адрес папы, епископов и прочих лиц духовного звания, так, словно Бог веками только тем и занимался, что предавал анафеме священников». Разумеется, противопоставляя обоих мыслителей, автор доходит до крайней точки, однако его оценки позволяют нам понять, почему вопреки внешним сближающим факторам Эразм и Лютер так и не смогли между собой договориться.
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:30 pm

На сей раз борьба сместилась в сферу противостояния между лютеранством и христианским гуманизмом. Теперь уже Эразм дал себе труд внимательно изучить доктрину своего противника, хотя до сих пор, озабоченный сохранением мира, не слишком вдавался в тонкости лютеранства. Начав читать (напомним, что шел 1523 год), он обнаружил в новом учении массу «парадоксов и загадок». Особенно его поразил совершенно бездоказательный, на его взгляд, тезис о «греховности всех человеческих деяний, включая деяния святых», а также тезис о невозможности свободного выбора. По последнему пункту впоследствии развернулась особенно ожесточенная дискуссия. В то же самое время он вслед за многими другими понял, что глубоко заблуждался относительно побудительных мотивов и целей лютеранского движения, которые не имели ничего общего с моральным обновлением Церкви. В своем письме к декану капитула в Турне он горько сетовал на проповедников нового Евангелия: «Одни из них видят в нем только удобный способ удовлетворения своих безумных страстей и плотских желаний, а кое-кто и явно зарится на церковное добро; другие охотно пользуются им как предлогом для разбазаривания собственного имущества в пьяных дебошах, надеясь затем восполнить утраты с помощью грабежей и вымогательства».

До Лютера дошел слух, что базельский мыслитель готовит серьезную книгу с критикой его тезисов. Меру опасности он осознал сразу и, испуганный, 20 июня 1523 года отправил Эразму пространное письмо, которое несмотря на высокомерно-снисходительный тон не могло скрыть тревоги писавшего. «Не хочу упрекать вас, — начал он и тут же перешел к упрекам, — но ваши книги, напечатанные с целью снискать себе милость со стороны наших врагов или отвлечь от себя их гнев, причинили нам немало неприятностей. Очевидно, Господь не одарил вас достаточной силой и мужеством, чтобы принять от этих чудищ открытый бой. Что ж, мы не станем требовать от вас того, что превосходит ваши возможности...»

В этом весь Лютер. Надеясь умаслить сильного противника, он с первых же шагов не может удержаться от презрительного сарказма. В конце концов он все-таки проговаривается о своих страхах: «Мы всерьез опасаемся, как бы под влиянием наших врагов вы не перешли к открытым нападкам на наши догматы. В этом случае мы будем вынуждены вступить с вами в борьбу». Чтобы просьба не выглядела откровенной слабостью, он сопровождает ее угрозой. И напоминает Эразму, что главная ответственность за разгоревшийся конфликт лежит именно на нем, ведь это он «самым недостойным образом побудил к активным действиям» сторонников новой религии, а теперь (о, слабость человеческая!) они уже не в состоянии проявить необходимую выдержку. И виттенбергский учитель предлагает себя в качестве посредника между Эразмом и собственными разгоряченными последователями, как будто сам он вообще ни при чем и нейтральным наблюдателем взирает сверху на чужую ссору. Единственное, что требуется от Эразма — молчание. «Прошу вас об одном: не вмешивайтесь больше в нашу трагедию, не вступайте в союз с нашими противниками, в частности, не выступайте в печати против меня».
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:31 pm

Книга, озаглавленная «Критика свободы воли, или Вклад Дезидер Эразма», увидела свет в Роттердаме 1 сентября 1524 года (печатать ее в Базеле автор не решился). Общая ее тональность отличалась сдержанной твердостью и вежливой убедительностью. Принимая бой на территории противника, автор не стал черпать аргументы ни у античных-мыслителей, ни у современных философов, но предпочел обойтись одним Священным Писанием. Он начинает с утверждения, что, ознакомившись с тезисами Лютера о человеческой свободе и «оценив всю изобретательность и выразительную силу последнего», не может согласиться с его выводами. Прежде чем перейти к дискуссии, он не может удержаться от выпада против тех, кто привык «с упорством цепляться за одни и те же доводы, лишь бы доказать правоту раз и навсегда усвоенной идеи, даже если для этого им приходится вывернуть наизнанку все тексты Писания». Он напоминает таким спорщикам слова святого апостола Петра: «Это невежды и изменники, которые извращают Писание себе на погибель».

