Причина ошибок типирования: акценты характера и археакценты

Гипотезы, обсуждения, наблюдения, факты

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Пн окт 12, 2020 11:04 pm

Объявляю набор группы для обучения методам Дифференциальной соционики.

Желающие участвовать могут ознакомиться с нашим направлением исследований и практической работы, чтобы получить представление о ДС и ее преимуществах: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=70848 и http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=67601, а также Вы можете полистать страницы этой темы, ознакомиться с отзывами наших клиентов на пяти страницах здесь: https://vk.com/topic-104940675_32770808?offset=60, заглянуть на наши сайты: [url]kadry-socionic.blogspot.com[/url] и https://megedov-socionic.blogspot.com И затем написать нам в почту: megedov@gmail.com , или в скайп: meged-ovcharov1
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Вт май 04, 2021 1:32 am

Основная проблема типирования в соционической и юнговской типологиизаключается в том, что на личность влияет не только данная типология характеров, но и ряд аспектов из других типологий, чем-то напоминающих ТИМные признаки: https://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=4&t=68264 . Неумение отличать соционические признаки от несоционических приводит к множеству ошибок как в типировании экспертов, так и в ответах на любые тестовые методики при самотипировании.

Если вас заинтересует наше направление - Дифференциальная соционика, различающая соционические признаки от похожих на них признаках других типологий, влияющих на ТИМы, об этом подробнее здесь: https://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=70848
И здесь: https://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587&p=1047298#p1047298
Об этом я пишу подробнее также в теме "Станет ли соционика наукой": https://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=4&t=75393, и здесь: https://www?f=4&t=73183
Последний раз редактировалось Meged Пт май 07, 2021 3:14 am, всего редактировалось 1 раз.
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Вт май 04, 2021 1:53 am

Здесь: https://megedov-socionic.blogspot.com/search/label/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B вы можете пройти краткие ориентировочные тесты на тип личности и на те признаки, которые варьируют типы и затрудняют диагностику: акценты типа, темпераменты и психоформы.

Конечно, все самооценочные тесты, независимо от их длины и сложности, грешат неточностью самооценок из-за влияния ряда других похожих факторов, не относящимся к соционическим.
Например, люди с пассивными темпераментами меланхоликов и флегматиков склонны отвечать как интроверты даже если они слабо выраженные экстраверты. Этики с номирующей психоформой Квадрат часто отвечают как логики, а логики с гармонизирующей психоформой Круг - отвечают как этики.
Те интуиты, у кого выражена доминантная (сенсорная) психоформа Треугольник отвечают как сенсорики, а сенсорики с творческой психоформой Зигзаг или комбинированной - Прямоугольник, отвечают как интуиты.

Акценты характера, включающие в себя психоформы в интро- и экстравертном выражении, а также связанные с ними архетипы психики, акцентуации характера или их задатки в психике у каждого человека, также вносят свои коррективы. Например, человек с архетипом Марс отвечает как волевой сенсорик и внешне на него похож (пример: Высоцкий, Гурченко, и др.).
Подробнее о факторах, варьирующих типы и затрудняющих их точную диагностику, здесь: https://megedov-socionic.blogspot.com/search/label/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B

Посмотрим, что покажут ваши тесты. Делитесь впечатлениями. :)
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Вт июн 08, 2021 3:52 am

Отвечаю на часто задаваемые вопросы о том, в чем суть нашей теории вариативности типов?


Соционика стала популярной благодаря такой же кажущейся простоте как знаки Зодиака. Большинство людей не любит сложностей и потому ограничивается поверхностным пониманием того и другого. Многие даже не подозревают о существовании индивидуальных натальных карт, а если даже видели их хоть раз, то поленятся лезть в эти дебри очень сложных и серьезных знаний. Так же обстоит дело и с соционикой.

Мы с А.Овчаровым уже лет 30 пишем в сотнях статей и в книгах о том что именно варьирует типы, а это действительно проявление других классификаций и их гораздо больше, чем думают многие. Вот здесь я уже много лет тоже описываю эти классификации и подтипы на их базе: https://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=4&t=68264 Но, думаю, что либо ссылки не открывают, либо открыв сразу закрывают ужаснувшись сложности проблемы. :D
Другое дело: пытаться пристегнуть к ТИМам психоформы Деллингер или Акцентуации Леонгарда или Личко, темпераменты Павлова, или даже карты Таро.

Мы же считаем это логическими спекуляциями. ТИМ - это тип информационного метаболизма, если кто-то забыл. Ему не свойственны гормоны, акцентуации и темпераменты. ТИМ - это каркас, по аналогии с телом человека - некий скелет и он - именно то, что изображено в модели "А", а остальное - "тело (мышцы, нервы, кожа, органы)" - это индивидуальное дополнение.
И у каждого оно разное.

Описания типов были сделаны американцами, а потом многими лидерами соционики с каких-то конкретных людей с ярко выраженными базисными признаками их типов. И при этом было невозможно учесть всю вариативность каждого типа. Поэтому описания эти размыты и несколько противоречивы. Тем легче людям узнавать себя не в своих типах согласно эффекту Барнума.

