Oleg писал(а):1_x06u4c.jpg
Треугольник Карпмана
В контексте бесед о жертвенности подумалось, что это ведь именно что сценарий с ролями.
Потому что есть и бухгалтерская, аналитическая модель, когда ты просто отслеживаешь приход и расход ресурса. Можно классифицировать по типам ресурса и по проектам, на реализацию проектов, которые ты ресурс тратишь. В этой сухой аналитике нет каких-то скрытых эмоций и состояний.
Вся коварность треугольника Карпмана, как и прочих игр - это определенный самообман. То есть по факту ты испытываешь бессилие, агрессию или тревогу по поводу уязвимости, однако это чувство тобой не осознаётся, отрицается. Либо ты чувствуешь его, но вовлекаешься в сценарий, совершая ритуальные действа, которые не позволяют психике прожить чувства и отпустить, как сохраняют их.
Если ты хочешь что-то сделать, то делай это без трагизма, сценария и дополнительных смыслов. В гуманистической психологии есть те же 4 экзистенциальных страха, против которых мы все бессильны, от которых мы все скрываемся. Это некие перманентные бессилия, перманентные поводы для тревоги. Просто важно поддерживать себя в тонусе, в оптимистическом настрое и ощущать наличие у себя воли как некого импульса пользоваться отсутствием полного предопределения. Более простыми словами - предаваться творчестве без привязки к похвале, возможности продать продукт творчества и чему-либо ещё. Можно ещё называть это любовью, энергией любви, либидо, ци, ки, праной, кундалини, как угодно.
Тут, конечно, важны и возрастные фазы, и кризисы-фиксации, и прочее, и прочее. В любом случае, я прислушиваюсь к мнению о том, что преследователь-жертва-спасатель - это уход от реальности в невроз и психосоматику, в этом меньше жизненности и стоит искать такое поведение и линии мышления, в которых жизненности больше.