Я на форуме уже давно, с типом, кажется, определилась сразу, но... чего-то сомнения взяли. И я решила заполнить одну из анкет, вдруг мне скажут: "И нифига ты не Газали, не примазывайся".
ВОЛЯ
1. Постарайтесь вспомнить те основные цели, которые Вы ставили себе в жизни, назовите их.
Цели, которые в жизни у меня были, делятся на 3 категории:
(1) Не мои цели, то есть обусловленные средой, семейным сценарием и т.п. Высшее образование, финансовая самостоятельность, умение внешне – чисто внешне, большего я бы не позволила от себя потребовать J – соответствовать правилам своего круга. Некая база, которая позволит, не давая отчета другим людям, делать то, что я хочу: слушать музыку, какую хочу, проводить досуг, как я хочу, выглядеть и одеваться как я хочу (хочу – в джинсах, хочу – в бальном платье), иметь свои политические, религиозные убеждения. На это меня ориентировала семья, и это хорошо легло на мое восприятие: к человеку самостоятельному и при этом социализированному, считающему с другими вопросов всегда меньше. К таким целям относилась учеба в хорошей школе (меня перевели в 4-м классе, отношения не сложились, но я терпела, так как меня поддерживали и убеждали, что эти дрязги – временны, а хорошее образование – навсегда), поступление в университет (у меня вышло разногласие с мамой: я хотела на филологический, но она меня убедила, что математика более перспективна) и в аспирантуру (прошло без сучки и без задоринки), защита кандидатской диссертации. Всё, кроме последнего, было просто (хотя и не легко, так как отношения в школе были ужасающими), воспринималось как само собой разумеющееся. А вот последнее и стало камнем преткновения. Я не смогла написать диссертацию. Да и, если честно, не хотела и не могла ее писать, мне было неинтересно, я надеялась сделать всё быстренько и кое-как, но в математике это не метод. Где-то к третьему году аспирантуры всё стало ясно, мне честно говорили, что за три года диссер не пишется, что зря я поступала сразу… Это был год чернейшей депрессии. Я не знала, как жить дальше. Передо мной был призрак профессионального краха, жизненного неуспеха, социального дрейфа и т.п. Я не знаю, как бы преодолела этот кризис, если бы не замужество и переезд в Москву. А Москва – это новые возможности, много рабочих мест, никакой математики, никакого страха не оправдать надежды родителей и вообще жизнь с белого листа. И вот после этого я навсегда зареклась преследовать «не свои» цели.
(2) Вообще не цели. То есть некое интуитивное поведение, которое я постфактум определила как стратегию успеха, но в процессе таковой не казавшееся. В основном это касается отношений с противоположным полом. У меня не было цели «удачно выйти замуж», зато было несколько обозначенных бабушкой подводных камней («забеременеть и остаться одной», «быть использованной», «прослыть шлюхой», «попасть в зависимость от мужа», «терпеть измены») и свобода действовать, не натыкаясь на них. Цель была отрицательной – «чтобы не случилось такого-то». То же и с работой: с одной стороны, я не хотела остаться без работы, а с другой – не хотела терпеть начальственное самодурство, неинтересную и не доставляющую удовольствия работу... Как-то удавалось избежать, сама даже не знаю как. В результате неадекватные мужчины обегали меня стороной, неадекватное начальство увольняло сразу, не успев сильно вымотать нервы, за самого адекватного из знакомых мужчин я вышла замуж, а на самой адекватной работе в конце концов остановилась и больше не хочу двигаться с места.