Мы видим структуру типа так:
ТИМ, который варьируется у реальных людей их индивидуальными особенностями. Это уровень 16 типов.
1) Пассивные темпераменты меланхоликов и флегматиков относительно интровертируют тип, делая его более социально пассивным и менее общительным и импульсивным в поступках. А активные темпераменты холериков и сангвиников относительно экстравертируют тип, делая его относительно более коммуникабельным. Поэтому большинство типов - амбиверты, дающие часто неверные результаты в тестах по шкале вертности. Это уровень 32-х подтипов.
Кстати, мы рассматриваем по две разновидности каждого павловского темперамента по Ле Сенну. Там есть свои нюансы.
Причем, чистые темпераменты встречаются редко. Поэтому смешно типировать по темпераментам или привязывать их к типам. Чаще встречаются смешанные темпераменты и поэтому хотя мы и описали два эталонных подтипа, условно соответствующие относительному усилению функций либо инертного левого вертикального блока модели, либо правого контактного. Об этом здесь: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/21.htm. Но чаще встречаются сбалансированные подтипы и не всегда один из них и соответствующие ему темпераменты бывают выражены сильнее. Часто бывает некий баланс.

2) Психоформы Деллингер, которые я впервые в соционике скррелировала с функциями: логика-Квадрат (у Гуленко это теперь нормирующий подтип, этика-Круг (гармонизирующий подтип), сенсорика-Треугольник (доминантный подтип), интуиция-Зигзаг (Креативный подтип).
Мы рассматриваем по две разновидности каждой психоформы - относительно экстравертную и интровертную. Пятая психоформа - Прямоугольник (переменчивая личность), также встречается часто как результат относительного баланса трех психоформ. Природа и здесь не предусмотрела четких границ. Поэтому все эталонные описания приблизительно могут подходить каждому, на уровне тенденций. Но в целом - это уровень 64 подтипов, если рассматривать только психоформы в отрыве от темпераментов, что в целом неверно, и уровень 132 подтипов, если рассматривать их в рамках каждого из 32-х подтипов, то есть с учетом темпераментов.

3) Если рассматривать некоторые относительные корреляции между 8-ю психоформами, 8-ю темпераментами, основными 8-ю архетипами психики, и 8-ю задатками акцентуаций Леонгарда в здоровой психике в виде определенных комплексов черт характера - еще до перехода их в акцентуации (поскольку акцентуации бывают далеко не у всех), то это будет уровень АКЦЕНТОВ ТИПА (не путать с акцентами Таланова в виде остальных 15-и типов). А это уже уровень: 16х2х8=256 подтипов.

То есть, акценты типа - комплекс несоционических признаков, в чем-то похожих между собой и похожих в своих проявлениях на характеристики 8-и инфоаспектов, с которыми их успешно путают как наши, так и западные типологи, и поэтому невозможно создать валидный тест или методику, которая бы различала акцкенты типов от их инфоаспектов.

Кстати, у Леонгарда, коме 8-и акцентуаций описаны еще экстра- и интровертная, соответствующие верностям, и лабильная и застревающая, относительно соответствующие нальностям. У акцентуированных личностей любых типов они затрудняют диагностику и этих признаков. А также нетипичные акценты на логике у этиков и на сенсорике у интуитов мешают по тестам определить точно эти признаки.
А поскольку логика - самая рациональная функция, а интуиция - самая иррациональная, то такие нетипичные для ТИМов акценты вносят свои коррективы и в признаки нальностей даже у людей без акцентуаций.

Кроме того, акцентуации и психопатии могут сильно влиять на правильную диагностику типов. Например, возбудимых психопатов могут типировать из-за их агрессивности в волевых сенсориков, и т.д.

Да и архетипы психики оказывают такие влияния. Человек с выраженным архетипом Марс и без акцентуации может показаться волевым сенсориком даже если он интуит, и т.д.

Я уж не говорю о генетических особенностях и индивидуальном опыте, которые тоже накладывают свой отпечаток. Но еще больше варьирует типы сила различных планетарных архетипов в натальной карте и их комбинаций. Как и множество комбинаций темпераментов, психоформ, акцентуаций, и других психологических признаков, заданных генетически, включая и гормональную систему, и др.
В итоге все эти комбинации создают бесконечную и невозможную для подсчетов вариативность типов. Поэтому о каких валидных тестах вообще может идти речь?

Мы можем лишь повысить валидность тестов на тип личности у реальных людей, а не изображений их моделей, путем выявления темпераментов и психоформ для уточнения основных 8-и акцентов типа, в которые они входят, и дифференциации этих 8-и акцентированных черт характера от ТИМных, основанных на стилях мышления ТИМов и соответствующих им аспектах информации. Но несмотря на кажущуюся простоту этой задачи, он в исполнении не так проста...

Однако, все остальные потуги на мой взгляд - самообман, бег в болоте или топтание на месте. :add30
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Ср июн 09, 2021 1:36 am

Продолжаю отвечать на часто задаваемые вопросы.

Меня упрекают в том, что я исследую вариативность типа также в индивидуальных натальных картах. В соционике принято открещиваться от какого-либо влияния астрологии на ТИМ. Как будто соционика - наука, а астрология - нет. Хотя официальная наука относят то и другое, к сожалению, к псевдонаукам поскольку многое в них невозможно доказать таким образом, чтобы это было воспринято академической наукой. Поэтому подобные страхи и открещивания от астрологии вообще выглядят неадекватно и по сути ничего не меняют. :wink:

К сожалению, многие ассоциируют гадания с серьезной наукой астрологией. Хотя ее считают такой же псевдонаукой как соционика или темпористика, и т.п. :wink:
Но о самой астрологии многие не имеют ни малейшего представления и думают, что это - знаки Зодиака и они не всем подходят. Естественно. Потому, что в натальной карте могут быть намного сильнее выражены другие знаки Зодиака и их управители: по Луне, асценденту, Венере, Марсе, скоплению планет в каком-то другом знаке, и т.д. Это очень сложные и обширные знания, их мало кто может осилить даже в ориентировочных представлениях.
Например, Солнце, соответствующее знаку Зодиака, может вообще быть слабо аспектировано и потому мало выражено. Поэтому и характеристика знака и совместимость по Зодиаку так же не всегда совпадает, как и соционическая совместимость или темпористическая, и т.д.

