Соломенная башня

Психодраматический метод

Соломенная башня

Сообщение Oleg » Вт июн 29, 2010 4:48 am

Источник: Роберт Шерман, Норман Фредман
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
РУКОВОДСТВО. // Глава 3. Социометрические техники
Авторизированный перевод с английского
кандидата психологических наук А.З.Шапиро

СОЛОМЕННАЯ БАШНЯ

Объяснение


Соломенная башня - это упражнение, адаптированное Пекманом (Peckman, 1984) из груповой работы для использования в семейной терапии. Группу клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе по-строить соломенную башню. Также можно использовать и другие материа-лы, например, строительные блоки. Эта техника позволяет психотерапевту прямо наблюдать как члены семьи ведут себя в ситуации, требующей со-вместных усилий.
При выполнении поставленной задачи члены семьи ведут себя также, как и в обычной жизни. Наряду с другими социометрическими техниками, это упражнение выявляет лидеров в семье, умение убеждать, тупики во взаи-моотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолиро-ванных индивидов, границы, и другую социальную динамику в системе семейных отношений.
Ставя перед клиентами задачу построить "соломенную башню", терапевт получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам паци-ентов, а непосредственно в действии.

Процедура

Для каждой группы, строящей соломенную башню, нужен пакет с прибли-зительно ста соломинками и клейкая лента. После того как члены семьи согласились выполнить предложенную задачу, им даются следующие ин-струкции:
"Мне бы хотелось, чтобы вы все вместе взяли вот эту соломку и построили соломенную башню. Я бы хотела, чтобы при построении башни вы попы-тались бы совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, то есть способной стоять без поддержки, долговечной и переносимой на рас-стояние. Вы должны уложиться в отведенное время (рекомендуется 10-15 минут)". Далее даются рекомендации первые пять минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустра-цию и позволит, обойдя некоторые барьеры, выявить различные уровени взаимодействия в этой семье.
Пронаблюдав за происходящим в течение 8-15 минут, психотерапевт мо-жет также вмешаться в процесс, давая советы, вступая в союзы с внутри-семейными подсистемами, чтобы помочь им увидеть, что они делают, объ-яснить им происходящее с психотерапевтической точки зрения, так чтобы и члены семьи могли бы также включиться в изучение процесса.
Семья и психотерапевт обсуждают упражнение, при этом члены семьи оценивают свое положение в семье, делясь друг с другом своим понимани-ем занимаемого ими места во внутрисемейных отношениях. Эта техника позволяет психотерапевту гибко влиять на процесс терапии в зависимости от того, какие аспекты внутрисемейного взаимодействия психотерапевт хо-тел бы пронаблюдать, и какие структурные изменения он хотел бы произ-вести в данной семье. (См. ниже раздел "Использование".) Однако для то-го, чтобы понять, как лучше применять данную технику, необходимо зара-нее сформулировать рабочую гипотезу.

Пример

Ниже приведена ситуация, произошедшая на приеме у психотерапевта Пекмана (1984).
Упражнение было предложено сделать семье, состоящей из четырех чело-век, во время их третьего визита. Идентифицированным клиентом был Дейвид - 15-ти летний юноша, ученик 10-го класса, уличенный в прогулах и пропусках занятий. Мама Дейвида, Лорейн, жаловалась, что Дейвид ни-когда ее не слушается и старается делать только то, что нравиться ему са-мому. Гарольд, отец Дейвида, работал на двух работах одновременно и резко сопротивлялся визиту к психотерапевту. Было видно, что он не очень сильно задумывается о своих детях - Дейвиде и его сестре Сьюзан. Семья отказывалась говорить о чем-либо другом, кроме проблем Дейвида. Психо-терапевт попросил членов семьи проделать упражнение с башней и дал им соответствующие инструкции.
Гарольд: "Мы Вам платим не за то, чтобы приходить и играть с соломкой".
Психотерапевт: "Я не просил Вас играть. Я хотел, чтобы Вы вместе по-строили башню. Я бы хотел увидеть, как Вы работаете вместе - как семья".
Сьюзан:"Можем ли мы начать прямо сейчас?" Дейвид:"Папа прав! Это глу-по". Психотерапевт: "Я не хочу настаивать, но я не стал бы
просить Вас сделать что-либо, если бы не был уверен в необходимости этого. Может быть, мы не будем тратить время на споры и приступим к де-лу? Вот, что я Вам скажу - если Вы решите, что делать этого было не нуж-но, то я предоставлю Вам дополнительные 15 минут взамен потраченного на игру времени. Вот лежат соломка и клейкая лента".
Упражнение началось с того, что Дейвид взял одну соломинку в рот и стал дуть ею на Сьюзан. Мама выхватила соломинку у него изо рта и начала вместе с Сьюзан соединять соломинки в квадрат. Дейвид же начал запихи-вать концы соломинок один в другой. Когда длина полученной трубки дос-тигла 6 футов (1.80 см), мама взглянула на Дейвида и начала укоризненно качать головой. Она показала Дейвиду коробочки, которые они сделали с Сьюзан. Дейвид продолжал соединять концы соломинок. Мама продолжи-ла работу с Сьюзан. Временами она поднимала взгляд на Дейвида и качала головой. В течение всего безмолвного действия Гарольд сидел и смотрел на Дейвида. Когда психотерапевт разрешил им разговаривать, Лорейн на-чала кричать на Дейвида.