(3) Собственно цели. Они всегда небольшие, иногда даже на цель не тянут: захотела – пошла и сделала; захотела – некоторое время пораскачивалась и подождала возможности – сделала; захотела – оказалась, что хочу этого недостаточно, – отказалась от цели. Причем привлечь меня может любая мелочь, мне иногда даже стыдно признаваться, почему я захотела то-то или то-то, и я тогда придумываю более логичную мотивацию. Внезапно я заболела Португалией – и ничтоже сумняшеся начала ходить на курсы португальского языка. Потом решила, что португальский без испанского – несолидно, кстати же и дальнейшие курсы не набирались – и я пошла на испанский. С подружками по курсам испанского стали ходить на вечеринки в латино-клубы – и я пошла учиться танцевать латину. Надолго обычно меня не хватает, мотивация быстро пропадает, но определенный запас в культурном багаже остается, равно как и знакомства в соответствующей среде. Мегацелей, связанных с этим всем обучением, я не ставила – честно говоря, я даже не знаю, какая это могла бы быть цель. Конечно, по-хорошему надо бы получить какой-то результат, но я даже не знаю, какой он должен быть. Еще пример целей – то, как я худела и училась ухаживать за своей внешностью. Но тут в чистом виде пример окружения: мне неохота выглядеть хуже других, хочется быть такой же красивой, ухоженной, на равных принимать участие в женских разговорах. Да и вообще, для меня оскорбительно не мочь или не уметь чего-то, что могут обычные люди не семи пядей во лбу. Например, в 16 лет я, несмотря на противодействие родных, похудела до почти модельных размеров. Год ходила и гордилась, а потом у меня пропала мотивация (ну доказала, ну могу, ну крута, ну и что?) и я пополнела обратно. В 25 лет я проделала ту же процедуру, продержалась в таком весе 7 лет, но опять потеряла мотивацию (благо, я полнею красиво, по женственному типу) и снова начала поправляться. Сейчас изыскиваю мотивацию худеть снова. Или с работой. Мне, как я уже писала, пришлось поменять область деятельности. Год после приезда в Москву я, не обладая соответствующим образованием, работала очень плохим переводчиком с английского. И, конечно, подумывала о том, как бы подучиться и стать из плохого переводчика нормальным. Ничего не придумывалось, за обучение брали столько, сколько у меня не было, к тому же я не была уверена, что через пару лет от перевода меня не стошнит окончательно. Зато в процессе поисков нашлась информация о курсах корректоров. О как, решила я, почему бы не поучиться чисто ради прикола? И пошла учиться ради прикола. На работе на мою учебу смотрели косо, на меня тоже, косячила я по-страшному, и через пару месяцев пришлось уволиться. Следующая моя работа была уже корректорская. Где-то через год у меня возникла мысль: корректор – это несолидно, надо учиться на редактора. Сказано – сделано: нашла краткие курсы редакторов. Стала учиться, внаглую вря на работе, что хожу на лечебные процедуры. И мне не стыдно, так как к тому времени на работе начался бардак, смена владельца компании, все коллеги увольнялись, на корректора вешали больше и больше работы, а помощника брать не давали… в общем, я оттуда в конце концов сделала ноги, отдохнула и стала искать редакторскую работу. Нашла. Выпускающим редактором рекламных каталогов. Но там был самодур-начальник, не очень определенные профессиональные обязанности, в результате я очень нервничала, ругалась с начальством, и в конце концов «меня ушли», а я не очень сопротивлялась – сыта была по горло. Три обострения радикулита за три месяца – это многовато как-то. На мое место пришла толстая и веселая барышня, которой было на всё положить – и она там до сих пор работает! А потом я совершенно случайно попала на корректорскую работу в одно из сетевых изданий – я-то туда чисто подхалтурить пришла, а потом я им – взаимно – понравилась и проработала там полтора года. И в процессе окончила еще одни редакторские курсы – уже длинные. Потом мне и там надоело, и я по приглашению своего друга попала на нынешнее место работы, где уже нахожусь 4 года. Тоже корректор, правда, в трудовой книжке написано другое, да и профессиональные обязанности пошире простой корректуры, что меня вполне устраивает. Тут-то и понадобилось то, что изучали на курсах… Правда, сначала были дурные отношения со старшей коллегой, которая решила устроить небольшую дедовщину, я хотела уволиться, но согласилась немного потерпеть… а там уволилась она. У меня было несколько порывов поменять работу чисто ради процесса смены, а потом посмотрела – да ну к чертям, лучше все равно не найду. Потом у меня появилась цель стать хорошим волонтером благотворительных организаций, и я ее за три года, можно сказать, достигла. Потом – избавиться от депрессии и ряда психологических трудностей (а у кого их нет?), сейчас нахожусь в процессе психотерапии. Сейчас подумываю над идеей психологического образования в объеме, необходимом для волонтера, возможно – об организации своей маленькой службы (но об этом – тс-с, это именно что в стадии обдумывания; если всё то, что я хочу делать, делает кто-то другой, я туда присоединюсь, мне так будет лучше). Также вяло думаю над религиозным образованием (катехизатор) – приходится с подопечными заниматься и этим, но нужно ли мне высшее образование или хватит кратких курсов – еще вопрос.