Он упрекает Лютера и его сторонников в том, что они не подумали о грядущей опасности, когда предложили вниманию самой широкой публики вопросы, смущающие душу, сеющие сомнения, ведущие к гибели и греху. Почему они не захотели ограничиться дискуссией в своей, богословской, среде? Вот они утверждают, что человек не в состоянии достичь блага собственными силами. «Что может быть опаснее, чем этот парадокс для непосвященного? Брошенное в народ, это заявление способно толкнуть на любые беззакония огромное число людей. Обычный человеческий разум слишком неуклюж, слишком привязан к плоти, слишком склонен к безверию, подвержен злу и легко мирится со святотатством. Для чего же подливать масла в огонь?»
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:33 pm

Лютер долго медлил с ответом. Он боялся оказаться не на высоте поставленной задачи. В частности, он признавался, что не владеет латынью в таком же совершенстве, как его оппонент, и не хотел ронять свой престиж в глазах гуманистов. Когда друзья начинали торопить его, он отмахивался, притворяясь, что дело не стоит того: «Что за интерес отвечать на столь слабое творение столь выдающегося ума?» Наконец, в декабре 1525 года он выпустил в свет сочинение под названием «О порабощенной воле» («De servo arbitrio»), в котором еще раз излагал все свои взгляды на проблему свободы воли. Отточенный слог этого произведения должен был не только посрамить его противников, но и выбить почву из-под ног критиков, привычно упрекавших его в грубости выражений. Он считал эту работу самой значительной из всего им созданного, а потому позаботился, чтобы немецкий перевод, выполненный Ионасом, появился сразу вслед за латинским текстом.

Этот теоретический труд несет на себе яркий отпечаток личности автора. Впрочем, у Лютера иначе и быть не могло. Во-первых, несмотря на изначально заданную самому себе установку (на первых тридцати страницах нет ни одного ругательства), он тем не менее время от времени позволяет выпады против оппонента, доказывая, что личный спор с Эразмом заботил его не меньше, чем научная основа полемики. По мнению Лютера, этот «переменчивый и скользкий» писатель, невежественный комментатор и посредственный ученый, болтливый софист, «несерьезный безбожник» и святотатец для защиты своих взглядов не нашел ничего лучше кучи «мусора» и «отбросов». Он же именуется злобным спорщиком и любителем наслаждений. Эта жалкая дюжина эпитетов, разбросанных на трех с лишним сотнях страниц текста, свидетельствует о чудесах выдержки, проявленных Лютером.

Еще один личностный аспект этого произведения проявился в том, что его автор не счел нужным скрывать связь, которая существовала между теоретическими основами его учения и внутренними проблемами, заставившими его задуматься над загадками судьбы. Он признается, что одно предположение о свободе воли «глубоко ранило его и доводило до отчаяния», так что в иные минуты он «жалел о том, что родился на свет». Впрочем, именно это отчаяние и толкнуло его к спасительному открытию благодати. Он придает этой стороне своего учения столь важное значение, что еще раз напоминает о ней читателю в конце работы, формулируя выводы. Если бы сам Бог захотел предоставить ему, Лютеру, свободу воли, он отказался бы от этого дара; он ни за что на свете не согласился бы с тем, чтобы решение вопроса его спасения оказалось в его собственной власти, потому что в этом случае ему никогда не удалось бы «успокоить свою совесть». «Теперь, когда Бог освободил меня от свободы выбора и препоручил дело моего спасения божественной воле, я получил надежду на спасение вне зависимости от моих добродетелей и деяний, но исключительно через Божью благодать и Божье милосердие».
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Пн окт 08, 2018 12:41 pm

Спор Эразма и Лютера о свободе воли - центральный философский и теологический вопрос 16-го века.

Позиция по этому вопросу расколола христиан Западной Европы на два основных лагеря: [ЧЛ] -деятельных приверженцев теории добрых дел как пути ко спасению и [БИ]-фаталистов, которые в деле спасения души верили и полагались только на Божью благодать. Эти две линии идут ещё из библейской традиции. "Вера без дел мертва" - писал апостол Иаков (ЛСЭ). "Только верою человек спасён будет" - утверждал апостол Павел (ЭИЭ).

По психософии мы видим тут яркое противопоставление позиций Первой и Третьей Воли (Вторая и Четвёртая Воли находят компромиссное решение).

Обладатели Третьей Воли - самые одарённые в мистическом плане (начиная ещё с Платона).
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Сб ноя 17, 2018 3:03 pm

Впервые пришло в голову поинтересоваться, какой именно смысл понятия "мистика" является общепринятым, копирую определение из википедии.

Ми́стика (от греч. μυστικός «скрытый, тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек;
также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).

Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом.


Моё понимание мистики сильно отличается от этого определения, я не связываю мистику с верой, а связываю её с особыми интуитивными переживаниями, постижением параллельных реальностей.

