Бергамаска
Бергамáска (итал. bergamasca; также варианты написания bergamask, bergomask, bergamesca) – старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI-XVII веков. Название танца естественным образом произошло от названия местности – города Бергамо и одноимённой провинции
Как правило, в каждой итальянской провинции есть (или был) свой самобытный, уникальный танец, — своеобразная визитная карточка местности и проживающего там населения. В провинции Бергамо в XVI-XVII веках такую функцию выполняла бергамаска — оживлённый и очень энергичный танец, часто сопровождаемый мелодией весёлого и энергичного характера. Музыка танца — чёткая, ритмичная, в четырёхдольном размере, с чётким разделением на восьмитактовые периоды и неизменным повторением гармонической последовательности I – IV – V – I, часто служившей основой для вариаций (или импровизаций) на basso ostinato
Несмотря на то, что бергамаска никогда не была придворным танцем, тем не менее, она приобрела невероятную популярность у всех сословий не только по всей Италии, но и в прочих западноевропейских странах – Англии, Франции, Германии. Например, в Англии этот «далёкий» танец был известен уже в XVI веке. Документальное свидетельство этого исторического факта мы находим в пьесе Уильяма Шекспира, комедии «Сон в летнюю ночь» (1594-96 г.): заключительный танец первой сцены пятого акта – бергамаска. А на королевских балах Франции этот жизнерадостный танец с большим энтузиазмом отплясывал Людовик XIII.
Вокальную разновидность бергамаски с несложными стихами можно обнаружить в третьей книге справочника народных песен «Villote del Fiore», собранного итальянским певцом и композитором XVI века Филиппо Адзайоло (Filippo Azzaiolo).
Начиная с середины XVII века, бергамаска как обиходный танец начинает выходить из употребления и постепенно уходит в инструментальную музыку, как хара́ктерный и эксцентричный итальянский жанр