2. Почему Вам были важны эти цели? «Не мои» цели были важны именно потому, что они не мои и я не могу их переиграть – это условие моего существования вообще, если я не добьюсь какой-то из них, то я социальный банкрот, я не выживу, подведу родителей и т.п. «Не цели» были важны примерно потому же – я стремилась избежать неудач, ставка была слишком высока. Все те цели, которые у меня есть сейчас, не так чтобы для меня важны: получится – хорошо, не получится – не буду переживать так, будто это цена моей жизни, попытаю счастья еще в чем-то. Но обычно получается.
3. Как Вы оценивали свои шансы на достижение успеха до начала движения к выбранной цели и в его процессе? Бывали ли ошибки в оценках?Я практически ни разу не приступала к чему-то, вообще не видя шансов на хоть какой-нибудь результат. И хоть какой-нибудь результат был всегда. Часто менее грандиозный, чем я ожидала, но хоть что-то да было. Иногда получалось, что «шила милому кисет, вышла рукавица», но самое смешное – это была хорошая рукавица. То есть ожидаемый результат корректировался в процессе. Для меня всегда трудно было приступать к какому-то делу, которое я не знаю, как делать. Если выбирать между грандиозным результатом и четко прописанной методикой, я выберу второе: так я хоть что-то сделаю.
4. Как Вы определяли, что движетесь в нужном направлении, что Ваши действия приближают Вас к результату? Какое значение в оценке результатов имело мнение других людей?Направление я, если что, могу корректировать по ходу. Куда-нибудь да приду, не потеряюсь. Мнение других людей помогает поставить точку: «О, чувиха, да ты много сделала, оказывается! О как круто!»
5. Что являлось для Вас достаточной мотивацией для движения вперед?Удовольствие от процесса, оценка окружающих, маленькие результатики по ходу дела, то, что я обещала что-то сделать и на меня надеются, то, что это нужно не мне, а другим, причем больше, чем мне. (Другое дело, что если другим нужно то, что мне категорически не подходит, я просто за дело не возьмусь. Но если взялась – изволь довести до конца.)
6. Какие из достигнутых успехов доставляли Вам наибольшее удовольствие и почему?Те, которые представляли собой наибольший контраст по сравнению с исходной позицией. Где мне удалось достичь бОльшего, меньше переутомившись при этом. Или наоборот – труд был долгим и упорным и принес большой успех. Где процесс достижения всю дорогу был красивым. А то, что было достигнуто «некрасиво», мне удовольствие тоже доставляло, особенно когда некрасивые моменты подзабывались, но гораздо меньше.
7. Какие неудачи, разочарования доставляли наибольшие страдания, более всего запомнились? Почему именно они?То, что я не защитила диссер. Как вспомню свое состояние после этого… Потому, что я не видела никакой альтернативы диссертации: это был крах окончательный, профессиональное и социальное банкротство, зависимость от мамы, которая будет меня попрекать этой диссертацией, презрительная жалость знакомых, которые считали меня блестящей ученицей, а я оказалась никуда не годным ученым и т.п. Пугала именно безальтернативность – то, что на карту было поставлено всё. И чтоб я еще раз!…
Иногда, когда я в особо дурном состоянии, мне может испортить настроение любая мелкая неудача: пошла в магазин – а он закрыт. Даже расплакаться могу. Но это быстро проходит, особенно когда рядом те, кто от меня зависит или/и расстраивается больше моего.