Также не вижу в мистике ничего сверхъестественного или таинственного. Мистика как религиозная практика для меня имеет целью не "переживание непосредственного единения с Богом" (считаю такие переживания скорее заблуждением, эмоциональным аффектом), а постижение свойств Бога и других нематериальных сущностей, а также общение с ними.

Мистический опыт, безусловно, нуждается в осмыслении, но не нуждается ни в каких оправданиях.

Определение мистицизма очень аморфное и неопределённое, нуждается в уточнении.
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Сб ноя 17, 2018 3:16 pm

Значение слова


В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира,
независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на:

а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре —
сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология;

б) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то:
действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением,
создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и т. п.;
сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия,
всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений.

С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточных оснований, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.

В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности.

Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Сб ноя 17, 2018 3:30 pm

Бердяев.jpg
Бердяев.jpg (16.57 КБ) Просмотров: 2943



Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями;
рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей,
разрыв между реальностями мира.


Н. А. Бердяев
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Сб ноя 17, 2018 3:34 pm

Честертон.jpg
Честертон.jpg (29.96 КБ) Просмотров: 2941



Из-за того, что я немного разбираюсь в мистике, меня не могут одурачить дилетанты.

Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их.

Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной.

Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное.


Г. К. Честертон
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Сб ноя 17, 2018 4:09 pm

berdyaev_nikolay.jpg
berdyaev_nikolay.jpg (23.7 КБ) Просмотров: 2933


Наиболее значимые для меня фрагменты о мистике из книги Бердяева "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности"

Мистика как переживание и как познание.

В книгах мистических раскрывается двоякий смысл мистики - она означает опыт, переживание и означает учение .
Мистика есть духовный путь и высшие достижения на этом пути.
Мистические книги описывают этот путь и эти достижения, борьбу и созерцание.
Но есть также мистика умозрительная, которая есть прежде всего познание.
Это есть вдохновенное, интуитивное познание.
Если в первом типе мистики описывается драма между душой и Богом и восхождение индивидуальной души к Богу,
то во втором типе мистики описывается космическая драма, вплоть до драмы, происходящей внутри Божества.
Человеческая драма превращается в космическую и божественную драму.


Мистика как свобода духа. Проблематичное отношение официальной религии к мистике.

Мистика проблематична в христианстве, и она постоянно оспаривалась, подвергались сомнению ее права.
Официальные представители христианства, как, впрочем, и всех религий, всегда относились подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа,
которая с трудом может быть уловима и регулируема иерархической властью.
В то время как религия в своем историческом проявлении максимально социализирована и объективирована и потому может выразить себя в иерархической организации,
мистика не поддается социализации и объективации.
Это, впрочем, нужно сказать не только о мистике, но и вообще о духовной жизни.


Демократизм религии и аристократизм мистики

Понимая всю условность этой терминологии, можно было бы сказать, что религия "демократична", она для всех,
мистика же "аристократична", она лишь для немногих.
Религия обращена к массе человечества, она социальна по своей природе, она водительствует,
организует жизнь народов и общества, нуждается в законе, в канонах, в нормах догматических, культовых, моральных.
Отсюда прежде всего забота о малых сих, преобладание педагогики, охрана ортодоксии как социально организующей силы, поддерживающей единство.
Все великие религии создавали свой тип мистики, боролись против мистики как против опасности и узаконили свой тип мистики.
аким образом, получался канонический тип мистики, что есть противоречие в терминах.
Хотя к мистике, как и вообще к глубине духовной жизни, неприменимы категории ортодоксии и ереси,
которые носят интеллектуальный и социальный характер, но мистика постоянно подозревалась и обвинялась в ересях.
Обвинения эти обыкновенно попадали мимо цели, потому что обвиняющие и обвиняемые находились в разных плоскостях и говорили на разных языках.


Мистика как духовный реализм

Мистика в этом смысле действительно не объективна, но она и не субъективна, если под субъективностью понимать душевные состояния, мечтательные и находящиеся во власти фантазмов.
Подлинная мистика и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с символами, получившими социальное значение. Мистика есть как бы "откровение откровения", раскрытие реальностей за символами.
Настоящие мистики были реалистами, различали реальности. Реализм же совсем не тождествен с объективацией.
Мистика не есть только алогическая музыка души, и мистика не есть романтика.
Мистика связана с духовностью, а не с душевностью и предполагает проникновение духовности в душевность.
Мистика есть пробуждение духовного человека, который видит реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный.
Мистика есть преодоление тварности. В этом существенное ее определение, и оно подходит ко всем мистикам.



