Кентавр-на-Пегасе » Пт мар 04, 2016 11:50 pm
Базовая функция – белая этика
Люди этого типа воспринимают жизнь как большое полотно, колоссальную мозаику, сложенную из бесчисленного множества людских судеб, поступков людей, их взаимосвязи. Человек как мир и мир как человек… В сознании ЭСИ эти понятия мыслятся взаимно объясняющими друг друга.
Поступок каждого человека (и каждый свой поступок в первую очередь) ЭСИ рассматривает как кирпичик огромного фундамента, часть несущей силы Добра и ЗЛА. Нет ничего неважного и все очень значительно в поведении каждого из нас, считают ЭСИ, поскольку видят в самом малом проявлении отдельного человека то большое и значимое, что формирует его как Личность. «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. Сухомлинский).
Каждый ЭСИ неустанно шлифует свою систему представлений о должном и не-должном, плохом и хорошем, Добре и Зле, рассматривая всякую отдельную ситуацию людского взаимодействия сквозь сложную систему им подобных ситуаций, находя сходства и отличия между ними и соотнося происходящее со своей внутренней системой ценностей.
Образец моральной высоты имеет каждый ЭСИ и несет внутри себя как ориентир, которому стремится строго соответствовать, и очень расстраивается, если наблюдает несоответствие, прежде в своем поведении, даже в мелочах. Этого он всеми силами стремится избегать, а в крайнем случае, заметив, тут же исправлять, потому что правда глаза колет ЭСИ намного более остро, чем кому бы то ни было.
Минус-развитие:
Человек – всего лишь один из «малых сих», несовершенное существо. Таким видит ЭСИ в первую очередь себя. Поэтому всегда актуальной задачей каждого ЭСИ является отшлифовка природного алмаза (человека) до бриллианта идеальной формы (Личности).
Чем ближе человек к ЭСИ, тем строже он рассматривается сквозь многочисленные фильтры допустимого и не-допустимого, должного и не-должного, ведь ЭСИ начинает относиться к нему так же, как к самому себе! Чужие могут поступать, как им угодно, конечно, если это не нарушает рамки УК и общеизвестные нормы приличия; но сам ЭСИ и близкие ему люди должны строго следовать принятой им для себя системе хорошего и дурного. Особенно потому, что нет ничего безусловно доброго или злого; а значит, каждое колебание в ту или другую сторону может сыграть свою роль, наполняя и переполняя чашу Зла. Того Зла, которое признает Злом данный ЭСИ, ведь у каждого представителя ТИМа могут быть собственные тонкости понимания в том, что считать более Злом, а что – более Добром.
Наедине с самим собой ЭСИ строго взвешивает собственные поступки; и поэтому не видит ничего дурного в том, чтобы взвесить таким же способом поступки других людей. И не только взвесить, но и сделать все для исправления сложившейся ситуации, обсудив для этого поведение данного человека со всеми, кто так или иначе причастен к его близкому кругу.
Тем самым ЭСИ может достичь результата, прямо противоположного его стремлениям: прослыть сплетником, злостным сочинителем наветов, а в крайнем случае даже стать публичным посмешищем, потому что слишком категорично судит о мотивах человека и раздувает ситуацию, которая выеденного яйца не стоит, до размеров слона, оказавшегося в посудной лавке.
Зона роста:
Поэтому с годами ЭСИ начинают осознавать силу своего влияние на людей, а затем и беречь их и себя от конфуза, и для того стремятся избегать любых сколько-нибудь определенных и тем более резких высказываний о людях и их поступках; и делают так потому, что «…не дано предугадать, как слово наше отзовется», ведь «нам сочувствие дается, как нам дается благодать...» (Ф. Тютчев).
Именно ЭСИ будет не столько судьей, сколько первым защитником другого человека, если этот человек, по убеждению ЭСИ, совершил оплошность нечаянно. И пусть, по мнению ЭСИ, за нечаянно бьют отчаянно, он возьмет эту битву на себя и даже публично примет чужую вину, чтобы защитить своего близкого, которому потом, всегда наедине и в уместных выражениях, объяснит, почему сам ЭСИ поступил так, а не иначе, то есть смоделирует, как следует вести себя впредь.
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Агния Барто.
Именно ЭСИ способен совместить в своем отношении к человеку строгость и снисходительность, требовательность одновременно с пониманием, что совершивший проступок просто несмышленое дитя, даже если человек давно вышел из детского возраста.
Именно ЭСИ, как никто другой знающий, как несовершенен он сам, а значит, и любой и каждый из людей, будет неустанно и очень терпеливо пояснять нуждающимся в этом и всегда близким ему людям, как откликнется другому то, что когда-то аукнулось самому ЭСИ, будет делиться личным опытом переживания самых разных, и простых, и сложных, ситуаций, в которых ему приходилось взаимодействовать с другими. Делиться, а не судить, но именно благодаря этому близкий ЭСИ человек всегда будет знать, как лучше поступить в той или иной ситуации, потому что копилка жизненных историй самого ЭСИ, его друзей и знакомых поистине неистощима.