Не все в курсе, что сам Юнг строил клиентам натальные карты и смотрела в них как личностные особенности, так и совместимость. И даже сделал успешный эксперимент по совместимости пар: Юнг К.Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. — М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997. — http://royallib.com/book/yung_karl/sinhronichnost.html ; Астрологический эксперимент: http://www.oculus.ru/stat.php?id=169&gl=2).

"…Астрологический эксперимент" - это глава из книги К.Г. Юнга "Синхронистичность". Она проливает свет на некоторые вопросы, столь часто поднимаемые противниками астрологии. Научный эксперимент Юнга доказал подчинение внешних явлений и психических процессов глубокому и довольно сложному порядку. Глобальный, неделимый характер действительности ассоциируется с тканью, сотканной из аналогий между макрокосмом и микрокосмом, которые проявляются согласно принципу синхронности…»


(См. подробнее дальше)
Последний раз редактировалось Meged Чт июн 10, 2021 2:16 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Ср июн 09, 2021 1:36 am

Для тех, кто здесь способен открыть свой ум для новых знаний и понимания сути явлений, наблюдаемых в соционике, привожу отрывок из моей статьи "Архетипические акценты типа", опубликованной в МИС, и главу из будущей книги "Архетипы психики: Боги, живущие в нас."

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИОАКЦЕНТОВ ТИПА

В соционике долгое время велись споры о том, существуют ли взаимосвязи между инфоаспектами, типными признаками и астрологическими аспектами. Этим вопросом занимались профессиональные астрологи (М.Гут, П.Максимов, и др.). В итоге были найдены некоторые относительные взаимосвязи между астрологическими и соционическими аспектами, но прямой связи между датой рождения и типом личности обнаружено не было. Да и не могло быть [116]. Это объясняется тем, что в энергоинформационной модели типа не отражаются индивидуальные биопсихические аспекты личности. По этой причине сам принцип поиска данных взаимосвязей изначально был бесперспективным.
С момента создания нами теории акцентов типа в 1990 г. я тоже вначале пыталась найти взаимосвязи между типами и астрологическими аспектами личности. В своем докладе на соционической конференции в 1990 г. я высказала предположение о некотором сходстве характеристик знаков Зодиака и Восточного гороскопа с типами личности, а 32-х тотемов зороастрийского гороскопа с 32-мя подтипами. [25, 44, 47, 98]. Однако, при этом я сразу отметила, что никакой связи между датами рождения и типологическими качествами не существует. Такие связи можно просматривать только на уровне в чем-то созвучных архетипов психики. Например, креативный характер Водолея похож по описаниям на тип ИЛЭ, а аналитичная Дева похожа на тип ЛИИ; человек, рожденный в год Вола, чем-то похож на трудоголика, имеющего тип ЛСЭ, зороастрийский Белый Медведь своими волевыми качествами похож на соответствующий подтип СЛЭ, и т.д.
Никакой зависимости между датой рождения и образованием определенных типов личности или их подтипов не было установлено. Это экспериментально было подтверждено также сотрудниками Международного института соционики [70].
Однако, в самом начале моих исследований удалось обнаружить некоторые связи между характеристиками акцентов типа и планетарными архетипами, отраженными в натальной карте. Впоследствии, мне понадобились многие годы изучения данного вопроса, чтобы уточнить сделанные выводы и проверить их на практике. Вследствие этого, я внесла ряд корректив в свои прежние определения, а также выявила новые закономерности в данной проблематике. В частности, касающихся архетипических истоков акцентов типов. Это побудило меня написать данную статью о еще одной важной грани вариативности типов, которую я назвала – архетипические акценты типа.
В результате данных исследований я убедилась, что некоторые характерные черты, напоминающие типные признаки (акценты типа), действительно сопоставимы с определенными архетипами психики человека. Но выявить их с помощью астрокарты пока сложно, тем более с высокой степенью надежности. Их можно выявить с помощью нашего теста на акценты типа, включающие теперь также археакценты [99]. При этом нужно учитывать, что кроме определенных черт характера, архетипические акценты связаны с некоторыми типичными для них внешними признаками, что облегчает их визуальную диагностику, но только в случае их яркой выраженности. При сбалансированности двух-трех акцентов типов это не всегда удается без дополнительных методов диагностики, на которых я остановлюсь дальше.
Как известно, практика – критерий истины, но не все готовы принять этот постулат. В психологии и соционике, в отличии от точных наук, не все удается научно доказать, несмотря на очевидность фактов. Например, К.Юнг в своей практике не ограничивался выявленными им признаками типов, а исследовал также астрологические влияния на личность, находя их в натальных картах своих клиентов. Однако, он так и не смог убедительно доказать научной общественности свои гипотезы архетипического и астрологического характера, хотя они были подтверждены эмпирически.
В связи с высказанной мною гипотезой, что планетарные архетипы не являются непосредственным влиянием планет, остановимся на том, что понимал К.Юнг под архетипами. Кроме общеизвестных архетипов, описанных им: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость, он предполагал также множество других архетипов, влияющих на психику человека, включая архетипы древних богов как неких сил природы [63, 94]. С этим трудно не согласиться, поскольку путь к абсолютному знанию бесконечен.
Согласно учению о биосфере известного ученого В.И Вернадского, все живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с нею связаны. Это свидетельствует о том, что мы связаны своими информационными оболочками (биополями) с информационным полем мироздания. В 1956 году нобелевским лауреатом А.Сент-Дерди впервые был употреблен термин «биоэнергетика», которым российский ученый В.Скулачев предложил назвать соответствующую ему новую науку. Он организовал в Московском университете отдел биоэнергетики, функционирующий и сейчас [81, 82]. Выводы В.И Вернадского о связи живых существ с ноосферой (сферой разума) как высшей стадией развития биосферы [75], подтверждается и другими современными исследованиями [73-75, 81], а также практикой многих биоэнергетиков, в том числе С.Курченко [82], и др.
Эти исследования перекликаются с выводом К.Юнга о том, что в психике каждого человека на бессознательном уровне коллективного бессознательного заложен опыт прежних поколений. Он писал: «Архаические образы, формируемые бессознательным, влияют на разные проявления личности, порой непонятные и неожиданные для окружающих». Кроме генетической памяти своего рода, которая находится в молекулах ДНК, мы являемся носителями также определенной исторической памяти. Она включает в себя многое, в том числе информацию о самой древней типологии характеров. Эта коллективная память восходит к тем временам, когда люди поклонялись разнообразным богам, которым приписывалась определенная внешность и характер. Их именами были названы также планеты в астрологии.
