raduga81 писал(а):Информация о том, что существуют 3 вида направленности по активности людей взята из интернета. Как точно названы не помню, не нашла источник. То ли эйфорическая (положительная), нормальная и отрицательная направленности, то ли еще как-то. Для удобства я назвала направленности по-другому: активная, нормальная и малоактивная направленности.
Плюс взяла информацию о блоках управления деятельностью.
http://www.membrana.ru/articles/readers ... 53200.html
Трудовая Воля Активная, нормальная и малоактивная направленности.По физической активности в труде люди делятся на 3 вида ( активная, нормальная и малоактивная) направленности. При активной направленности люди очень активны. Для них отдых - это перемена одной деятельности на другую, а не прекращение совсем деятельности. В состоянии стресса или усталости не прекращают работать. Испытывая положительные чувства после того как преодолеют себя и сделают даже, если были усталыми, тем самым, закрепляя установку на эйфорическую направленность.
При нормальной направленности люди в меру активны (норма). Но разница между активной и нормальной направленностями состоит в том, что обычно в состоянии усталости или стресса люди с нормальной направленностью прекращают деятельность. Например, когда человек чувствует стресс, то идет отдохнуть, если обстоятельства позволяют (дома можно переживать стресс по поводу событий, произошедших на работе).
При малоактивной направленности люди малоактивны. В состоянии стресса или усталости тем более.
Почему у людей разные направленности? Почему люди по разному активны в физическом труде? Оказывается, есть связь с нейронами нервной системы. У человека есть разные виды нейронов. Для нашего случая возьмем 3 вида - двигательные, чувствительные и вставочные. Когда информация поступает в мозг от органов тела, то импульсы идут только по чувствительным нейронам. А когда человек захочет совершить движение, то импульсы из мозга идут только по двигательным нейронам. Но двигательные нейроны не напрямую приводят в движение части тел, а через вставочные нейроны. Вставочные нейроны находятся между двигательными нейронами и органами тел, то есть крепятся с одной стороны к двигательным нейронам с другой к органам тела.
Известно, что чем больше и чаще человек совершает какие-нибудь действия, тем обычно легче они выходят. Это происходит, потому что импульсу легче двигаться по шоссе, чем по едва вытоптанной тропинке. Когда человек что-нибудь делает, то рождаются связи между нейронами. И потом, если один из них активизирован, то он приводит в активность другой нейрон, с котором связан. Пример собаки Павлова. У которой на звон колькольчика создался рефлекс (каждый раз перед кормежкой звенел колокольчик) . То есть звон колькольчика (нейрон) связался с готовыми поесть (другой нейрон). И хотя собаку не наркомили на звон колькочилька у нее потекли слюны. А теперь вспомним о спортсменах. Всем известно, что спорт дисциплинирует, тренирует волю. Многие связывают это с тем, что приходится учиться с пониманием относиться к ошибкам, а также научиться преодолевать неприятные чувства (усталости, голода, скуки), нежелания действовать.
Это все так, но выдвинем гипотезу, что есть еще один очень значимый фактор. Спортсмены становятся активнее в любой деятельности, кроме своего спорта, потому потому что нарастили обширные сети двигательных чувствительных и вставочных нейронов. В первую очередь это касается двигательных и вставочных нейронов. Ведь нейроны рождаются в течении всей жизни. У спорстменов, у людей с активной направленностью рождаются много двигательный, вставочных нейронов, которые легко могут активизироваться. И если обычному человеку легко поднять 2 кг, то мускулистому человеку поднять 2 кг еще легче, так как богатому на двигательные и вставочные нейроны человеку двигаться себя заставить гораздо проще. Скорее всего человек с активной направленностью будет испытывать дискомфорт, если он не будет двигаться, что мы и наблюдаем, ведь его мышцы (сети дв, встав. нейронов) привыкли возбуждаться, напрягаться.
Очень тесно связана трудовая воля с блоками управления деятельностью. Блоки это более сложная структура, идущая на основе, что нейроны при любой деятельности образуют связи.
Блоки управления деятельностьюОдин блок доминирует, а другие подавляет в какой либо период времени. Потом может другой доминировать, это зависит от состояния, от окружающих условий, от прошлого опыта. Например, слегка голодному человеку охота есть, но и заняться каким-нибудь делом. И часто человек занимается делом пока голод не станет сильнее. Как только желание поесть усилиться, то это блок (кормежка) станет доминировать над всеми остальными блоками и все мысли человека станут об еде.