Лорейн: "Дейвид, что ты делаешь? Ты нам совсем не помогаешь. Ты нико-гда не делаешь того, о чем я тебя прошу".
Дейвид: "Но я же делаю..." Гарольд:"Прекрати пререкаться со своей мате-рью и делай то,
о чем она просит". Дейвид: "Черт!" Гарольд схватил длинную трубку из со-ломинок, построенную
Дейвидом и разорвал ее на части. Сьюзан взяла разорванные части и нача-ла строить башню. Гарольд стал помогать Лорейн соединять коробки, для того, чтобы построить башню. (Башня так и не смогла стоять без поддерж-ки). Когда время истекло, мы начали беседу.
Психотерапевт:"Итак, опишите, пожалуйста, произошедшее?" Лорейн:"Как обычно, Дейвид не стал помогать мне". Дейвид: "Башня получилась бы ус-тойчивой, если бы вы делали
по-моему". Лорейн:"Теперь Вы видите, что я имела ввиду, говоря об его
упрямстве". Психотерапевт:"Гарольд - а какую роль Вы играли в этом уп
ражнении?" Гарольд:"Мне пришлось поставить Дейвида на место и помочь
Лорейн". В ходе выполнения упражнения психотерапевт получила
представление о том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, со-обща стремясь показать, что в терапии нуждаетсе именно Дейвид. При этом Гарольд постоянно стремился изолироваться от семьи. Единственный раз Гарольд включился в процесс строительства, когда матери и всей семье надо было утихомирить Дейвида. Вероятно он думает, что его обязанность заключается в том, чтобы помогать Лорейн, когда у нее возникают про-блемы. Роль Дейвида в семье - служить связывающей силой между Га-рольдом и всей семьей. Задача же Сьюзан быть послушной и во всем под-держивать свою мать. Обязанность матери - сделать так, чтобы все в семье было устроенно и сделано как надо. Она - инициатор всех начинаний и хо-чет, чтобы все делали так, как она задумала. Гарольд и Дейвид восстают против нее. Гарольд - отстраняясь от участия в делах семьи, а Дейвид - де-лая все наперекор своей матери.
Психотерапевт обсуждает с членами семьи то, что только что произошло на сессии, интересуясь тем, как по их мнению можно помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Она анализирует роли, которые каждый взял в совместной деятельности и результаты поведения каждого члена семьи в рамках поставленной задачи. Затем членов семьи можно попросить снова построить башню, используя на этот раз результаты проведенного обсуж-дения, в некоторых случаях терапевт обучает членов семьи техникам со-вместной работы и взаимопомощи.

Использование

Существуют много способов применения этой техники совместно с други-ми психотерапевтическими подходами. В некоторых случаях семья может быть разбита на подгруппы, каждой из которых поручается построить башню. Этот способ может быть использован еще и для того, чтобы под-черкнуть или изменить существующие структурные границы, он также мо-жет применяться для работы с семейными "треугольниками". Например, психотерапевт может попросить Гарольда и Лорейн постороить башню двоем, а Дейвида и Сьюзан по-одиночке, чтобы выделить границы отно-шений "родители - дети". Можно соединить в упражнении одного из роди-телей, поручив ему руководить строительством башни, со своим ребенком - идентифицированным клиентом, при этом самой принимая участие в процессе в качестве тренера. Примером парадоксальной интервенции в данном случае может служить разрешение пятилетнему малышу самому руководить конструированием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, какую долю власти и контроля они дают своему ребен-ку.
Заданием для упражнения может служить то, что более близко соответст-вует духу семьи, например, совместное приготовление пищи, если еда в каком-то смысле символизирует любовь. В упражнении можно использо-вать различные предметы и игры, например, строительные блоки, загадки и многое другие. Если психотерапевт хочет поставить акцент на соревнова-тельном аспекте упражнения, то оно проводится в виде игры-состязания.
После того, как члены семьи завершат дискуссию о выполненном упраж-нении, психотерапевт может попросить проделать его снова, на этот раз достигая более высокой степени взаимодействия.
Аватара пользователя
Oleg
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 75647
Зарегистрирован: Вс окт 09, 2005 9:08 pm
Откуда: Москва
Медали: 10
Пол: Мужской
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Сократ (ВЛЭФ)
Темперамент: Флегматик
Профессия: Программист, оптимизатор

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Психодрама

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], LeRoy, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]