Parf писал(а):"Громкие" - это подвижность нервной системы (экстравертный темперамент). По соционике ближе всего к интроверсии (хотя и не совпадает с ней).
Не очепятка? А что значит "подвижность нервной системы"?
Parf писал(а):Итак, "темпераменты по Павлову" невозможно связать с соционикой, поскольку их не существует в природе.
Но остаются ещё психологические темпераменты. Их разные исследователи понимают по-разному. Самая известная версия - темпераменты по Айзенку, которые складываются из двух шкал: шкалы экстрверсии и шкалы нейротизма.
Высокая экстраверсия, высокий нейротизм - холерики.
Высокая экстраверсия, низкий нейротизм - сангвиники.
Низка экстраверсия, высокий нейротизм - меланхолики.
Низкая экстраверсия, низкий нейротизм - флегматики.
Тут есть очевидная связь с соционикой: соционическая экстраверсия имеет высокую корреляцию с экстраверсией по Айзенку. Это неудивительно, поскольку источник этих понятий общий - в трудах Юнга.
С нейротизмом сложнее. Согласно исследованиям Таланова, он имеет умеренно высокую корреляцию с этикой и интуицией. Но не прямое соответствие.
То есть сопоставить темпераментам по Айзенку соционические темпераменты напрямую не удаётся. Можно лишь установить частичное соответствие:
- экстраверты - чаще всего сангвиники и холерики;
- интроверты - чаще всего флегматики и меланхолики.
Если учитывать это
Афанасьев писал(а):Здесь мы подошли к новой и интереснейшей теме психософии сочетанию различных функций. Речь пойдет о влиянии физического начала на мироощущение и мировоззрение человека, точнее, о сочетании Физики с Эмоцией и Логикой, а если быть совсем точным, - о том, что принято называть “темпераментом”.
Сразу оговорюсь, термин “темперамент” от Гиппократа до наших дней оброс таким слоем толкований и модификаций, что на вопрос о его значении вряд ли кто сейчас сможет ответить с полной определенностью. Неизменными сохраняются разве что названия четырех типов, на которые подразделяется человечество по темпераментам: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Кажется, все согласны и с тем, что темперамент находится в некоторой зависимости от физиологии; сами термины, обозначающие темперамент, происходят от греческого обозначения крови, лимфы, желчи. Это первое.
И второе. Глядя на классификацию темпераментов с чисто бытового, “кухонного” уровня, ее можно представить так: сангвиник - раблезианец, веселый, жизнелюбивый человек; флегматик - человек не менее жизнелюбивый, но сдержанный в выражении своего жизнелюбия; меланхолик - не сказать, чтобы жизнелюб, но натура во всяком случае спокойная; холерик - желчен, не спокоен и не жизнерадостен. Подчеркну, это - “кухонная” схема, но из нее приходится исходить, потому что за пределами “кухни” начинаются бесконечные противоречия и дрязги среди интерпретаторов и модификаторов типологии Гиппократа.
Зная все это, попробуем взглянуть теперь на теорию темпераментов через призму психософии. Как известно, примета всякой надежной универсальной концепции не отрицание, а включение предшествующих систем: физика Ньютона вошла составной частью в физику Эйнштейна, то же произошло с геометрией Эвклида после появления геометрии Лобачевского и т.д. Фактически и теория темпераментов представляет собой составную часть психософии.
Дело в том, что четыре темперамента - это четыре основных комбинации Физики и Эмоции, где положение Физики отражает их суть, окраску, цвет мироощущения, а положение Эмоции на ступенях функциональной иерархии определяет интенсивность выражения мироощущения.
Прежде уже говорилось, что в настроениях 4-й Физики преобладает грусть - это ее примета. Здесь все правда, но не вся. Вся правда в системе: чем ниже стоит у человека Физика, тем темнее окраска его мироощущения. И наоборот, чем выше стоит Физика, тем светлее окраска мироощущения. Эмоция же отвечает за интенсивность цвета, за резонанс, поэтому, чем выше Эмоция, тем сильнее выражается это темно или светлоокрашенное мироощущение. И наоборот.
Поэтому через призму психософии, система темпераментов выглядит следующим образом:
“Сангвиник”: Физика вверху + Эмоция вверху (ярковыраженное светлоокрашенное мироощущение).
“Флегматик”: Физика вверху + Эмоция внизу (слабовыраженное светлоокрашенное мироощущение).
“Меланхолик”: Физика внизу + Эмоция внизу (слабовыраженное темноокрашенное мироощущение).
“Холерик”: Физика внизу + Эмоция вверху ( ярковыраженное темноокрашенное мироощущение).
Как влияет положение Физики на мироощущение, точно так же влияет оно, и на мировоззрение. Разница в том, что здесь Физика вступает в сочетание с Логикой. Но результат, естественно, тот же. Хотя надо признаться, что эти сочетания не получили столь развернутой типологии, как теория темпераментов, но в зачаточном виде типология мировоззрения существует и всем известна: это деление человечества на оптимистов и пессимистов.
Поскольку о влиянии Физики на окраску уже было сказано довольно, думаю, читателю не составит труда догадаться, что окрашивающая в светлые тона высокостоящая Физика рождает оптимистов, тогда как окрашивающая в темные тона низкостоящая Физика плодит пессимистов. И ничего с этим не поделать, процесс формирования мироощущения и мировоззрения совершенно не зависит от человека, и с ними необходимо мириться, как приходится мириться с погодой.
то получается пй эмоция у Айзенка и в соционике равна вертности, я правильно понял?
Парф писал(а):С нейротизмом сложнее. Согласно исследованиям Таланова, он имеет умеренно высокую корреляцию с этикой и интуицией. Но не прямое соответствие.
А какую именно? Этики и интуиты скорее холерики и меланхолики?