Когда-то давно некто Андрэ Брэтон произнес свое бессмертное "сюр натюрэль!", и это началось. Сюрреализм прорвался в искусство. Первопраматерью оказалась живопись... Хотя нет. Сначала был Образ Жизни. Ведь не случайно один из "классиков", а именно – Сальвадор Дали, всю жизнь мечтал о виде из окна, а не о самом окне. Он так хотел из собственного дома - по-настоящему! - увидеть Берег Слоновьих Черепов... Сюрреалисты прежде всего строили по законам своего искусства саму Жизнь, и лишь после "творили искусство" - выражая в нем то, чем жили. Тогда-то и появились сюрреалистичные картины, сюрреалистичные тексты, сюрреалистичное кино... Всего лишь более или менее удачная проекция Сюрреалистичной Жизни на плоскость вещественного мира.
Сейчас уже трудно уверенно сказать, как удалось Луису Бонюэлю снять свой самый первый фильм, более того - запустить его, так сказать, "в массы". Но факт есть факт - давняя мечта экстремальных французов осуществилась: "Андалузский пес", один из целого сонма киносценариев, был овеществлен.
Покорена еще одна вершина, видевшаяся все тому же Бонюэлю, самый высокой: как же, не статичное полотно художника, не обезвизуаленные строчки писателя, не мертвая скульптура - фильм! Твори все, что захочешь – целлюлоид позволяет: движение, ЖИЗНЬ! Единственное творческое ограничение - невозможность оперировать сложными "мыслевыми" образами, которые нельзя воссоздать в динамике. Поэтому множество идей так и не были воплощены. А почему так? Потому что анимацией пренебрегали! А если отбросить все лукавство – не было приличной анимации, да и потенциал "мультфильмов" раскрыт совсем не был. То ли дело сейчас! А вернее - лет десять-пятнадцать назад. Фестивали "настоящего кино" так и пестрели великолепнейшими работами (порой даже приживающимися на советском ТВ под ярлыком "мультфильмы для взрослых"), уникальными как с технической точки зрения (чего стоят только "Возможности диалога"), так и со стороны ментальной. Да, конечно, формально сюрреализм давно мертв, так и не сумев стать чем-то большим, нежели "искусством одного поколения", но приглядитесь к его корням! По сути своей он – не что иное, как попытка передачи сугубо субъективного экзистенциального опыта объективными средствами. Иными словами – то самое, совершенно необъяснимое ощущение жизни, сверхметафоризованное размышление о феномене существования нам пытаются преподнести в виде "обычного" произведения искусства.
В нашем случае это анимэ. То самое, какое острые на язык анимэшники предпочитают называть "травой". Когда ничего не понятно, весь видеоряд с точки зрения непосвященного представляет собой параноидальный бред, а сюжет (в литературоведческом, разумеется, смысле) зашифрован так, что оставляет зрителям полную свободу интерпретации, провоцируя сонмы неувядающих споров по поводу того, "что же хотел сказать автор". Тут не подойти со стандартной линейкой, не поможет даже логарифмическая: ведь автор не пользовался ни циркулем, ни трафаретом, ни даже карандашом; - он просто закрыл глаза, и отдал свой разум во власть теплых волн буйного потока мысли. Он зачерпнул полную горсть чернил и с силой швырнул ее на холст. Он создал черный квадрат, который позже будет канонизирован "ценителями высокого искусства". Перед нами или абсолютный гений, или полная профанация - разница лишь в том, чьими глазами смотреть...