Мы предполагаем, что на характеры и судьбу людей влияют не сами конкретные планеты, а те архетипические образы, которые с ними связаны. Сложно предположить, что какая-либо астрономическая планета (Марс, Венера, и др.), может иметь определенные черты внешности и характера и предавать их человеку. Другое дело - архетипы богов, в честь которых были названы эти планеты. Как некие пока малоизученные силы природы, они могут иметь непосредственное влияние на внешность и характер человека. Возможно, их влияние начинается еще в момент зачатия новой жизни и закладывается в биополе человека вместе с его кармической программой, называемой в обиходе судьбой, а потом их влияние считывается астрологами в натальной карте человека [94, 115].
Эти архетипы психики лежат в основе исследуемых археакцентов типа, влияющих на вариативность типов наряду с психологическими факторами, описанными нами раньше. Некоторые из этих психологических факторов являются результатом влияния данных архетипов психики. В мифологии также встречаются проявления разных темпераментов, психоформ поведения и акцентуаций характера. В едином информационном поле нашей планеты все взаимосвязано, хотя не все эти связи исследователям личностных особенностей удается обнаружить сразу, чтобы превратить разрозненные знания о человеке в одну общую систему.
К.Юнг писал: «…Все самые яркие и мощные идеи восходят исторически к архетипам, ибо функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и в переводе мира, как внутри нас, так и вокруг нас, в зримую и существующую прекрасную реальность…» [63].
Из этого следует, что архетипы богов и планет, соответствующих древним архетипическим символам, также присутствуют в нашей психике. Естественно, что они также влияют на личность, а следовательно – могут варьировать характеристики типов личности.
К.Юнг писал: "...Архетипам нельзя научиться, они присущи нам с самого рождения; их функция заключается в обусловливании процесса восприятия нами мира, событий и явлений вокруг..." [63].
Это значит, что психика человека от рождения содержит архетипы, и они проявляются в характере и внешности типов, варьируя поведение и характер представителей одного типа наряду с разными генетическими и психологическими качествами.
Для понимания того, что сам К.Юнг, как родоначальник типологии личности, получившей продолжение и дальнейшее развитие в соционике, также учитывал астрологические и архетипические влияния на личность, приведу несколько цитат:
«Швейцарский психоаналитик Карл Юнг был первым, кто признал огромный потенциал астрологии в качестве инструмента для изучения глубин человеческой психики. В различных работах на протяжении своей жизни Юнг высказывал свое глубокое уважение к астрологии. Он утверждал, что астрология "вершина всех психологических знаний древности", которая способна сделать огромный вклад в психологию, и признавал, что довольно часто использовал ее в психоаналитической работе с клиентами: исследованиях и консультациях, введя её в практику психоанализа. К принятию астрологии Юнга подвело изучение явления синхронности психических восприятий разных людей и объективных процессов реальности, поскольку астрология объясняет этот феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным бессознательным» [83].
"…Астрологический эксперимент" - это глава из книги К.Г. Юнга "Синхронистичность". Она проливает свет на некоторые вопросы, столь часто поднимаемые противниками астрологии. Научный эксперимент Юнга доказал подчинение внешних явлений и психических процессов глубокому и довольно сложному порядку. Глобальный, неделимый характер действительности ассоциируется с тканью, сотканной из аналогий между макрокосмом и микрокосмом, которые проявляются согласно принципу синхронности…» [64].
«…Вдобавок к точному подтверждению Юнгом планет как архетипов, и его теории синхронности как средства объяснения астрологических совпадений, введенное Юнгом понятие двух типов — экстраверт и интроверт с готовностью признается астрологами как биполярное деление зодиака на позитивные/мужские (экстравертные) и негативные/женские (интровертные) знаки. Более того, признак: интуиция, ощущение, размышление и чувство — имеют параллель в астрологии с четырьмя элементами — огнем, землей, воздухом и водой….» [84].
«…Согласно теории К.Г. Юнга в коллективном бессознательном хранятся основные паттерны поведения, которые в свое время были отражены в древнегреческих мифах. В человеке, как правило, сочетается до трех качеств архетипов, иногда они дополняют друг друга, и тогда мы говорим о гармоничной личности, однако так бывает далеко не всегда, случается, что архетипы противодействуют или даже мешают друг другу, тогда может возникать внутриличностный конфликт или другие проблемы всякого рода. Архетипы представляют собой комплекс инстинктов, типов мышления, способов реагирования, особенностей восприятия, ценностей, установок и правил по которым человек строит свою жизнь…»[84].
«…К.Г. Юнг понимал под архетипами природные влияния, которые древний мир называл богами, и свойства которых он приписывал планетам. “Планеты – это боги, символы власти бессознательного”, – писал основатель аналитической психологии [84].
Архетипические информационные субстанции оказывают влияние на характер и судьбу человека, возможно, посредством каких-нибудь частиц – носителей архетипической информации, еще пока не выявленных. В натальной карте человека они расшифровываются как сильные или слабые планеты, имеющие определенные характеристики в зависимости от того, в каких знаках, домах, градусах и аспектах с другими планетами они находятся. Астрокарта играет роль информационной матрицы, в которой закодирована информация о судьбе и характере человека.
Для серьезного отношения к Зодиаку как астрологической системе, основанной на античной типологии личности, надо понимать, что под "планетой" в астрологии понимается не излучение конкретных астрономических планет а архетипы психики, уловно названные планетами в астрологии: целостность свойств и качеств, которую сегодня, как и тысячи лет назад, лучше всего выражает образ соответствующего божества. А гороскоп – как общий, так и индивидуальный (натальная астрокарта), могут показать актуализацию того или иного архетипа на данный момент времени». Одного знака Зодиака или тотема Восточного календаря недостаточно для описания характера человека. Тем более, что на личность влияет много других факторов: типологических, психологических, генетических и индивидуальных. Они вносят свои коррективы в астрологические характеристики и обуславливает неоднозначность их проявлений [84].
«…К.Юнг рассматривал знаки зодиака и планеты в астрологии как символы архетипических процессов, берущих начало в коллективном подсознании. Архетипами коллективного подсознания были всеобщие организующие принципы, мотивирующие всю психологическую жизнь, как индивидуальную, так и коллективную….
«Астрология, как коллективное подсознание, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: «планеты» — это боги, символы и силы подсознания» (Юнг, 1976). Мифические боги представляли живые силы Вселенной, служившие образцами всего…» [86].
«…Есть множество примеров поразительных аналогий между астрологическими констелляциями и психологическими явлениями или между гороскопом и характерологическими склонностями», — писал Юнг (1976). Архетипы, заключал он, были «психоидными», то есть они формируют сущность так же, как разум…» [86].