ФИЗИКА
1. Что Вы считаете комфортом и телесным удовольствием? Важны ли они для Вас? Может ли физический труд быть удовольствием? Если да, то какой именно? Вкратце: комфорт – это возможность в любой момент наиболее полно удовлетворить любую возникающую телесную потребность, не затратив на это чрезмерных усилий. Для меня это достаточно важно, но я скорее понимаю это рассудком: в неблагоприятных условиях (плохое настроение, какие-то нерешаемые проблемы, заботы и хлопоты) я теряю связь с собственными потребностями и в буквальном смысле ничего не хочу, кроме каких-то самых грубых удовольствий типа съесть побольше жирного, сладкого, острого и т.п. В таком состоянии я поправляюсь, запускаю свой внешний вид, могу часами сидеть за компьютером и что-то лопать всухомятку. У меня также есть склонность заедать проблемы: еда – это гарантированное приятное впечатление, а если с другими впечатлениями плохо, то и единственное. Физический труд может быть удовольствием, если на свежем воздухе, не тяжелый, не внаклонку, не кропотливый, достаточно ровный и монотонный, так что можно голову отключить. Например, листья сгребать с газона, копать землю, выкапывать картошку. А вот сбор ягод или прополка – изыдите, бесы J
2. Насколько для Вас важен достаток (и что вы считаете достатком)? Что он мог бы дать Вам?Достаток – это когда есть деньги на то, чтобы удовлетворить любую возникающую потребность. Я скромна – пусть не мгновенно, а со временем, составив список и постепенно приобретая то, что нужно. Достаток дает возможность поменьше думать о деньгах, приобретать вещи и услуги, не считаясь с их ценой.
3. Есть ли у Вас определенная мера достатка и физического удовольствия (то есть, есть ли такой уровень, который вы считаете достаточным)? Если да, то какая она?Всегда можно лучше – и больше получать, и есть вкуснее, и одеваться стильнее, и больше ездить, и меньше работать J Но определенная мера довольства есть – это когда потребности в основном выполняются, а усилия затрачиваются не запредельные, нет никаких зияющих дыр (оплачена квартира, есть еда и добротные вещи), но есть и излишек, который можно потратить как хочешь, на приятные мелочи. Еще очень желательно – некоторая свободная сумма на крупные проекты типа отпуска, курсов, танцев и т.п. Не на всё сразу, но на что-то, что придется тщательнее выбирать.
4. Как Вы создаете себе достаточные, на ваш взгляд, жизненные условия? Есть ли у Вас стремления эти условия совершенствовать? Если да, то как вы это делаете?Да меня и так всё устраивает. Честно говоря, мне многое досталось даром – посуда и мебель, купленная бабушкой мужа, всё добротное, достаточно удобное. Если чего-то не хватает – покупаю. Хотя, конечно, есть определенные претензии и цели на будущее – шторы покрасивее, кое-какая новая мебель, стулья поудобнее вместо табуреток и т.п. Но если честно, мне лень. Ничего не разваливается, не выглядит неряшливо (что выглядело – то я уже заменила) – ну и ладно.
5. Что может Вас мотивировать увеличивать свой достаток?Желание учиться, путешествовать, заниматься благотворительностью, необходимость ухаживать за своим телом, любовь к украшениям и стильной одежде.
6. Насколько важно для Вас, чтобы окружающим людям было комфортно и приятно? Что Вы делаете для того, чтобы обеспечить им такие условия?Для меня это, конечно, важно, но – за рядом исключений – пусть заботятся о себе сами. Исключения два: люди, которые от меня зависят, и гости. Гостей я закармливаю насмерть J У нас с мужем вкусы различные, потому он ест не всё из того, что я готовлю. Одна я всё не съем, поэтому, когда готовлю что-то новое и интересное, стараюсь звать гостей. На работу люблю покупать кчайности на весь отдел. Но признаю: заботиться о других в физическом плане не очень люблю и не очень умею.