Германская мистика об отношениях между Богом и человеком

Теология со своей системой рациональных понятий может лишь ужасаться, когда мистик Экхарт говорит:
"Ware aber ich nicht, so ware auch Gott nicht"*.
Или когда другой великий мистик-поэт, Ангелус Силезиус, говорит:
"Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nu kann leben. War ich zu Nichts, er muss von Not den Geist aufgeben"**.
Перевести на свой язык теология этого не может. Язык мистики есть язык любви, а не язык понятий.
Ангелус Силезиус хочет сказать, что любящий не может жить без любимого. Когда испускает дух любимый,
то и любящий испускает дух, ибо существование держится их любовью.
Бог же есть Любящий, он не может и не хочет существовать без любимого.
Мистики часто говорили, что Бог и человек соотносительны, соотносительны Творец и творение.
Если нет человека, то нет и Бога. Бог рождается, когда рождается человек.
Это есть глубочайшая истина духовного опыта, истина, раскрывающаяся в свободе духа.



О различии между католической и православной мистикой

Может быть, наиболее реальное различие между христианским Востоком и христианским Западом лежит в типе духовности.
Христианская мистика представляет один родовой тип, но есть видовые различия восточной и западной христианской мистики.
Ошибочно было бы признать решительное преимущество одного типа над другим.
Важно понять это различие, которое видно уже при сопоставлении греческих отцов церкви с Бл. Августином.
Католический Запад может увидеть на Востоке уклон пантеистический и гностический.
Православный Восток называет это свойство онтологизмом и видит на Западе слишком большой психологизм и антропологизм.
Христианская мистика Востока гораздо более, конечно, пропитана неоплатонизмом, чем христианская мистика Запада.
Все идет сверху вниз. Нет той пропасти между Творцом и творением, как на католическом и протестантском Западе.
Теозис есть преодоление пропасти. Чувственный мир есть символ духовного (Св. Максим Исповедник).
Тварь причастна к свойствам Божества через образ Божий. Идеальная природа человека раскрывается во Христе.
Природа человека консубстанциальна человеческой природе Христа.
На Востоке человеческий элемент пропитывается божественным, в то время как на Западе человеческий элемент поднимается до божественного


http://yakov.works/library/02_b/berdyae ... 34_06.html
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

МИСТИКА

Сообщение Speranza » Ср ноя 21, 2018 11:36 pm

surozskij.jpg
surozskij.jpg (56.4 КБ) Просмотров: 2351


Митрополит Антоний Сурожский о личном мистическом опыте, который он пережил подростком, и который оказал определяющее влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Раз мы (мальчики, дети эмигрантов. — Ред.) собрались, и оказалось, что пригласили священника провести духовную беседу с нами, дикарями… И то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов. Он (это был о. Сергий Булгаков. — Ред.) говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания всё сладкое, что можно найти в Евангелии: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Я решил ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим.

Я у мамы попросил Евангелие, заперся в своем углу… Сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть.
Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, всё, что о Нем говорят, — правда…
Если это правда, значит, всё Евангелие — правда, значит, в жизни есть смысл, значит, можно жить ни для чего иного как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил; что есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и что надо им скорее сказать…

Помню, на следующее утро я вышел и шел как в преображенном мире; на всякого человека, который мне попадался, я смотрел и думал: тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! ты мне брат, ты мне сестра; ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, но я это знаю, и этого довольно… Это было самое ра­зительное открытие.


Очень показательная эмоциональная реакция на проповедь "рабских свойств", вообще по воспоминаниям хорошо видно, что в детстве Андрей Блум был ярко выраженным ЭСИ.
Но мистический опыт, который он получил, совершил такой кардинальный переворот в его сознании, что он сразу приобрёл ментальность ЭИИ, и в дальнейшем развил её до эталонного Гуманиста.
При этом творческая ЧС никуда не делась, стал профессиональным врачом и хорошо проводил хирургические операции, вообще был очень волевым и целеустремлённым человеком, а также хорошим организатором. Можно сказать, у него были две равноправные творческие функции: БИ и ЧС.

Биографическая справка:

Митрополит Сурожский Антоний (Андрей Борисович Блум; 6.06.1914–4.08.2003)

Родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 году, перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г. В годы немецкой оккупации — врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Великобританию. Епископ (1957), митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе (1966); освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 году; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне.


Источник цитат: https://foma.ru/mitropolit-surozhskij-a ... hizni.html

(Я читала книгу воспоминаний митрополита Антония, там более подробный текст, но в статье всё самое главное осталось).
"Дюма" и "Гёте" в моём профиле суть типы временные, игровые и ситуативные
Аватара пользователя
Speranza
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: Пт май 04, 2018 11:27 pm
Откуда: Germany
Медали: 8
Пол: Женский
Соционический тип: Дюма
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Сангвиник
Профессия: филолог

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Медведион

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, на лошади весёлой