SergunIII » Пн сен 03, 2007 4:23 pm
О-т-т! Хороший разговор начинается! А то чёрные списки составлять собрались. Я тут припомнил, вроде и Бродский в чёрных списках ходил когда-то... Или что-то путаю..., ну да не в этом дело.
О конкуренции. Прямая связь конкуренции и прогресса (развития) представляется сомнительной. Это напоминает упрощённый перенос смысла одного понятия на другое. Конкуренция – термин из коммерции и в буквальном переводе означает соревнование, соперничество. Но, думается некорректно наделять этот термин смыслом «противоборства», «борьбы» и тем более «смертельной борьбы».
Много приходилось встречать людей, особенно в творческой среде, когда человек был недоволен собственным же результатом и переделывал нечто по нескольку раз. При этом наблюдались внешне проявляемые признаки раздражения, сварливости, иногда имело мсто употребление нецензурных выражений и спиртных напитков. Возможно они конкурируют сами с собой, но это не совпадает с контекстом вашей ссылки: подразумевается конкуренция людей друг с другом.
Позвольте опустить длинную цепь умствований и сформулировать вывод: конкуренция - один из большого количества мотивов человеческой активности. Но далеко не основной. Сейчас полез в голову А. Маслоу, ну да не будем громыхать авторитетами, опираемся только на своё мнение. К дискусии о мотивах человеческой активности следует привлечь знатоков гуманистической школы - они в этом доки. Не скажут ли они нам, что "внешних" мотивов активности ничуть не больше "внутренних"? Кстати этот тезис подтверждает и моя кошка. Она с малых лет играет сама с собой, находя мотивы своего развития где-то в глубинах своей кошачьей души.
По поводу конкуренции школ. Не возникало ли у вас ощущения, что у процедур осознания тела, осознания эмоций, вербализации, анализом фона-фигуры и у процедур неманипулятивного НЛП существует что-то глубинно, методологически общее. Аналогичное ощущение возникает если последовательно прочитать Э.Бёрна и В.Сатир. Я думал ерунда какая-то, ан нет... Даже участвовал в семинаре синтетических психологов, которые целых два дня талдычили друг другу о том-же. Вывод: у школ и течений современной психологии нет основы для конкуренции. Это, скорее, разные языки, пытающиеся донести до нас некое действительно важное единое понимание. Просто кто-то понимает лучше французский, кто-то украинский, а кто-то - язык интертипных отношений.
Единственное, что может в какой-то степени противопоставлять школы - степень научности применительно к подходам и методам изучения предмета - психики.
Но это уже скучный разговор пойдёт о валидизации, верификации, критериальном анализе, операционализации понятий и пр. Это наверное интересно только занудам, типа меня.
К месту будет так же сказать, что современная психология всё меньше и меньше спорит (конкурирует, дискутирует) школами, поняв, видимо, бесперспективность сего. Она, ка бы сказать, консолидируется и уходит в практику, в отрасли... Вот ткнул в яндексе случайно и попал:
"Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека."
Ну что тут добавить своим судным умом...?
Простите за многословие, разнесло что-то...