По-видимому, здесь шла речь о природе психических функций, имевших в основе своей астрологические аспекты.
«Проявляя глубокий интерес к астрологии и ее взаимосвязям с создаваемой типологией личности, Юнг внес свой собственный вклад в развитие астрологии, который заключается в следующем:
1) символическое соотнесение углов натальной карты с четырьмя психологическими функциями,
2) рассмотрение Солнца и Луны в натальной карте как маркеров соответственно мужского и женского сознания. Он писал: "... Луна — это прежде всего отражение женского аспекта мужского бессознательного, но она также является принципом женской психе, в том смысле, что Солнце является принципом психе мужской. Это особенно явно проявляется в астрологических толкованиях Солнца и Луны, не говоря уже о извечных мотивах мифологии» [87].
Юнг считал, что при рождении человеческая душа несет в себе "зерно" и потенциал будущего роста и развития личности:
«Так как личность это потенциал, ее можно назвать трансцендентной, а поскольку она - бессознательна, то неотличима от тех вещей, которые несут в себе ее проекцию…(т.е). символов внешнего мира и космических символов. Эта форма является психологической основой концепции, в которой человек это микрокосм, выраженный астрологическими элементами его характера» [87].
Существует много астрологических влияний на характер человека: знаки Зодиака, Восточный гороскоп, стихии года по Фэн-шуй, и т.д, но самое значимое влияние проявляется на уровне индивидуальных астрокарт, описывающих механизмы архетипических влияний на личность [80]. К.Юнг первый выдвинул данную гипотезу, подтвердив ее экспериментально. Он нашел астрологический механизм совместимости пар. В книге «Синхронистичность» К.Юнг описал свой астрологический эксперимент и привел статистику совместимости пар по аспектам Солнца, Луны, Венеры, Марса и асцендентам (восходящим знакам) [64]:
«…Юнг провел астрологический эксперимент по установлению соотношения планетарных конфигураций или пересекающихся аспектов между астрологическими картами супругов. Он выдвинул гипотезу, что определенные пересекающиеся аспекты будут появляться гораздо чаще между картами супругов, чем между картами людей, не имеющих отношения друг к другу … «Значимое совпадение, которое мы ищем, тут же проявляется в астрологии, — утверждал Юнг, — так как астрологические данные соответствуют индивидуальным чертам характера; и с давних времен различные планеты, дома, зодиакальные знаки и аспекты — все имело значение, служившее основой для изучения характера», (1955) [64].
Из приведенных цитат следует, что К.Юнг видел взаимосвязь между своей типологией, изучающей психическую структуру личности, и астрологией. Поэтому, мы тоже не можем игнорировать эту связь, считая, что признаки типа личности не подвержены вообще никаким астрологическим влияниям. Другое дело, в чем именно и как они могут проявляться. Но это уже предмет исследования астрологов. Только искать эти связи нужно не на уровне типов личности, а на уровне археакцентов типа, влияющих на некоторые аспекты индивидуальной натальной карты.
Из всего этого можно сделать вывод, что К.Юнг учитывал не только психологические признаки, описанные им, но также астрологические и архетипические влияния на характер человека. Поэтому, рассматривая человека как целостную систему различных взаимосвязей, мы не должны закрывать глаза на данные факторы, варьирующие типы.
В своей практике типирования, изучая основы натальной астрологии, я тоже заметила, что исследуемые К.Юнгом аспекты астрокарты могут значительно влиять на проявления типов личности, а также на характеристики их знаков Зодиака. Например, если в астрокарте человека, рожденного в знаке мягких и нерешительных Рыб, окажется хорошо выраженным знак резкого и решительного Овна (благодаря скоплению планет в нем или расположенности там Луны, Венеры, Марса или асцендента), такой человек может больше напоминать Овна, чем Рыб. Не узнав себя в типичном описании Рыб, он может вообще потерять доверие к астрологии. Так бывает довольно часто.
Аналогично происходит и в соционике: присутствие нехарактерных для типа личности проявлений (акцентов характера) может привести к тому, что человек не узнает себя в стандартном описании своего типа, но узнает в описании другого типа. Например, если у интуитивного типа довольно развиты (акцентированы) волевые качества, он может узнать себя в описании типа личности, относящегося к волевым сенсорикам.
Акценты типа являются причиной большинства ошибок как при самотипировании, так и при диагностики типа у экспертов, типирующих тестовым методом или методом «интервью», не говоря уж о визуальной диагностике типов [69]. В итоге, некоторые люди начинают испытывать недоверие к соционике. Но личность слишком многогранна, чтобы полностью соответствовать каким-либо стандартным описаниям одной из ее граней характера…
Для понимания существования пока еще неизученной до конца системы взаимосвязей между разными явлениями, приведу ряд примеров.
По аналогии с соционической структурой личности, в астрологии каждая планета тоже связана с разными проявлениями определенных структур человеческого организма (ментальными, физическими и психическими).
Два самых мощных стремления субъекта (по З.Фрейду) - Эрос и Танатос определяют два вида развития личности – стремление к созиданию и стремление к разрушению, которые в астрологии отражают позитивные и негативные аспекты планет в астрокарте [108]. Аналогично, в соционике описаны эволюционный и инволюционный виды соцпрогресса. Вместе с тем, процессы эволюции и инволюции берут начало у взаимодополняющих начал мироздания – инь и ян (женской и мужской энергий) [3].
В статье «Функционально-ролевая модель социона М (ФРМС) и пропорции типов в социуме» [37], мною были описаны еще два дополнительных вида соцпрогресса и их проявления у соответствующих типов личности. Это - коэволюция и революция, известные в социологии, но раньше не учитываемые в соционике. Наиболее ярко выраженными носителями позитивных созидающих тенденций являются коэволюторы, а разрушительных, революционных тенденций – революторы. Вместе с тем, можно уловить определенную взаимосвязь этих четырех видов соцпрогресса с описаниями четырех энергогрупп В.Гуленко и некоторое сходство между революторами и «файтерами», и т.д. [45, 109].
Темпераменты К.Хейманса - Ле Сенна являются производными от темпераментов Гиппократа-Павлова; в астрологии они соответствуют темпераментам стихий. Аналогично, индивидуальные темпераменты имеют условные аналогии в соционике с интегральными темпераментами для групп типов.
В свою очередь, психоформы С.Деллингер соответствуют стилям мышления А.Харрисона и Р.Брэмсона; они также соответствуют четырем базисным признакам типа, являющимся производными четырех категорий мироздания.
Как видим, в природе все взаимосвязано и одно часто отражается в другом. Поэтому и архетипы психики отражаются как в натальной карте, так и в дополнительных характеристиках, называемых археакентами.
Последний раз редактировалось Meged Ср июн 09, 2021 1:43 am, всего редактировалось 1 раз.
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Ср июн 09, 2021 1:37 am

