Sequoia писал(а): Одно твоё "Маргарита не любила Мастера" чего стоит.
Вполне могу объяснить, что я имела в виду. Мне даже приятно, что на этом форуме мы продолжаем интереснейшую дискуссию, которая длится уже без малого сто лет. Ученые-филологи, богословы, историки спорят и никак не могут прийти к единому мнению относительно "МиМ", потому что это один из самых многослойных, противоречивых и неоднозначных романов в истории мировой литературы. Поэтому иметь какое-то железобетонное, единственно верное мнение по поводу "МиМ" по меньшей мере излишне самонадеянно. Правда, это свойственно Дюмкам, не так ли?
Ну да не будем возвращаться к бессмысленному спору. Вернусь лучше к моему мнению о любви Маргариты и Мастера.
Наверное, я как всегда немного преувеличила. Ну разве что совсем чуть-чуть.
Изначально меня немного насторожил неожиданно восторженный и даже пафосный тон, каким Булгаков открывает вторую часть своего романа. "За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!". Для обычно сдержанно-саркастичного и ироничного Михаила Афанасьевича такой тон совсем несвойственен. Вспомните, ни в "МиМ", ни в одном другом из своих произведений он не говорил о серьезных вещах так показушно-высокопарно. Не является ли эта фраза всего лишь сарказмом, шуткой, которую приняли всерьез все булгаковские читатели?
Чуть ниже Булгаков описывает достаток и комфорт, в котором жила Маргарита, и тут же отмечает: "Словом... она была счастлива? Ни одной минуты! Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами? Не знаю. Мне неизвестно." А мне так кажется, что вовсе не интеллигентный хлюпик Мастер нужен был этой "ведьме". Как и любой ведьме, ей нужны были приключения, свобода, которой не было в ее золоченой клетке, новые ощущения... Как и всякая Гамлетесса, Маргарита задыхалась от самой обычной скуки и бездействия. Поэтому и вышла она на улицу с желтыми мимозами, поэтому и стала любовницей Мастера, поэтому и устроила себе вторую, тайную жизнь, поэтому и упивалась своим страданием, когда Мастер неожиданно исчез. Упивалась, и не забывала как будто посмотреть на себя со стороны, - как, к лицу ей горе, как пришлась ей новая роль? А вовсе не от "великой любви" она так убивалась. Это подтверждает еще один момент.
Когда Маргарита на Арбате наблюдала за похоронами Берлиоза, к ней подсел какой-то мужчина, но Маргарита мрачно на него посмотрела и он ушел, после чего ее стали терзать мысли, которые не должны были появляться у женщины, которая собралась зачахнуть от несчастной любви: "Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного? Почему я сижу, как сова, под стеной одна?". Ключевое слово здесь - СКУЧНО. Маргарите скучно, поэтому она от скуки придумывает себе горе, которым можно упиваться, ведь ее жизнь так бедна на сильные эмоции. Безусловно, Мастер ей нравился, она даже по-своему, эгоистично, его любила, но это была вовсе не "верная, вечная любовь".
Что-то я записалась. Ну ладно, надо уже довести свою теорию до конца. Далее. К Маргарите подсаживается Азазелло. Интересно, что в одном из черновиков у Булгакова есть показательный момент. Видя представительно одетого Азазелло, Маргарита сожалеет, что она забыла дома помаду, нечем подкрасить губки. Что получается? Маргарита, которая, по ее собстенному выражению, "погибает из-за любви", вовсе не прочь пофлиртовать не с одним, так с другим мужчиной...
Также показательны черновики, описывающие поведение Маргариты на балу у Воланда: "Маргарита хохотала, целовалась, что-то обещала, пила еще шампанское и, опьянев, повалилась на диван и осмотрелась… Кто-то во фраке представился и поцеловал руку, вылетела рыженькая обольстительная девчонка лет семнадцати и повисла на шее у Маргариты и прижалась так, что у той захватило дух… Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась — ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой — фрачник — привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени. — Ах, весело! Ах, весело! — кричала Маргарита, — и все забудешь. Молчите, болван! — говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время сама подставляла ухо" .
Совсем не похоже на поведение женщины, которая принесла себя в жертву любви и любимому, вам не кажется?
Ну а история с Фридой и вовсе доказывает, что "верной и вечной любовью" ведьма Маргарита любила разве что саму себя. Она знает, что может попросить только об одной вещи у Воланда. И о чем она просит? Вовсе не о Мастере, ради которого, казалось бы, она и "притерпела" муки и старадания на балу. Она просит о Фриде, потому что уже легкомысленно пообещала ей заступничество. И сама же изобличает себя перед Воладном: "Я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь". Эгоистично, не правда ли? И ни слова о Мастере. Как видим, себя, свое спокойствие Маргарита ценит гораздо выше благополучия любимого.
Вот вкратце объяснение моей идеи. Маргарита конечно любила Мастера, по слишком уж по-своему, слишком эгоистично. И уж эта любовь никак не тянет на "верную и вечную". Да и слышал ли кто-нибудь, что ведьмы умеют так любить?
Если кому-то есть, что сказать, буду рада услышать ваши мнения.