Сетература

Художественная литература, стихи

Сетература

Сообщение Гексли Второй » Пн янв 21, 2019 10:43 pm

Как интернет изменил литературу?
Почему тексты в фейсбуке могут превратиться в роман, как читатель воспринимает литературный текст в потоке новостей и что сделало популярными «Мудрости Юрия Вафина» и стихи лейтенанта Пидоренко?

на днях


Рассказывает доктор филологических наук и профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Марина Абашева.

Какие формы сетевой литературы появились за последние двадцать лет и что такое «новый художественный язык» в интернете

— Самое важное, что сделал русский интернет для литературы, — создал пространства для литературного творчества в 1990-е годы: среди них, например, сайт «Сетевая словесность» (сетевой литературный журнал, основанный в 1997 году — прим. «Бумаги»). Сначала сформировались экспертные сообщества, которые «пропускали» тексты на сайты, проводили литературные конкурсы, например «Тенета» (впервые прошел в 1994 году; среди организаторов — Александр Житинский и Антон Носик — прим. «Бумаги»), и искали новых авторов для сетевых журналов. На новых интернет-площадках образовывались собственные тусовки, ставшие аналогами литературных салонов. В них, кстати, расцвело коллективное творчество — игры вроде буриме (стихосложение на заданные рифмы — прим. «Бумаги»).

Многое изменилось в начале 2000-х. С распространением технологии Web 2.0., позволявшей любому пользователю свободно размещать свои тексты в интернете, и с развитием универсального программного обеспечения, литературой стали блоги. Например, «Живой Журнал» оказался очень удобным для размещения литературных текстов: здесь они получали мгновенный отклик.

В этом случае уместнее аналогия не с салоном, но с античной агорой (городской площадью в древнегреческом полисе — прим. «Бумаги») — так [немецкий философ] Хабермас представлял коммуникацию в современной культуре. Или, по выражению [канадского философа] Маршалла Маклюэна, с глобальной деревней. Автор и читатель оказались доступны друг другу, каждый читатель смог стать автором. В результате структура литературного поля целиком поменялась, а литературное сообщество выработало новые роли, формы поведения, правила.

Однако интернет повлиял не только на институты литературы, но и на ее поэтику. Тексты, живущие лишь в интернете, — «сетература» — сформировали новый художественный язык с элементами визуальности и аудиальности. Таков был, например, коллективный роман «Иннокентий Марпл», написанный в 1999–2002 годах (его составили из текстов, аудиозаписей и иллюстраций — прим. «Бумаги»).

На Западе сегодня сетевая литература рассматривается как самостоятельное эстетическое явление, лишь иногда пересекающееся с бумажной. У нас же активнее осваивалась тематика интернета в книжной литературе, виртуальное моделирование новых миров в авторском воображении — как в пелевинских «Принце Госплана», «Шлеме ужаса» или «Акико». Русский роман легко скрестили с компьютерной игрой писатели Людмила Петрушевская («Номер Один, или В садах других возможностей») и Борис Акунин («Квест»). Рождались новые литературные стратегии: [писательница] Лена Элтанг сначала создала героя с собственным аккаунтом в сети, а потом он стал героем романа «Побег куманики».

В 2010-е годы центр интереса смеcтился непосредственно в соцсети: можно жить в своем фейсбуке или твиттере — а твое новое стихотворение друзья читают в своей ленте новостей.



https://paperpaper.ru/campus/kak-internet-izmenil-literaturu-chem-p/?utm_source=meduza&utm_medium=partners&utm_campaign=friends
Аватара пользователя
Гексли Второй
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 22067
Зарегистрирован: Пн июл 22, 2013 7:35 am
Медали: 3

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Атех, GoGo [Bot], Google [Bot], Neo, Start_error, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]