Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Обсуждение принципов построения типологий: психе-йога, MBTI, ТУАИ

Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение luchnivik » Вт июл 20, 2021 1:11 pm

Внутри как модели Ю, модели А и психософии можно выделить тройку: физическое-чувственное-ментальное. В Ю и А добавляется некая интуиция, в ПЙ - воля. Причём в ПЙ делается акцент на том, что Воля - это некий образующий аспект для всего типа. В соционике об этом изначально не говорят (может говорят в каких-то школах, я не в курсе).

Так вот, в рамках этой темы интересно собрать позиции не только социоников и психософов, а и других исследователей не только в психологии, об указанной тройке. Тело-душа-дух и т.д.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия модели А, модели Ю и ПЙ

Сообщение luchnivik » Вт июл 20, 2021 1:19 pm

Как понимаю, у Платона есть три аспекта души: ум, аффекты, чувственность.

Три измерения деятельности человека у Аристотеля:
1) «праксис» – нравственно-благое действие и добродетельный поступок, имеющий целью самого себя (Никомахова этика 1, 1094 а),

2) «пойесис» – творчество, прежде всего в искусстве (анализу жанров и произведений поэтического творчества посвящена «Поэтика»),

3) «теория» – теоретическое созерцание, умозрение.


У Песталоцци три умственные силы: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению. Тут, правда, интересно, что речь соотносится с эмоциями.

Также у Песталоцци есть три силы человека: сила головы (ума), сила сердца, сила руки. Соответственно, интеллектуальное, нравственное и физическое воспитание.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне их

Сообщение Мэйпл » Вс июл 25, 2021 9:57 pm

Троичную систему Песталоцци (тело-голова-сердце), кстати, взял за основу для своей типологии Акунин в романе "Трезориум". Но добавил ещё 4ый фактор - интуицию. И получил 16 типов.
Примечательно, что действие романа разворачивается во времена фашизма. А главный герой реализует идею всей жизни - типирования и разделения детей по способностям - в гетто в оккупированной Польше.

Другая известная и до сих пор имеющая практическое значение троичная типология - это модель психических расстройств Ганнушкина, когда состояние пациента анализируется по наличию нарушений в каждой из трёх сфер:
- воля
- мышление
- эмоции

При шизофрении или депрессии, например, задеты все три.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне их

Сообщение luchnivik » Вс июл 25, 2021 10:21 pm

Кстати! Про Ганнушкина не знал. Спасибо! Вот и воля появилась!
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне их

Сообщение Копытное » Вс июл 25, 2021 10:40 pm

Код: Выделить всё
Воля, как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия:

Воля (психология) — свойство сознания человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.
Воля (нейронауки) — многозначный термин, обозначающий те или иные высшие когнитивные процессы или функции, связанные с контролем поведения.
Воля (философия) — феномен проявления субъектом своих желаний и намерений, способный к регуляции последующей деятельности и поведения, наделяющий возможностью к формированию более трудных целей и концентрации внутренних усилий для их достижения.
Воля (право) — способность лица руководить своими действиями.

как бы все просто, выбирайте тему развития смысла и поехали его ездить
вопрос:
есть ли воля у бытия?
Волит ли время заняться именно этой темой?
Что вас насилует к этому?
любой общепонятный смысл мешает порождать собственные
Копытное
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 7811
Зарегистрирован: Чт июл 01, 2021 5:54 pm
Медали: 1
Пол: Мужской

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне их

Сообщение luchnivik » Вс июл 25, 2021 10:55 pm

Копытное
эта тема про другое. Не про то, что такое воля.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне их

Сообщение Копытное » Вс июл 25, 2021 11:27 pm

luchnivik писал(а):Копытное
эта тема про другое. Не про то, что такое воля.

стоит ли задаваться темой если нет четких понятий в знаках?
как вот тут:
Причём в ПЙ делается акцент на том, что Воля - это некий образующий аспект для всего типа.

воля - образующий аспект
вы не определились что такое Воля
к чему аспектировать типу если Воля не обозначает ни суть сущего, ни суть бытия
любой общепонятный смысл мешает порождать собственные
Копытное
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 7811
Зарегистрирован: Чт июл 01, 2021 5:54 pm
Медали: 1
Пол: Мужской

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение luchnivik » Вс июл 25, 2021 11:31 pm

Копытное
что такое Воля, это вопрос аспектоники психософии. Для этого есть свой раздел и есть много разных тем. Если не найдешь подходящей, создай новую. Я раздел ещё не каталогизировал, если что, потом солью две темы, а ты пока успеешь удовлетворить когнитивный интерес. И обсудим там, что такое воля, я только за.
А в этой теме предмет разговора - типологии в целом, входящие в них тройки.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение Мэйпл » Вт июл 27, 2021 8:24 pm