Рассмотрим как другие блоки формируются. Прежде всего связанные с рациональностью,
порядком. Если человек любит порядок, постоянно его наводит у себя в доме, то тогда он увидив ручку, лежащую на полу, сразу захочет положить ее на место. Назовем некоторые блоки рациональными. ( Примеры рациональности: рационально - не скакать по страничкам, а читать с начала и последовательно; рационально - мелочи подобрать, когда выполняешь какую-нибудь работу, если эти мелочи "по пути" находятся, чтобы время сэкономить - ведь придется заходить в тоже самое место, потратить на это время и также чтобы включиться в дело, а можно сразу "мелочи попутные" захватить. Рационально - чтобы все вещи на своих местах лежали, так проще находить вещи и время экономится и нервы берегутся.
Рациональность взята во внимание не случайно. Выдвигаю гипотезу, что трудовая воля тесно связана с рациональностью. Выше я уже привела примеры рациональности. Назовем некоторые блоки из блоков управления деятельностью рациональными. А еще также возьмем за аксиому, что блоки управления деятельностью показывают как образуются и закрепляются привычки, черты характера и установки. Какие черты характера можно отнести к рациональным или которые при сильной трудовой воли имеются? Это такие черты как организованность терпеливость упорство планирование аккуратность последовательность. Значит, если рациональные действия поддерживаются, то они закрепляются и становятся чертами характера. И у человека легко автоматически активизируются те или иные блоки (сформировались и теперь легко активизуются).
Лень и Трудовая ВоляОбщая психология набрала достаточно сведений как воспитывать хорошую трудовую волю у детей, но та же общая психология не дает внятного ответа как воспитать хорошую трудовую волю у взрослых людей. Даются какие то советы, но они плохо срабатывают. Люди мучаются и остаются физически ленивыми. Сейчас стала изучаться лень. Прихологи считают, что лень - это определенное состояние, а не просто настроение. Что верно. Но практически ничего о лени не известно. А лень и трудовая воля это одна медаль с двумя сторонами.
Нам известно, что просто внушением, знаниями, убеждениями люди не могут стать трудоволевыми. То есть если человек признает, что нужно выполнить физическую работу, понимает что нельзя накапливать, что это плохо и все равно ленится выполнять работу. Вот так убеждения и знания о том как нужно поступить не эффективно действуют. Еще также психологи признают, что мотивация многое решает. Но опять же на ленивого человека долго не действует самовнушение или внушение установок на работу со стороны. А теперь я предлагаю, взять во внимание рациональные блоки (привычки, черты характера, установки) и сети двигательных, вставочных нейронов.
Тогда волевой в труде человек является "спортсменом", у него целые сети (шоссе) двигательных и вставочных нейронов. а у человека ленивого сеточки (тропинки) двигательных и вставочных нейронов. Плюс рациональные блоки характера, установок привычек у волевого в труде человека сформирована, в отличие от ленивого, у того наоборот "нерациональные блоки сформированы" (не последовательност...).
Как связана Воля с тимами? Блоки управления деятельностью, которые отвечают за черты характера назовем блоки характера. Тут уже видны те которые относятся к трудовой воле, а есть те которые отвечают за пробивные качества, наглость, лидерство и т д. То есть все прочие черты. У тимов, которые допустим, чл в ценностях будут сформированы такие блоки характера с такими чертами как практичность планирование организованность последовательность...
У Жуковых, например, установка на захват территории, и соотвественно определенные черты, установки, привычки (блоки) будут сформированы. Трудовая воля будет сформирована у тимов лучше тех, кто больше планирует, упорен, активен физически (активная направленность), те рациональные черты характера и плюс сети двигательных вставочных нейронов будут сформированы.
Как развить трудовую Волю?Из современной психологии - при мысленном представлении движения импульс движется от мозга к органу тела. Тогда нужно как, например, гимнасты осваивают новый трюк и часто мысленно представляют все этапы нового элемента, так и делать. Больше двигаться.
Представлять образ "Я" каким бы вы хотели стать. И тогда "детектор ошибок", "дектор норм поведения" у вас новый сформируется. Иначе старый "дектор норм поведения" будет препятствовать развитию рациональных качеств характера. Дектор норм поведения (или детектор ошибок) - тоже объясняется как работает с помощью блоков управления деятельностью. Про детектор ошибок читайте в статье о мозге Натальи Бехтеревой. НЛП использует этот принцип - "образ Я".
Думаю были добавлены 2 важные детали, которые объясняли почему одним людям трудно быть физически активными, а другим проще. Ведь не только мотивацией, состоянием здоровья, убеждениями, чертами характера объясняется трудовая воля. Но и тем, что кто-то "спортсмен" и рациональные блоки очень легко активизируются, зачастую подсознанием. Человек еще не успел сознательно решение принять, его тело, установка бессознательная сработала, блок активизировался. А когда знаешь причину проблемы, то методы ее устранения проще придумать.