Об особенностях взаимоотношений Гёте и Андерсенов
Опыт показывает, что постоянно проводятся аналогии между отношениями агапэ в ПЙ и дуальностью в соционике. Однако, на мой взгляд, это принципиально разные отношения. Дуальность дает ощущение комфорта, а агапэ дает развитие.
Соответственно, агапэ - это не столь комфортные отношения, как может показаться. Но при этом они очень полезны для самого человека.
На начальном этапе партнер не кажется особо привлекательным. Вернее, некая тайная зависть ко второй функции парнера соседствует с чувством превоходства над его третей.
Как-то Андерсен на одном форуме создал тему под названием "Воля без логики", где выразил свое восприятие 1В с низкой (в особенности 3-й логикой): "А деятельность первой Воли в сочетании с низкой Логикой порой сильно напоминает тот момент из фильма "Трое в лодки, не считая собаки", где Гаррис уверенно водит людей по Хэмптон-Кортскому лабиринту, не имея понятия о том, куда это он, собственно, идет".
На самом деле эту фразу можно в полной мере применить и к его собственному агапэ Гёте.
"Просто лично я регулярно сталкиваюсь с 1В, принимающими решения, не обдумывая: неверные, неудобные, неадекватные действительности, при этом не слыша никаких доводов и аргументов. Уж не знаю, как там они ко мне относятся..."
В данном случае характеризуется поведение любого представителя клуба ФВ. В чем же разница между ВФЛЭ и ФВЛЭ? Первый принимает решения самостоятельно, да еще и "раз и навсегда". Второй же склонен таким образом действовать только "в порыве". Т.е., Гёте может поступить необдуманно в первый момент, однако при принятии долгосрочных решений будет долго думать и сомневаться. Кроме того, в любой момент готов изменить решение, если того потребует ситуация. Поэтому ему в подобных случаях очень нужны советы человека осторожного и сообразительного. Вот и ответ на пост вышеупомянутого Андерсена: "А вот как третья [логика] будет вестись на чужие аргументы и доводы, я слабо асиливаю".
В паре Андерсен-Гете "действующий" - Гете, а "резмышляющий" - Андерсен. Задача Андерсена - вовремя остановить Гете от непродуманных действий, а также помочь ему разрешить сомнения по логике. Когда Андерсен предостерегает своего агапэ от чересчур смелых действий, Гёте может сначала не прислушаться, считая партнера перестраховщиком, но через некоторое время (непродолжительное!) остановится, подумает, и поймет, что его партнер прав.
Однако Андерсен не торопится приближаться к Гете. Если обладатель 1В сам принимает решения и сам их воплощает, то Гёте, обладая процессионной волей, стремится втянуть в этот процесс партнера. Для Андерсена же процесс принятия решения достаточно труден. Осложняется ситуация тем, что его в это втягивает человек, слишком смелый в своей бездумности и неосмотрительности (по мнению Андерсена), что усиливает опасность. Поэтому Андерсену на пути к собственному развитию еще нужно преодолеть страх активных действий и пристрастие к чрезмерной рефлексии. Дается же это с большим трудом, и требует мобилизации внутренних резервов.
Иногда Андерсен решается на какие-то смелые действия, однако решения его "половинчатые", т.е. за одним смелым шагом следует новый, совсем не смелый, потому что решительность проходит, и Андерсен возвращается к привычному для него состоянию. Со стороны это выглядит как вспышки "висельнической" решительностина фоне общей робости. Если "висельническая" смелость проявлеятся в решимости на какие-то "благородные поступки" (а Андерсен, благодаря 3В очень, тонко чувствует, как будут оценены его действия), то он может даже прослыть героем. Причем, сам Андерсен будет осознавать, насколько неоправдана эта слава.
В общем, задача Андерсена в процессе "агапэизации" - научиться проявлять решительность и меньше думать о возможных негативных последствиях собственной смелости.
Как же воспринимает Андерсена Гёте? Как достаточно умного, но неришительного человека. А еще как "язву", которая умеет тонко и красиво "плеваться ядом". Гёте видит, что перед ним умный, но закомплексованный человек, который поднимает собственную самооценку, отпуская "шпильки" в адрес других (это оценка сугубо глазами Гёте!). Причем, делает Андерсен это настолько тонко и красиво, что адекватной реакцией будет такая же тонкая и красивая язвительность в ответ. Но Гёте на это совершенно не способен в силу своей 3Л. Первая и главная егореакция в подобных ситуациях идет с первой функции (грубо говоря, желание расправится с обидчиком физически). Хороший пример подобной реакции был приведен Афанасьевым в описании типа Гете: в ответ на сказанное Лермонтовым с насмешкой слово "дурак", Мартынов выстрелил в него. Понятное дело, что реакция была неадекваной. Такими же неадекватными являются и вспышки агрессии Гёте в ответ на шуточки подобного рода. И Гёте это понимает. Сооответственно, ему приходится учиться сдерживать физические и волевые порывы, и заставлять себя активно работатьпо логике. Со временем Гете учится реагировать на шуточки Андерсена соответвующим образом (диалоги в "Фаусте" наглядно демонстрируют, как Гёте может научиться поддерживать спор). Но это не главное, что дает Гете общение с Андерсеном. Гёте приобретает умение разумно и хладнокровно реагировать в сложных ситуациях. После многолетнего общения Гёте меняется, и Андерсен уже не скажет, что его партнер действует неразумно и неадекватно.
Сооответственно, задача Гете в отношениях агапэ - научится быстро и качественно обдумывать свои решения (что, в свою очередь, поможет отучиться злоупотреблять своей 1Ф).