Автор: Rosa Cukier
Источник: Rosa Cukier. Bipersonal Psychodrama: Its Techniques, Therapists, and Clients
Перевод: Корниенко Павел
По моему пониманию, защитные механизмы – это набор привычных способов поведения, которые клиент наработал за свою жизнь. Смысл защитных механизмов в том, что они предохраняют от боли, которая возникает в ассиметричных отношениях, и вызывает глубокие нарциссические травмы.
Обычно такого рода отношения бывают в детстве. В детстве ребенок бессилен противостоять власти взрослых, такая ситуация заставляет хрупкое эго ребенка, искать пути для сохранения его достоинства. Именно по этому защитные механизмы предохраняют ребенка, и обычно, мы видим, что они выполняют свою функцию в нужный момент.
Это объясняет почему так много психологических защит – укрепляют эго, эго не воспринимает их как что-то чужеродное. А они становятся как-бы частью глубинной идентичности клиента, тем что составляет его, так сказать.
Главной целью этого типа техник является, во-первых, помощь клиенту в понимании его ответственности за создание и поддержание его защитных механизмов.
Далее, мы пытаемся облегчить для клиента восприятие того, что за защитными механизмами стоит травматизированное эго, и дать ему силы изменить это, если он захочет.
Обычно, для этого используются сцены позволяющие вернуть из прошлого тот момент, когда реактивная роль еще не стала консервом. Мы пытаемся определить причину – во взаимодействии с кем этот паттерн возник, в каких взаимоотношениях он проявляется и для чего он был создан клиентом. К тому же, защитные механизмы, сыграв важную роль в развитии человека могут и перестать быть востребованными.
Техники, которые я буду описывать дальше имеют следующие общие черты:
1. В них используются спонтанные воспоминания приходящие в моменты погруженности в себя
2. Работа всегда начинается из настоящего, от некоторой ситуации которую описывает клиент, и в работе делается попытка найти защитные механизмы в поведении в настоящем.
3. На второй фазе, мы пробуем увидеть по отдельности защитный механизм и цель которой он пытается достичь.
4. Далее мы начинаем исследовать истоки этой защиты, паттерн защиты, и необходимость этого защитного механизма в тот момент жизни клиента, когда он был создан.
5. И в конце мы возвращаемся в настоящее, для того, чтобы исследовать нет ли у клиента и сейчас по прежнему необходимости в защитном механизме. Если нет, то становиться важным, то что ему нужно в настоящем, и что нужна сделать чтобы это произошло. Другими словами, мы задаем вопрос: является ли эта старая защита по прежнему полезна, или наоборот она уже создает проблемы?