Start_error писал(а):Что это за смачные козявки, которыми были замазаны отверстия, что умудрились прослужить столько лет? И почему сейчас служить перестали, куда делись сии козявки, что с ними произошло? Растворились в воздухе?
Дырку не обязательно зубной пастой замазывали
. Скорее всего - когда брак вскрылся - ее чем-то запаяли. Но - на орбите условия эксплуатации достаточно жесткие, в плане различного рода излучений в частности. Поэтому возможно, несколько лет материал припоя прослужил, но затем разрушился. По каким конкретно причинам - обсуждать не готов - у меня материаловедения даже в институте не было, не говоря уж о каком-то профессиональном опыте
.
Start_error писал(а):Заварить и зашлифовать маленькое отверстие так, что ни один самый дотошный контролер, рожденный только для того чтобы портить кровь у начальника цеха не найдет. Дело не плевое, но простое.
Заварить дырку в стальном листе - да, чисто технически не проблемно. Хотя "так чтобы контролер ОТК не заметил" - ты ее не заваришь. На цветной дефектоскопии, а тем более на ультразвуке или рентгене - эта подварка мгновенно обнаружится. И кстати, в технических требованиях на сколько-нибудь ответственные детали/изделия часто указывают, что подварки не допускаются. Да и обшивка скорее всего не из стали сделана. А заварить дырку в каком-нить бор-алюминиевом композите - думаю, задача куда более сложная.
Так что подозреваю, что если все делать по правильному - при обнаружении дырки эту деталь пришлось бы изготавливать заново.
Start_error писал(а): олигофрен ... догадался чего-то замазать, да еще и весьма надежно.
Замазывал/запаивал скорее всего уже не он, а другие, далеко не глупые люди. После того как эту дырку обнаружили.
vadimr писал(а):Но в дырку, которая не только проделана олигофреном, но и потом, будучи заделана им эпоксидкой, прошла мимо внимания начальства, ОТК, военной приёмки и комиссий по испытаниям, вообще невозможно поверить. Чтобы скрыть такую вещь, начальство должно быть в соучастниках. А тогда, как ты верно заметил, проще исправить, чем скрывать.
С военной приемкой и с поставками на Роскосмос я не сталкивался. Но вот с тем, как проходит приемка продукции у Росатома - немного знаком.
Там составляется пооперационный план контроля качества, и после каждой операции ты эту деталь предъявляешь инспектору от заказчика. Вместе с кучей документов. Но... после того как та или иная деталь/узел инспектором приняты - на следующих этапах, в составе более крупных узлов/изделий - эти детали никто уже специально по новой проверять не будет. Хотя бы потому что такого требования в плане контроля качества нету. Да и в целом - зачем, проверили уже раньше.
Поэтому если дырка эта возникла, и запаяли ее уже после приемки детали инспектором (т.е. пока деталь на складе/в цеху лежала и дожидалась следующего этапа сборки) - то это как раз и могло пройти незамеченным.
По поводу "проще исправить чем скрывать". По тому же Росатому - точек контроля было ОЧЕНЬ много. Начиная с контроля исходного сырья. Т.е. если тебе нужен был самый обыкновенный лист 09Г2С - ты не мог просто так купить его на ближайшей металлобазе. Покупать надо было только у аттестованных изготовителей. И плюс еще куча дополнительных (помимо ГОСТа) требований по мех.свойствам/химсоставу. Т.е. из наличия ты его по любому не купишь, будут специально под твой заказ изготавливать. И это не быстро.
Для сравнения - на моей предыдущей работе средний срок поставки для Газпрома (где тоже была приемка заказчика, но не такая замороченная) был 45-60 дней для серийных изделий, и 75-90 - для "заказных" (т.е. с доработкой серийных изделий под требования заказчика). Для Росатома - средний срок поставки сопоставимых по сложности изделий был год (!) и более.
И чтобы заменить любую бракованную деталь, даже обычную гайку/шпильку в "атомных" изделиях - требовалось несколько недель, а то и месяцев. При том что чисто технологически - на изготовление пары дней бы за глаза хватило.
В целом, у меня последовательность событий получается такая:
1. Деталь изготавливают и предъявляют представителю заказчика.
2. Деталь отправляют на склад либо оставляют в цехе в ожидании следующего этапа сборки.
3. Появляется "джамшут с дрелью"
4. Приходит время отправлять деталь на следующую технологическую операцию, и обнаруживается дырка.
5. Начальник цеха (и прочие ответственные лица) чешут репу и думают чего делать.
6. Если все делать по правилам - деталь придется изготавливать заново. А это долго (см. часть про приемку у Росатома) и чревато срывом сроков по контракту. Плюс скорее всего внутренне расследование будет по этому поводу - откуда дырка взялась. Т.е. - есть риск получения очень серьезных люлей.
7. Решают - давайте эту дырку чем-нить запаяем. Испытания на герметичность корпус с этой заплаткой выдержит. А под микроскопом эту деталь никто изучать не будет, инспектор ее уже принял.
8. Сборка, испытания, приемка.
9. Запуск и эксплуатация. Постепенное разрушение заплатки.
Повторюсь - я не знаю, как организовано производство и контроль качества на предприятиях Роскосмоса. Я лишь проецирую свой личный опыт. То, с чем сам сталкивался на своей предыдущей работе.
И да - субъективно лично мне проще поверить в то, что откровенно идиотские вещи (сверление дырки) были сделаны по раздолбайству каким-то джамшутом, а затем скрыты руководством из желания прикрыть свою задницу.
Чем в то, что еще более идиотские вещи были сделаны не только преднамеренно, но еще и тщательно спланированы при этом. И сделаны человеком явно неглупым, технически грамотным, и с весьма устойчивой психикой - потому как других на орбиту просто не пустят.