А тут оказалось, что и не об автомобилях.
Для меня тема о том, какие книги надо сжечь, пожалуй, жуткая. Хотя могу и высказать своё мнение. Так, для галочки.
Классика на то и классика, что она "не горит".
То, что горит, то, что можно сжечь не задумываясь, к классике не относится. Например, мой сын уже долго вспоминает, как видел по ТВ репортаж о сжигании книг некоего Сорокина (не Валентина!) в большом показательном унитазе.
Или вот, например, попалась мне омерзительнейшая книжка - тьфу, опять забыла фамилию. Юрия Мамлеева. Знаете, и его рассказы некоторым понравились, еще меня благодарили за то, что я фамилию указала. Так что и то не стоит жечь.
Извините, вопрос, что из классики нужно сжечь, как-то ассоциируется у меня с вопросом: кого из друзей первого убивать. Ну, извините, пальцы не поворачиваются написать не "друзей", а "мам... или па..."
Ну, ей богу! Не хочешь - не читай, делов-то! Сколько я всего не читала, не переживаю из-за этого. Хоть и моя специальность литература.
Вопрос о том, что лишнее в школьной программе, - совершенно иного плана.
Детям, с одной стороны, сложно вникнуть в психологические и бытовые подробности жизни героев, переключиться с 21 на 19 век со своими правилами, реалиями, темпом жизни, идеалами, разными сословиями. С другой, литература - это то, что показывает нам эту жизнь в образной, зримой форме. Я историю партии, как и моя мама, запоминала по поэмам Маяковского. Так и сдала в вузе вступительный экзамен. Но поступила.
Или историю войны 1812 года - по третьему тому "Войны и мира". Мы в Париж едем, к могиле Наполеона подходим и думаем, что только Наполеон и Кутузов во всём мире знали, кто на самом деле выиграл Бородинское сражение. Откуда такие мысли? Из романа Толстого. Кстати, замечательные книги о войне К. Симонова вызывают ассоциации именно с "Войной и миром". Значит, "Война и мир" - классика, а "Живые и мёртвые" - вслед за классикой, всё-таки. А Булгаков сам по себе уже классика. Так что не от хронологии зависит, классическая литература или нет.
Я это всё к чему? К тому, что детям дают это читать, чтобы они потрудились душой и умом, въехали в курс дела. Мой сын 6 раз прочитал "Онегина", чтобы понять, что я там хорошего нахожу, чтобы найти переклички с современным Михайловским, куда мы его таскали с 6 лет до 12, пока не взмолился. Первый раз мы с ним вместе читали. Я читала и комментировала две первые главы. Нам в классе моя мама так же в своё время читала и комментировала. К третьей главе уже въедешь немножко, поймёшь, что к чему, можно читать самостоятельно.
Пьесы вообще не стоит читать, лучше сходить в театр. Я сыну стараюсь на Ютубе найти постановки или экранизации, или в театр сводить. Островский, Чехов, Шекспир... Режиссёры нашли своё видение, и нам стоит посмотреть, может, приобщимся. Мы играем три водевиля Чехова. А большие пьесы, такие как "Вишнёвый сад" или "Чайку", "Три сестры" или "Дядю Ваню" не советую читать, скучища, лучше посмотреть.
Ну, и ещё один аспект: что делать, когда дров нет, а греться надо. В блокадном Ленинграде книги жгли, чтобы выжить, мечтали о том времени, когда купят новые книги и прочитают их вместе с детьми. Не дай бог пережить такое.