1. Что такое от общего к частному, что такое от частного к общему? Приведите примеры. Это способ ведения рассуждений, или доказательства. От частного к общему – индукция. В классическом виде индукция в математике строится так: делается предположение, что утверждение справедливо для n-ого случая. На базе этого предположения проверяется справедливость утверждения для случая n+1, затем делается проверка для конкретного случая. В зависимости от школы индукция считается или аксиомой, или теоремой.
Рассуждения в более общем случае, не в математике, строятся несколько иначе: набирается статистика соответствия фактов некому утверждению, затем факты обобщаются на те случаи, которые не рассматривались. Существует также и ошибка индукции: одна соломинка не переломит спину верблюда, можно добавить, и еще одна соломинка... и так до тех пор, пока спина верблюда не переломится.
Пример от частного общего: если наблюдать в пасущихся овец, можно сделать вывод, что все овцы белые, даже если они не поворачиваются, мы обобщаем наблюдение левых и правых белых боков овец.
"От общего к частному" – это тема из наивной теории множеств, какое множество включает в другое. В принципе, можно сколько угодно разговаривать про этот детский сад, но неинтересно. Пример силлогизма от общего к частному: "Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен".
Еще эти принципы используются, например, при написании программ: "от частного к общему" – это программирование (и проектирование) снизу вверх. "От общего к частному" – это программирование (и проектирование) сверху вниз.
2. Что такое логично? Ваше понимание. Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым? Легко ли быть логичным? Логично – это значит (рассуждать, поступать) непротиворечиво, на основе логики (правило исключения третьего, достаточное основание, позитивные формулировки и .т.д) В принципе, логика может быть разнообразной. Логики объединяет набор аксиом, данные и операции над данными. Можно сколько угодно строить логики и все они будут верными. Обычно под логикой понимают дискретную логику и правила Де Моргана.
Бытовое понимание логики несколько более размыто, хотя и тяготеет к аристотелевской. Здесь добавляется необходимость предусмотрительности, умение улавливать контекст и последовательность в рассуждениях. Хотя принципы могут быть у человека и таковыми, что другой усмотрит его непоследовательным, поскольку имеет дело с черным ящиком: он наблюдает одни лишь проявления.
Не знаю, что такое "общепринятая логика", я не наблюдал ни свода законов "общепринятой логики" ни ее носителей, поэтому понятия не имею, согласуется ли мое понимание с общепринятым. В моей среде согласуется вполне, за исключением споров с иррационалами о красоте программ.
Логичным быть не легко не трудно, это или есть у человека, или нет. У меня есть, хотя я люблю говорить парадоксами.
3. Раскройте понятия "правило" и "закономерность". Тождественны ли они? Если нет, то поясните различия. "Правило" – указание, рекомендация, закон не в смысле объективной необходимости, а в смысле жесткой рекомендации (правила русского языка), в том числе и жесткий закон, требование в рамках некоторой алгебры (правила дифференцирования).
"Закономерность" – корреляция между наблюдениями, их общая часть, или сходство.
Иногда "правило" используется как синоним "закономерности", например: "Я подметил такое правило, что если у овцы правый бок белый, то и левый непременно будет белым". "Закономерность" вместо "правила" используют, но это ошибка.
4. Что такое иерархия? Приведи примеры иерархии. Нужно ли подчиняться иерархии, почему? Приведи пример иерархии систем, что это такое? Иерархия бывает нескольких сортов. Обычно иерархия это включение в некоторое множество других множеств. Чтобы получилась иерархия, необходимо не менее трех вложенностей, впрочем, это спор со скольки камней начинается куча. К таким иерархиям относятся, например, иерархии понятий. Правда в жизни понятия часто образуют круг.
Существует также понятие иерархии, как вид социальных отношений. Подчиняться иерархии нужно ровно до такой степени, чтобы было не во вред себе, в том числе в перспективе и не в ущерб уважительности.
Иерархия систем – непонятно, с какой стати тут. Тоже самое определение. Только отдельные элементы рассматриваются как системы. Я думаю, что это понятие неудобное: "иерархия" – понятие, которое позволяет абстрагироваться на каждом уровне от сложности элемента. А "иерархия систем" опять возвращает сложность. Хотя, да, это используется в выделении систем, подсистем и надсистем, например в АРИЗ. Причем в зависимости от типа абстрагирования, системы будут получаться разные. Пример такой иерархии – авиация. Ее можно делить на множество самолетов (взаимодействующих между собой), каждый самолет состоит из деталей, те, в свою очередь из других деталей и т.д. Типа фрактала такого, наподобие снежинки Коха. Тот же самолет, с точки зрения поставщика, будет распадаться на другие группы деталей, например, по производителям.