ЛОГИКА
1. Нравится ли Вам участвовать в различных дискуссиях, обсуждениях? Почему?Нравится, не нравится… Скорее, так: меня в них затягивает. Сначала интересно, а потом уже просто утомительно, но трудно остановиться, спорю и спорю, и все время кажется, будто каких-то глупостей наговорила, нужно сказанную глупость исправить, сказав еще что-то, но по ходу я всё больше запутываюсь и начинаю чувствовать себя ужасно – уже и не хочется спорить, но надо же довести свою точку зрения до других, если не переспорить, то дать понять, что я не такая дура, как они думают. Потом, перечитывая дискуссию, если она происходила в Сети, я замечаю, что если я и несла глупости, то только ближе к заключительной фазе, если бы бросила разговор раньше, то не оказалась бы в таком положении. Поэтому и научилась со временем выходить из спора, как только он становится хоть чуть-чуть неприятен. Или вообще не входить в него, если он обещает быть неприятным. Но это помогает слабо: внутри тема может вариться, вариться, мучить достаточно долго.
2. Какие вопросы Вам интереснее всего обсуждать? Над какими интересней размышлять в одиночестве? Почему?Да все равно, в общем. Обсуждать приятно то, с чем все присутствующие в целом согласны, а вот если вопрос дискуссионный, то лучше бы высказывать уже результат размышлений. Правда, не всегда получается величаво высказать и уйти, впрягаюсь в долгий разговор и пересмотр результата. И мое счастье, если по итогам спора не окажется, что я дура, умозаключение у меня бредовое и т.п.
3. Что Вам более свойственно - приходить к определенным умозаключениям в процессе диалога с другими людьми или в процессе размышлений? Приведите примеры того и другого.Чтение книги и спор с автором про себя – это как считать? J Когда не было интернета, я так примерно и жила: читала, внутренне дискутируя с автором. И даже сейчас, когда я пытаюсь мыслить в одиночестве, я все равно внутренне с кем-нибудь спорю. Не люблю этот процесс, он мучителен, я стараюсь отвлекаться на другое (физическую работу, шопинг, танцы, чтение развлекательного), но пока не приду хоть к какому-то выводу или не потерплю локальный «бздямс» (натурально, так у меня однажды даже депрессия начиналась, это стало финальной каплей, когда я и пошла на психотерапию), не брошу. А еще люблю книги и статьи, в которых наконец-то кто-то словами скажет то, что я только смутно думала и чувствовала, пытаясь подобрать более подходящую логическую цепочку.
4. Что в Вашем случае является наибольшим мотивом для занятий интеллектуальной деятельностью? Интересны ли интеллектуальные занятия сами по себе? Почему?Разумеется интересны. Я инфоманьяк. Особенно люблю потреблять какие-то неглубокие, обширные знания, не вызывающие дискуссий и не требующие подтверждения моей компетентности.
5. Какова Ваша внутренняя реакция, когда обстоятельства или люди показывают Вам возможную ошибочность тех или иных Ваших представлений? Что Вы предпринимаете в таком случае?Паника и истерика. Стараюсь оправдаться перед собой, объяснить психологические причины, почему я так думаю и почему и моя ошибочная точка зрения имеет право на существование. Или срочно изменить точку зрения, или сделать вид, что «я не я, лошадь не моя», или скрыть свою точку зрения – главное, чтобы не высказаться невпопад и не показать свою неправоту.
6. Склонны ли Вы к импровизации (поиску ответов в процессе разговора, без подготовки) во время диалогов - обсуждений тех или иных вопросов? Легко ли это Вам дается? Интересно ли? Часто ли вступаете в такого рода разговоры?Пыталась от лени, чтобы не готовиться и не обдумывать, получается плохо, разлюбила.
7. Хочется ли вам делиться с окружающими своими научными изысканиями, взглядами, идеями, размышлениями на различные темы? Почему? Бывает ли такое, что Вам страшно высказать свое мнение или ответить перед аудиторией? Если да, то почему?Как в поговорке – «и хочется и колется». Но всё равно делюсь, стараюсь в монологичной, а не интерактивной форме, а то ведь придут же и раздраконят, есть такие критики.
