Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Юнгианский анализ и постюнгианство. Анализ сновидений, коллективное бессознательное, архетипы, процесс индивидуации
Правила форума
Правила

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 9:28 pm

И к чему нам Хэллоуин?
вчера, http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/_article/ik-chemu-nam-xjellouin/

Гость программы: Лев Хегай (юнгианский аналитик, психотерапевт,
вице-президент Российского общества аналитической психологии)


Psychologies: С чего мы вообще взяли моду отмечать Хэллоуин?

Лев Хегай: Идея заимствованных праздников и обычаев не нова: так было всегда, когда в силу разных причин доминировала та или иная культура. Сейчас в нашей жизни много западных атрибутов. Граница между восточным и западным миром стерлась, уместнее говорить о глобализированном мире. Собственно, Хэллоуин – праздник этого нового мира. Его отмечают и в Китае, и в Африке, и в этом плане мы не можем идти поперек трендов остального мира. Разные культуры привнесли в него свои смыслы. В официальной религии подобное явление никогда не приветствовалось, а в народных верованиях всегда присутствовала такая отдушина, возможность «поиграть».
Изображение
Лев Хегай:В нашей религиозной традиции Хэллоуин, само собой, тоже не мог укорениться, поэтому стал просто его светским подражанием. Его популярность связана с недостатком карнавалов в нашей культуре. Карнавал присутствовал в праздниках вроде дня Ивана Купалы, но это считалось языческими пережитками. В советские времена и то, и другое было вытравлено, образовался дефицит карнавала, а он очень нужен с психологической точки зрения. Людям необходимо выбрасывать напряжение, расслабляться. Особенно удачно Хэллоуин лег на нашу почву еще и потому, что это 31 октября – холодное, темное время года, предваряющее депрессивную зиму. В этом карнавале мы спасаемся от осеннего обострения депрессивных настроений.

Psychologies: Помимо прочего в этом празднике еще и раскрываются архетипы..

Лев Хегай: Да, конечно. Архетипы вампиров, ходячих мертвецов, зомби и прочих модных героев массовой культуры находят у нас бессознательный отклик, потому что любой человек боится смерти, для нас она неминуема. И действо с переодеваниями в представителей нечистой силы носит еще и контрофобический элемент. Это как лекарство от фобии, вид борьбы со страхом. Тем более нам нравится обыгрывать это коллективно, на веселых вечеринках, в клубах.

Psychologies: Почему у нас пользуются популярностью именно Хэллоуин и День святого Валентина?

Лев Хегай: Потому что это самые сильные полярные человеческие переживания: любовь и смерть, эрос и танатос. Именно сила жизни и смерть стоят за всеми другими противоположностями, определяющими конфликты и динамику всего происходящего. В этих заимствованных праздниках эти два элемента – любовь и смерть – представлены в наиболее ярком виде. В нашей культуре мало говорилось об этих базовых человеческих переживаниях. Не было формы для их выражения, их подавляли. Потому они и пришли к нам с Запада.
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение Counter Strike » Чт окт 31, 2013 10:47 pm

Что говорит о вас ваш костюм на Хэллоуин?
(CS-Production, по материалу "Даллас Ньюз" The Dallas Morning News)

Обычно каждый из нас старается вести себя хорошо. Мы соответствующим образом одеваемся, вежливо разговариваем, пытаемся кооперироваться в работе, на отдыхе или учебе. А потом... наступает Хэллоуин, на который, несмотря на все эти проблемы с экономикой, более половины покупателей розничной торговли США готовы раскошелится в совокупности на сумму более пяти миллиардов (!) долларов.

Это возможность для скромного музыканта превратиться в страшную ведьму, а для ребенка - надеть волшебные крылья и вообразить себя в полете. "И это здорово", - говорит Рон Шэнк, юнгианский аналитик с частной практикой в Далласе и Хьюстоне.

"В Хэллоуине мы находим место для нереализованных составляющих своей души", - говорит д-р Шэнк. "Вы можете одеться, как принцесса, и почувствовать себя центром Вселенной. Если вам страшно, посмотрите ему в глаза, одевшись в темное и могущественное. Вы можете своим внутренним влечениям дать место "под луной", признать, что они часть вас самих".

Психиатр из Швейцарии Карл Юнг, основатель аналитической психологии, отождествлял архетипы, такие, скажем, как "герой", как универсиальные образцы, существующие в нашем подсознании и являющие себя великим множеством форм. А еще он описал то, что получило название "Тень" (например, монстр) как часть нас самих, которую мы отрицаем в себе и частенько приписываем другим людям.

Важной составляющей юнгианской терапии является признание своих желаний и страхов, их интеграция в нашу жизнь. Д-р Шэнк верит, что Хэллоуин может дать чувство облегчения, особенно в наши тяжелые времена, когда многие из нас слишком напряжены, чтобы говорить о чаяниях или страхах. А что самое интересное, Хэлллоуин дает возможность не беспокоиться о том, что подумают другие, но направляться своим внутренним голосом, подсказывающим, потребность в каком "Я" присутствует у тебя.

Мы поговорили с местными поклонниками праздника, которые так и поступают. Вот их мысли о том, что они наденут, и комментарии психолога.

ГЕРОЙ
Изображение
Ричмонд Панч, 28 лет, художественный директор молодежного оркестра Dallas Uptown Youth Orchestra, помогающего молодым талантам, уже много лет переодевается в звезду "Undercover Brother", фильма 2000 г., в главной роли которого - Эдди Гриффин - мужчина, который тайно борется со злодейским истэблишментом. "Он спасает людей. Когда я надеваю этот костюм, то становлюсь сисльным, могу изменить мир".