Меня просто умиляет зацикленность наших и западных ученых и исследователей на иллюзии своей правоты и невозможность поднять свой взор за пределы исследуемой типологии и обратить внимание на другие типологии, влияющие на результаты данной и понижающие ее валидность. Иными словами, неспособность посмотреть на проблему шире, а продолжать "за деревьями не видеть леса" и "не отличать мух от котлет".

Кто-нибудь знает причину этой роковой для данной типологии близорукости? И глухоты тоже, потому что невозможно ни до кого ни достучаться, ни докричаться. :add29
Практически, это тот же эффект, подобный зомбированию, что и религиозных сектах. :wink:

Наверное, я лучше начну объяснять все по порядку.

Во-первых, соционические темпераменты представляют собой одну из групп установок В.Гуленко. Он исходил из того, что по его наблюдениям существуют определенные тенденции поведения типов в социуме: гибко-разворотливые типы похожи в некоторых своих проявлениях на сангвиников, имеющих иррациональное и экстравертное поведение., и т.д. В итоге его идея была доведена до абсурда и многие начали типировать по темпераментам, наивно полагая, что В.Гуленко надежно связал типы личности с их индивидуальными темпераментами, что вовсе не одно и то же. :add30

В какой-то степени интегральные соционические темпераменты могут определять кое в чем почерк личности в социуме, но далеко не всегда. Эта, как и любая другая классификация, касается только чистых типов, то есть со шкалами, не размытыми противоположными акцентами типа. А их меньше трети всех случаев - согласно эксперименту, проведенному американскими исследователями (на тот же тип ответили через 3 месяца только 36%).