5. Что такое аналогия? Приведите примеры аналогий. Часто ли Вы пользуетесь аналогиями? Нужны ли они Вам? В каких ситуациях? Приведите примеры. "А-а-а, лучше пристрелите меня!!!"
Уржался, когда в чьей-то анкете прочел. Аналогия – это выделение некоторого общего или сходного признака. Аналогия обычно намного вольнее трактует сходство, чем подобие. Пример аналогии: инквизиторы в средние века загоняли иглы под ногти, использовали "испанский сапог", "дыбу", "плети"; аналогично мне хочется поступить с теми, кто придумывает такие анкеты.
Аналогии и метафоры я использую непрерывно, я размышляю часто в рамках метафоры. Впрочем, аналогия использует более поверхностное сходство, чем метафора. Пожалуй, я использую аналогии скорее в объяснениях, чем в размышлениях. Аналогия часто первый шаг для выявления закономерности.
6. Расскажите, насколько Вы последовательный человек. В этом ключе интересует следующее:
а). Что такое последовательность вообще? В широком и узком смысле этого слова. Если можно, порассуждайте на эту тему. Последовательность вообще, это некий ряд с закономерными изменениями (с изменениями построенными на одном принципе). Пример последовательности: числа фибоначи.
б). Как Вы оцениваете свою последовательность? Насколько она выше или ниже "средней" степени последовательности, которую Вы наблюдаете в своем окружении? Главное отличие последовательного человека: он к себе применяет те же требования, что и к другим. Меня раздражают люди, которые от других требуют то, что сами не делают. Такие в моем окружении есть.
Последовательность применимо к человеку: использование одних и тех же принципов в своих словах и поступках. Я очень последовательный человек, но я не люблю раскрывать принципы, на которых строю свои поступки и выбираю цели. Поэтому для тех, кто знает меня мало, я могу показаться непоследовательным. Про логичность когда писал, почти про это же, вопросы пересекаются.
"Среднюю последовательность" оценить трудно, но в целом, я более последовательный человек, чем "в среднем".
в). Оцените степень достоверности своей оценки пункта б). Аффтар, выпей йаду!
г). В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью? Мне без разницы, кто и как принял последовательность. У меня своя последовательность и я ее нарушаю только, чтобы остаться живым и максимально здоровым.
7. Необходимо выбрать одно из нижеприведенных заданий на своё усмотрение и дать развёрнутый ответ-пояснение. Поясните свой выбор.
- Сделайте классификацию букв (не звуков) алфавита (русского).
- В каком отношении находятся понятия "столовый прибор" и "ложка"?".
- Если А не Б, а Б не С, то А есть С. Верно ли это? Почему?
Если А не равно Б, а Б не равно С, то А равно С. Верно ли это? Почему?
- Необходимо классифицировать (выбрать одно): музыкальные стили; транспортные средства; налоги; топливо; животных.
- Что такое классификация? Каким образом она осуществляется? Зачем она нужна и где применяется? Приведите пример.
- "Овощ" - это не то, что перед нами, потому что "овощ" существовал и за тысячу лет до нас, - а, стало быть, овощ перед нами - не овощ". (Диоген Лаэрский). Найдите логическую ошибку.
- Проанализируйте известное утверждение Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю". Логично ли оно?Мда. Выберешь пункт попроще – скажут мало логики. Выберешь побольше, писать три часа, а бежать пора. Ок.
"Сделайте классификацию букв (не звуков) алфавита (русского)".
Буквы делятся на сенсорные и интуитские.
Сенсорные буквы используют усилие при произнесении: б, д, м, п и т.д.
Интуитские буквы более легкие в произношении, они могут "глотаться"
Ах да, надо буквы, а не звуки. Ну хорошо, рассмотрим топологию:
Дихотомии:
Образующие замкнутые пространства и разомкнутые
Устойчивые и неустойчивые (устойчивые: А, П, И; неустойчивые: Г, Р, О)
Связные/несвязные (а,в,ш/й,ы,ё)
Имеющие закругление и не имеющие
Одинаковае написание строчных и прописных и разное
Имеющие латинский аналог и не имеющие
Можно написать без отрыва и наложения и нельзя.