Как и во всякой модели, в системе троек важны основания, по которым строится ряд.
Во-первых, едины ли они, или эклектичны (первая группа по признаку тёплого, а вторая мягкого).
А во-вторых, исчерпывают ли эти основания какой-либо объём (составляют ли в сумме какое-то более общее понятие). Или туда можно добавить ещё один или даже более элементов.
Примером, когда не соблюдаются оба условия, может служить знаменитая борхесовская китайская классификация животных.
Психософия, похоже, также затруднится представить единые основания и объём более высокого понятия: она не располагает возможностями ответить на вопрос, почему в ней нет интуиции как пятого фактора.
Тройка Песталоцци тоже не ответит на этот вопрос, если только не отнесёт интуицию к "голове", т.е. откажет ей в праве существовать в качестве независимого от мышления фактора. Тройка Ганнушкина, думаю, делает с интуицией то же самое, но ещё и исключает тело, поскольку исчерпывает объём "психических процессов", а не "способностей", как у Песталоцци. Функции тела прямо к психическим процессам не относятся. А способности отражают хорошо.

Что касается четвёрки базиса Юнга, то она удовлетворяет как критерию единства оснований, так и полноте объёма более высокого понятия.
Дело в том, что волю, внимание и память Юнг не включает в понятие психических содержаний - они выступают у него в качестве инструмента, который в равной степени является платформой для работы всех 4х функций.
И само понятие психических содержаний является тем самым объёмом высшего порядка, который должен исчерпываться логическим делением. Иными словами, любое психическое содержание будет либо мышлением, либо чувством, либо ощущением, либо интуицией. И ничем больше. Воля, память и внимание - это НЕ [психические] содержания, это психические процессы, инструмент.
Эта логика, разделяющая содержания и процессы, позволяет объяснить, почему к 4м факторам Юнга нельзя добавить волю в качестве пятого фактора.
У Афанасьева таких обоснований нет. Мы можем спросить, а где же интуиция? И вот, правда, непонятно же, где. Как важнейшее проявление психики осталось за рамками классификации?
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение luchnivik » Вт июл 27, 2021 8:55 pm

Ну с четверкой Юнга как по мне всё не так уж гладко. Мне лично интуиция не нравится как четвертый фактор. По крайней мере, не "интуиция". Может, там есть другой концепт, но это уже лично мои претензии.

Как по мне, в случае с Песталоцци вопрос сводится к тому, как мы видим интуицию: как воспитываемое? Тогда где оно в тройке? Может, как раз в некой синергии ощущения, эмоции и мысли?
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение Мэйпл » Вс авг 01, 2021 9:59 pm

luchnivik писал(а):Ну с четверкой Юнга как по мне всё не так уж гладко. Мне лично интуиция не нравится как четвертый фактор.

Без интуиции обойтись не получится, если ставить целью охватить весь спектр восприятия, не оставляя ничего за его рамками. А именно такую цель Юнг и ставил: все без остатка психические содержания у него попадают либо в восприятие, либо в суждение, а в восприятие в свою очередь, попадает всё, что приходит либо непосредственно через органы чувств, либо как всякое не связанное с ними ощущение (например, ощущение времени, связи с чем-то, или ассоциации, предчувствия - всё что не подходит к суждениям или сенсорному восприятию, но отчётливо знакомо всем) - можно, конечно, называть это не интуицией, а как-то ещё, но это уже вопрос терминологии, а не сути явления.
Кстати, в физиологии восприятия феномен не-сенсорного процесса, противоположного нахождению здесь-и-сейчас, тоже описан:
Сеть пассивного режима работы мозга[1] (СПРРМ, также нейронная сеть оперативного покоя, англ. default mode network[3], DMN) — нервная сеть взаимодействующих участков головного мозга, активная в состоянии, когда человек не занят выполнением какой-либо задачи, связанной с внешним миром, а, напротив, бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружён в себя. Эта нервная сеть активно изучается в числе так называемых сетей состояния покоя (англ. resting state network). Сеть была открыта в начале 2000-х годов группой нейрофизиологов под руководством американского профессора Маркуса Райхла[en]. В состав сети включаются несколько анатомически разнесённых, но функционально связанных между собой областей головного мозга: вентромедиальная префронтальная кора[en], дорсомедиальная префронтальная кора, латеральная теменная кора и кора задней части поясной извилины[en] вместе с прилежащими частями предклинья[en]. Часто в состав СПРРМ также включают энторинальную кору[4].

Исследования показывают, что приблизительно полдня люди проводят в мысленных мини-путешествиях[5], не думая о текущих задачах.