Зато индивидуальные темпераменты действительно влияют на диагностику типов. Например, сангвиники и холерики бывают социально более активными и контактными и потому их определяют как экстравертов, а менее контактных и активных меланхоликов и флегматиков - как интровертов. Совершенно не учитывают амбиверсию не только по шкале вертности, но подобный эффект и по всем другим шкалам, который обусловлен влиянием нетипичных акцентов типа.

У меня тут был случай с одной ИЭИ с ярким сангвиническим темпераментом, которая пыталась доказать из-за своего активного темперамента, что она экстраверт. Ведь по-Гуленко все иррационалы-экстраверты сангвиники. :P
Ну, ладно бы еще типы ИЭЭ или СЭЭ, у которых есть хотя бы некоторая тенденция к этому темпераменту, хотя и не у всех, конечно, но если взять СЛЭ, то они вовсе в большинстве своем не брызжут общительностью и жизнерадостностью! :D
Точно так же довольно редко встречаются меланхолики по преобладающему темпераменту СЛИ. Правда, многих инициальных ИЛИ типируют по усиленной ролевой БС в СЛИ, и не только их, увы... Как и амбивертов-СЛЭ типируют массово в СЛИ, и т.д.
Вот что значит не различать влияние темпераментов на типы, а пытаться их привязывать к типам. :D
Поэтому некоторые тенденции темпераментов почему-то были возведены в правила и даже по ним начали тестировать типы, совершая при этом массу ошибок и даже не подозревая об их масштабах. :lol:

Во-вторых, акцентуации - это пограничное состояние между нормой и патологией. Большинство людей их не имеет. Какое отношение они могут иметь к ТИМам? Они часто наследуются генетически, причем от родственников, имеющих совершенно другие ТИМы. Утверждение, что якобы существует "набор акцентуаций, имеющих прямое отношение к ТИМам - шизоиды интуиты, истероиды этики, эпилептоиды сенсорики, параноиды логики" - это вообще полный бред.

Надо разделять соционические влияния на личность от несоционических, а не смешивать их.
Темпераменты, акцентуации, если они у кого-то есть, психоформы поведения, архетипы психики с их внешними признаками, и т.п. НЕ нужно связывать с ТИМами, а нужно учитывать их влияния на ТИМы, которые могут значительно ослаблять ведущие функции ТИМа если не совпадают с ними, что бывает гораздо чаще, чем совпадения.

Непонимание этого и попытки Таланова и других исследователей абсолютно все запихнуть в интерпретацию ТИМов, как будто на личность влияет только одна соционика, приводят к большим проблемам в диагностике типов.

Так же я не советую натягивать знаки Зодиака на ТИМы. Можно увидеть на уровне образов какое-то сходство между определенными ТИМами и знаками Зодиака, но пытаться типировать таким образом не стоит.

Аушра тоже грешила ошибками из-за непонимания астрологических влияний на типы и из-за попыток приписывать ТИМам качества неверно протипированных знаменитостей. После моего первого доклада о построении подтипов, с чем она согласилась полностью, она вдруг воскликнула, что мои подробные грамотные логические обоснования свидетельствуют о том, что я не ИЭЭ, а ЛСИ. :add6 То есть, на самом деле она увидела мою сильную 1-ю Логику по ПЙ и достаточную степень реализма из-за выраженности в моей натальной карте знаков Девы и Козерога (логических сенсорных знаков). Аушра не могла понять как можно так хорошо работать по "болевой" логике. :lol:
Вред соционических штампов, клише и стереотипов нельзя недооценивать, как и вред привязок к ТИМам индивидуальной, генетически обусловленной психофизиологии. :add30

Вообще, определение Гуленко 4-й функции как оценивающей мне нравилось больше. Потому, что она оценивает лишнее и ненужное и отсеивает его для себя. Ее малая энергоемкость не позволяет быть всеядной и работать с массой мусора, пытаясь найти в нем бриллианты, которых там нет. :wink: Точно так же по аналогии работает в социуме и 4-я квадра. Она не ущербная, а выбирает лучшее, что было до нее, отсеивая лишнее и создавая на базе этого эффективные технологии для лучшего понимания вещей и явлений, экономии времени и сил. :add6 Ее "боль" в повышенной ранимости (по аналогии с периодами жизни человека - это старость), и слабой социальной активности.

Логика вообще понятие не только соционическое, а более широкое и зависит от многого. Например, моя боль по ней - лишь из-за неумения хорошо планировать свои дела. А в остальном я своей логикой вполне довольна. :I5

Кстати, IQ - это не уровень интеллекта в целом, а лишь уровень интуитивно-логического интеллекта. Есть очень интеллектуальные и умные сенсорики, этики, и др., которые плохо решают задачи на БЛ+ЧИ, но зато гораздо лучше решают многие другие задачи нашей жизни. :add6
Еще философ 18 века Клод Гельвеций в трактате «Об уме» отвечает на ряд вопросов, значимых для понимания процесса познания и сути умственных способностей человека. Он описал разные виды ума:
• гений (тот, кто изобрел или открыл что-то новое);
• художественный и поэтический ум основан на способности изобретать образы;
• тонкий ум (создает идеи, которые можно усмотреть с некоторым трудом);
• сильный ум (создает интересное знание и производит сильное впечатление);
• светлый ум (озаряет светом);
• обширный ум;
• проницательный, глубокий ум (способен сводить отчетливые идеи к еще более простым и ясным, «пока не будет найдено последнее возможное решение»[6]).

