В калейдоскопе формотворческих концепций современного зодчества функционалистская линия занимает одно из ведущих мест. Но при этом полностью сохраняется изначально присущая ей на «генетическом» уровне двойственность формотворческого потенциала, а именно, параллельно существующие рациональная («базисная») версия развития, восходящая к раннему Корбюзье, и романтическая («надстроечная), восходящая к советскому конструктивизму.
70-е годы стали временем расцвета постмодернизма, лишь немногие архитекторы тогда видели будущее за развитием идей авангарда. Первые постройки неоконструктивистов появились в конце 60-х начале 70-х годов. В основном это были индивидуальные жилые дома. В этих проектах прослеживается связь с загородными виллами Ле Корбюзье 20-30- х гг. Только в 80-е годы неоконструктивизм заявил о себе, как об одном из ведущих современном архитектурном направлении, развивая идеи русского конструктивизма. Но в отличие от конструктивизма большое значение приобрели художественно-композиционные аспекты, и нередко они играют более важную роль, чем рациональные и конструктивные.
В силу своей романтической природы конструктивизм, находясь в пределах формотворческой базы функционализма, развил его потенциальные возможности, создав пластически богатые объемные композиции. Это проявилось в характере композиций, преимущественно состоящих из разнообразных врезанных, стыкованных или объединенных связями объемов. Западному функционализму в большей мере свойственны спокойные уравновешенные композиции на основе простой «единичной» формы, трансформируемой за счет изменения пропорций, добавления и изъятия частей. В отличие от революционного духа конструктивизма, спокойные и аскетичные образы функционализма вызывают ощущение статичности и уравновешенности. Экономичность, функциональная обусловленность и ориентация на массовое производство элементов способствовали его широкому распространению в жилищном и промышленном строительстве. В то же время это создавало жесткие рамки, сводившие типологическое разнообразие к минимуму.
Конструктивистская версия, возникшая при создании уникальных авторских объектов, не будучи стесненной жесткими требованиями функции, вызывает к жизни эффектные пространственные и образные решения. В современных условиях она является по-существу стилистической системой с присущим ей набором форм и приемов.
Два принципиальных пути развития пространственной составляющей исходных геометризованных форм: достижение эффекта зрительного "исчезновения" формы и (другой путь) усложнение ее пластических характеристик. Снижается значение плоскостной композиции фасада, которая либо сводится в минимуму в случае использования полностью прозрачных ограждений, либо трактуется как выразительный пластический элемент, в случае развития скульптурной составляющей формы.
В первом случае, за счет применения крупных стеклянных плоскостей, значение стены сводится к минимуму. Внешняя среда вовлекается во внутреннее пространство здания. Эффект перетекания внутреннего и внешнего дополняется и перетекающим характером внутренних пространств.
Путь усложнения объемной пластики дал более осязаемое типологическое разнообразие. Специфика развития пространственной выразительности и пластичности форм характерна тем, что фасад не выражает объемной структуры здания. Прослеживается усложненная трактовка формы, преимущественно представленной в виде композиции из различных элементов. Истоки подхода проявились еще в поздних работах конструктивистов, став реакций на однообразность форм образованных прямолинейной трактовкой функционального метода. Активная внешняя пластика образует дополнительный контур, не совпадающий с внутренним пространством здания, что существенно обогащает выразительность традиционной для функционализма компактной формы, делает ее масштабной, обогащает фасад.