8. Как Вы воспринимаете ситуацию, когда Ваши взгляды, представления подвергаются критике? Как реагируете? Насколько Вам комфортно общаться с людьми, чьи взгляды не совпадают с Вашими?Очень болезненно реагирую внутренне, но стараюсь не подать вида, сохранить лицо, не перейти к скандалу и взаимообвинениям. Говорю спасибо за критику, или пытаюсь привлечь кого-то ко мне на помощь, а сама уйти в тень, пусть за меня другие отдуваются. Если вдобавок к тому, что меня уличили в глупости, я еще и покажу свою неадекватность, это будет совсем нехорошо.
ЭМОЦИЯ
1. Расскажите, чем для Вас, Вашей жизни является мир эмоций и чувств, насколько он важен и почему. Мир эмоций и чувств – мое основное местообитание. Я где-то слышала фразу: «Если в душе нет радости, то ее не будет, даже если съесть тонну вкусного мороженого». Поэтому состояние души – это мой самый главный ресурс.
2. Насколько Вам интересны эмоции, чувства других людей? Почему? Интересны в том смысле, что я хочу производить хорошее впечатление, не хочу доставлять людям дискомфорта, хочу вести себя уместно. Это то, что всегда надо учитывать, чтобы не попасть впросак.
3. Как Вы понимаете фразу "эмоциональное взаимодействие"? Насколько Вам свойственно это? Часто ли возникает потребность в эмоциональном взаимодействии? В каких ситуациях? Эмоциональное взаимодействие – это, как я понимаю, эмоциями обмениваться или вместе поддерживать хорошую эмоциональную атмосферу. Нравится это делать, и довольно часто. Особенно второе.
4. Насколько легко для Вас оказывать эмоциональную поддержку другим людям (желателен пример) и нуждаетесь ли Вы сами в ней? Люблю, чтобы мне сочувствовали, мной восхищались, радовались вместе со мной. не то чтобы нуждаюсь, но люблю это дело. Но не требую и не настаиваю, нет так нет, переживу. Лишь бы не гнобили и не обвиняли, вот тогда будет совсем плохо. А вот сама часто не столько сочувствую, сколько изображаю сочувствие, говорю приличествующие фразы, жалею человека скорее рассудком, чем сердцем. Но и этого рассудочного сочувствия вполне хватает, чтобы успокоить. По крайней мере меня считают доброй. Вообще меня этот процесс выматывает, если я не влюблена в человека хотя бы чуть-чуть. Если да, то всё получается естественно. Заражаться чужими эмоциями получается не так часто.
5. Считаете ли Вы, что Ваш внутренний мир богат эмоциями? Почему? Насколько естественно для Вас нести эти внутренние эмоции во внешний мир, выражать? Бывают ли сложности в этом? Богат – не то слово. Не все эмоции нужно выражать, некоторые я сравниваю с физиологическими жидкостями: есть в организме, иногда выделяются во внешнюю среду в специально отведенном месте, но незачем их выставлять напоказ. Сложности с выражением эмоций бывают двух видов: (1) когда мне наконец надоедает копить в себе негатив и хочется дать человеку знать, что он неправ, показать, что некоторая тема вызывает некрасивые эмоции, но при этом не забрызгать ими ни его, ни других, (2) когда хочется выразить что-то чудесное и прекрасное, а я не могу сразу найти нужных слов и уместной ситуации.
6. Насколько Вам свойственно эмоционально реагировать на происходящее вокруг? Как выражаются эти реакции? Какие жизненные явления вызывают у Вас наиболее сильные эмоции? Очень свойственно. На всё буквально. Скорее уж если что-то у меня вообще не вызывает эмоций, то это что-то нужно менять. Отсутствие эмоций для меня равно тяжелому расстройству, это даже хуже, чем негатив.
7. Какая эмоциональная атмосфера для Вас является наиболее комфортной и почему? Насколько она важна для Вас? Наиболее комфортно – когда относятся друг к другу дружески, ровно, принимают, но при этом не бомбят комплиментами, не пытаются развеселить любой ценой, не заглядывают в глаза со словами «ой, что-то ты невеселая, что-то не так?», вообще не акцентируются на моем эмоциональном состоянии и не пытаются навязывать. Очень важно единомыслие в главном, общий оптимизм, доброжелательность. А если этого нет, то пусть не будет никакой эмоциональной атмосферы, а только рабочая и официальная.