Под психологическими науками следует понимать науки не точные, в которых невозможно что-то надежно измерить. Потому и доказать хотя бы тот же инфообмен, не говоря уж об аспектах, невозможно. Отсюда и немалая доля безысходности. :cry:
Как мы определим основные параметры, если у разных исследователей они разные, а эксперименты не могут выявить чьи точнее потому, что нет измерительного инструмента для такой точности? Каждый ведь будет доказывать, что он прав и никому не докажет. И даже согласие типируемых с выданной характеристикой не решает проблемы потому, что согласно эффекту Барнума самоиндентификация - вещь ненадежная. :D
Вся беда в том, что нет таких приборов, которые бы точно измерили что-либо в психике, где все взаимосвязано и взаимно влияет. И потому методология "кемпинского-аушры" так и не смогла и вряд ли сможет измерить точно ТИМ в психике, на который влияют другие типологии со схожими с инфоаспектами характеристиками, генетика и личный опыт.
Одно дело - красивая статичная модель А на бумаге и абстрактный недоказуемый инфообмен личности со средой, а другое дело - реальный человек с непрерывной динамикой процессов в его психике, зависящих от посторонних факторов не ТИМного свойства. :add29
Поэтому, например, на выраженность экстраверсии влияют активные темпераменты, а интроверсии - пассивные, усредняя то и другое в большинстве случаев. И на все остальные признаки точно так же. Нечем просто измерить степень этих влияний, причем всех, а их масса.
Проблема в том, что гормональная система не привязана к ТИМАм, как бы ни хотелось ее видеть такой Таланову и другим. Она индивидуальна и зависит не от инфообмена, а от генетики, получаемой от родственников любых типов.
Поэтому, тот же В.Высоцкий мог выдавать сколько угодно "норадреналиновых волн", но ЧС-ником он от этого не стал бы. Это артист, тонко передающий образы по творческой БИ и эмоции по базовой ЧЭ как принца Гамлета, так и огромного количества разных персонажей его песен и фильмов, в которых он играл. Какой СЛЭ мог бы это делать и чем? Каким инструментом? БЛ и ЧС? :lol: Да, у него был акцент на ЧС поскольку в его натальной карте сильно выражен архетип Марс. Как и у Л.Гурченко, и многих других. Но как измерить и отличить тимную ЧС от акцентированной не тимной? Какими приборами? Какой нейросетью? :add29

На мой взгляд: нельзя объять необъятное, можно лишь учиться дифференцировать ТИМные признаки от похожих на них неТИМных, а не пытаться все объяснить ТИМом и впихивать в него "невпихуемое". :D

Подняться над ситуацией и увидеть за рамками своей веры или видения картину мира менее целостную и однозначную - все равно, что выйти из зоны привычного комфорта, потерять вместе со старой верой почву под ногами. Это довольно болезненно и потому мало кто может и хочет...
Поэтому многие предпочитают жить в мире своих привычных заблуждений и не отвечают на мои сообщения здесь.
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Чт июн 10, 2021 2:04 am

На личность и отношения влияет очень много факторов и надо уметь разбираться с ними правильно, а фанаты какого-то одного направления считают, что их вера - единственная истина. :lol:

В связи с этим вспомнилось:
Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных знаниях и способностях.

Высококвалифицированные люди, наоборот, часто склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами).

Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей
. :cry:
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Re: Причина ошибок типирования: акценты характера и археакце

Сообщение Meged » Чт июн 10, 2021 2:37 am

По моим наблюдениям, у многих участников этого форума ярко проявляются два известных в психологии эффекта, что вполне закономерно:

1). Эффе́кт Ба́рнума-Фо́рера: (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B0), эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить[1][2][3] феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии, гомеопатии, Дизайна человека и прочих псевдонаук. Также отмечается его влияние в соционике[4][5]. Влияниe эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга[3].
Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (англ. Paul Meehl).
Данный эффект также называют эффектом Форера, по имени психолога Бертрама Форера (англ. Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.
В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку[6].

2) Эффект Да́ннинга-Крю́гера:
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%E2%80%94_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0) — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях.

Высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей[2].

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела:
Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием.

— Чарльз Дарвин[3]
Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности.

— Бертран Рассел[4]
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

* Они склонны переоценивать собственные умения.
* Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
* Они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии[1].
За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год[5].

В результате первого эффекта многие успешно пребывают не в своих настоящих ТИМах даже не догадываясь об этом.
А в результате второго эффекта:
* Они склонны переоценивать собственные умения.
* Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
* Они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
Валентина Васильевна, точное типирование здесь: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=727&t=33587
Аватара пользователя
Meged
Meged Differential Socionics
Meged Differential Socionics
 
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: Ср ноя 25, 2009 2:50 am
Откуда: Украина, Киев
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Гексли
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Темперамент: Меланхолик
Профессия: психолог,доктор соционики

Пред.

Вернуться в Соционика

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Asqard, Алексище, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot], Richard_LH, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Феликс, Варшава, Жаворонок, на лошади весёлой