Проведённые к 2018 году исследования в существенной степени выявили характер и масштабы связей СПРРМ в состояниях сосредоточенности и расфокуса[6][11]. Выявлено, что СПРРМ выполняет следующие функции:

Поглощает отвлекающие факторы[12][13]. Цепи расфокуса играют важную роль в удержании внимания, впитывая и обрабатывая всю лишнюю, отвлекающую от текущей задачи информацию.

Обеспечивает гибкость мышления[14][15]. Расфокус служит средством разветвления, которое обеспечивает переключение внимания с одной задачи на другую. Правильное использование СПРРМ позволяет сделать мышление более гибким.

Устанавливает глубокие связи с внутренним «я» и окружающим миром[16][17]. СПРРМ обеспечивает главный доступ к автобиографической памяти. Так осуществляется связь человека с его жизненными событиями, хранящимися в разных отделах мозга, и в любой момент сосредоточенности позволяют извлечь из памяти события прошлого. Личностные черты и самовосприятие сводятся цепями расфокуса в одну точку, и могут активироваться ими одновременно.
Активирует цепи «социальных связей»[18][19].
Она объединяет прошлое, настоящее и будущее[20][21]. Объединяются сведения о прошлом, извлечённые из памяти, сигналы воспринимаемыми органами чувств и планы и образы будущего. СПРРМ сводит их вместе и способствует постижению происходящего в текущий момент. Она соединяет точки шкалы времени жизни человека.
Помогает творческому самовыражению[22][23]. СПРРМ обладает способностью устанавливать связи между отдельными участками мозга, и таким образом, появляются уникальные ассоциации и осуществляется развитие самобытности человека. Благодаря этому обеспечивается возможность действовать спонтанно и непосредственно.
Способствует более чёткому проявлению смутных воспоминаний[24][25]. СПРРМ помогает задействовать память, лежащую за пределами границы внимания, и извлечь из неё информацию, не извлекаемую другими способами.


Чем не соционическая интуиция?

Возвращаясь к вопросу полноты классифицируемого объёма в типологии, у Юнга всё, что бы мы ни взяли из психических содержаний, попадает либо в восприятие (интуитивное или сенсорное), либо в суждение (мыслительное либо ценностное). А по каким основаниям классифицировали Афанасьев и Песталоцци, я сказать не могу: это не психические содержания, не ценности, не способности, и не психические процессы в общем (как у Ганнушкина) или высшие психические функции как у Выготского. А что же это?
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение luchnivik » Пн авг 02, 2021 12:34 am

Песталлоци педагог. И у него триада. Вот у Афанасьева четверка.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение Мэйпл » Пн авг 02, 2021 1:00 am

Я про общий принцип деления - троек, четвёрок, пятёрок и т.д.
То, что Песталоцци был педагогом, позволяет предположить, что общим понятием (более высокого порядка) для его тройки были способности. Но тогда тем более непонятно, почему интуиция (способность к воображению) осталась за рамками рассмотрения. Если учитывать способности, то логично брать их все.
То есть для любой полной триады, по идее, должен быть признак 1) общий для всех трёх её компонентов и 2) не распространяющийся на элементы других множеств.
Иначе в такой типологии будет куча исключений при попытках применить её на практике.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение Мэйпл » Вт авг 03, 2021 3:38 am

Вспомнила ещё одну известную триаду - факторную модель личности Айзенка, кажется, первую из факторных моделей.
экстраверсия
нейротизм
психотизм

Позже оказалось, что третий фактор включает в себя три независимых параметра, и получилась знаменитая Big Five.

А была ещё и обратная история - с моделью Кеттела, где было 16 факторов. Они оказались неортогональными, т.е. какие-то конструкты частично совпадали.
Мэйпл
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 15492
Зарегистрирован: Вт авг 23, 2011 6:33 pm
Медали: 10
Пол: Женский

Re: Трихотомия в модели А, модели Ю и ПЙ и вне них

Сообщение luchnivik » Вс авг 08, 2021 6:01 pm

Гностики вводят тройное деление рода человеческого: 1) «пневматики» — «духовные» личности, являющиеся частью Божества, спасаются собственными силами благодаря знанию; 2) «психики» — «душевные», одинаково расположены к добру и ко злу, могут достичь святости, но не спасения; 3) «гилики» — «плотские», имеют животную сущность и спасению (даже относительному) не подлежат. Пневматики имеют божественную природу, психики — демиургическую, гилики — материальную.
Аватара пользователя
luchnivik
Супермодератор
Супермодератор
 
Сообщения: 15305
Зарегистрирован: Вт июн 09, 2020 1:37 am
Откуда: ФВЛЭ+ВНБП+ФСЭА
Медали: 6
Пол: Мужской
Профессия: влсм+гндт+псма+мнвл

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Исследователи типологий

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Атех, cooler462, Google [Bot], morkel, rtanya, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Дежаву, на лошади весёлой