Утверждение, высказывание или мнение истинно, если и только если оно соответствует фактам.
Многие люди считают ответ на вопрос «Что есть истина?» не возможным в силу их стремления к обладанию критерием истины. У Карла Поппера есть прекрасная иллюстрация ошибочности такого стремления.
К. Поппер:
Предположим, что нет критерия, позволяющего нам отличить настоящую фунтовую банкноту от поддельной. Однако, если нам встретятся две банкноты с одинаковым серийным номером, то у нас будут достаточные основания заявить, что по крайней мере одна из них поддельная. Отсутствие критерия подлинности банкнот, очевидно, не лишает это утверждение смысла.
Важно так же отметить «учение о погрешимости» знания – фаллибилизм (fallibilism), который утверждает: во-первых, что мы не застрахованы от заблуждений и, во-вторых, что стремление к достоверности знания (или даже к его высокой вероятности) ошибочно.
Так, теперь про относительность истины. Первое суждение – истина – это то, что кажется истинным большинству… Весьма такая относительная истина. Только возникает один вопрос: зачем учёным тогда проводить исследования, ставить опыты, если можно просто поставить вопрос на голосование!
Второе суждение. Я не возьмусь пересказывать Риккерта, у него это лучше получится:
Генрих Риккерт
Утверждение, что всякая истина относительна, следовательно, зависит от познающего субъекта, может значить только, что нет абсолютной необходимости всегда отвечать на вопрос да или нет, но что возможно и то и другое. Но это значит на нашем языке, что чувство необходимости в суждении не имеет никакого иного значения, чем все прочие индивидуальные чувства человека. Итак, занятие относительно истинными суждениями принципиально ничем нельзя было бы отличить от других человеческих увеселений. Один любит суждения за связанную с ними необходимость в суждении, другой пьёт вина, которые ласкают его вкус. Какое суждение считать истинным – дело вкуса…Существует только относительная истина, следовательно, значит, нет никакой разницы между глупым суеверием и научным исследованием… Слово «истина» вообще совершенно теряет смысл, который у него есть только тогда, когда одна истина выставляется в противоположность многим индивидуальным мнениям... Поэтому следовало бы избегать слова, которое может только ввести нас в заблуждение, и вместо: «существует только относительная истина» следовало бы говорить: «не существует вообще никакой истины».
Это некоторые соображения. Спасибо.