Д-р Шэнк считает, что Герой появляется в разных масках - от Супермэна или Одиного Рэйнджера до Гарри Поттера. "Герой рождается где-нибудь на чертовых куличках, ничего примечательного, но... он примеряет на себе роль парня, который спасет мир. Герой - это часто наше Альтер-Эго, носящее маску или принимающее таинственный вид".

ПРИНЦЕССА
Изображение
Джессика, 7 лет, и ее сестра Кристал, 3 года, любят Хэллоуин. Они в разное время выбираеют костюмы Спящей Красавицы или сказочной принцессы или... пчелки.

"Хороший выбор, особенно для детей помладше. Девочкам хочется почувствовать себя центром Вселенной - качество лежащее в основе положительной самооценки. Трудно построить здоровую личность, если чувствуешь свою бесполезность для других".

ВЕДЬМА
Изображение
Эрин Хэнниган, 36 лет, играет на гобое в том самом оркестре, что в первой истории. Она обычно сама мастерит себе костюмы на Хэллоуин. Она уже была лосем, куском пиццы и конфеткой, чтобы позабавить детей, приходящих на их концерты. Но... когда она идет на Хэллоуин для взрослых, то предпочитает одеться в нечто более пугающее, например - ведьму!

Д-р Шэнк описывает ведьму, как фигуру, которая может нравится человеку творческому. "Ведьмы могущественны. Обладают связями с потусторонними силами. Образ кипящего котла превращает даже обыденный акт готовки еды во что-то магическое".

МУМИЯ
Изображение
Умберто Галлего Монтес, 5 лет, помешан на мумиях с того самого раза, когда в первые узнал об их существовании в детском саду, когда их водили в Музей Естествознания. Его мама Мария говорит, что он хочет жить вечно и забрать с собой все свои сокровища. А еще он говорит, что не собирается пугать кого бы то ни было. Умберто хочет быть доброй мумией, чтобы люди смеялись. Мальчик сам сделал костюм из алюминиевой фольги и туалетной бумаги. "Хочу замотаться и чтобы меня помнили!!!".

Выбор мальчика, по мнению д-ра Шэнка, касается желания вечной жизни и жажды знания. "В наших культурах смерть отрицается и мумии символизируют вечную жизнь. Еще один момент - это возможность жить долго и обрести настоящую мудрость".

ВАМПИР
Изображение
Стеф Козловски, 16 лет, после прочтения "Сумерек" от Стеф Майер жаждет быть вампиром. Вместе в подружной Одри Ходзон, 16 лет, они будут фотографироваться как "посвященные в вампиризм". Ей импонирует мысль жить вечно, романтика истории и соблазн быть другой.

"Перед вампирами стоит сложный выбор между добром и злом, - говорит Стеф. - Меня впечатлило то, как Эдвард превозмог желание напиться крови, чтобы не причинить зла Бэлле. А еще мне нравится хоть раз в году посходить с ума! И уже не так обидно на следующий день снова натягивать школьную форму".

Почему вампиры стали столь популярны в молодежной культуре? Наш аналитик полагает, что из-за культурной репрессии. "Популярность вампиров я связал бы с жаждой иметь душу или жизнь в ее сырой, девственной форме, не унифицированной, не стерилизованной или отбеленной, но со всей страстью, со всеми инстинктами, правдами и неправдами, присутствующими в "темной" части тебя самого. Ведь кровь - это поток, стоящий у истока жизни. Она означает важный опыт, который пусть и часто болезненный, но он делает нашу жизнь реальной".
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение Auri » Вс ноя 03, 2013 2:28 pm

в славянской культуре есть праздники с переодеванием, просто христианская религия их вытравила
пример такого праздника - Колядки, как раз следом за днем зимнего Солнцестояния (праздник Карачуна), после которого и отмечается Рождество - день начинает нарождаться (чисто космический смысл, а не физиологический, типа рождения младенца)

Аналог Хеллоуина у славян:

28 октября день Макоши

Макошь — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.

У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40—30 тысяч лет назад.

Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища (от старославянск. капь — изображение, идол, культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода).

Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.

В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.

Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.

На западе примерно в то же время празднуют Хэллоуин, когда люди наряжаются в «личины», чтобы отпугнуть злых духов. Хеллоуин имеет общие корни с данным праздником славян.
Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает.Фрумкер
Аватара пользователя
Auri
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 23967
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 4:59 pm
Откуда: Альфацентавра
Медали: 7
Пол: Женский

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение Auri » Вс ноя 03, 2013 2:41 pm

кстати, все игрища у славян связаны как раз с днями солнцестояний и равноденствий:
осеннее равноденствие (последняя декада сентября) - день Сварога, гуляния
Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

и день Родогошь в конце сентября с многолюдными игрищами

зимнее солнцестояние (Карачун), за ним идет Коляда
Коляда
«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи».
Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем.
Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5—6 января.

Накануне Нового года, дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — веселое, желанное божество.
Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись».


весеннее равноденствие - это Масленица с ее гуляниями
Комоедицы (Масленица)
Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица — не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции. По сути — это земледельческий Новый год.
Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы.
Праздновать Масленицу — едва ли не самое веселое время в году — начинали с понедельника, и каждый день имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница — «тещины посиделки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день».
Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.
Последние два дня праздника были наполнены всеобщим весельем. На льду озер и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьез, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.
В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» — старые, отслужившие свое Обереги или просто старое тряпье с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра все плохое и отжившее.


летнее солцестояние, это конец июня, именно тогда по старому стиля начинались купальные игрища, Купала

Иван Купала
Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
По новому стилю праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля.
Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает.Фрумкер
Аватара пользователя
Auri
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 23967
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 4:59 pm
Откуда: Альфацентавра
Медали: 7
Пол: Женский

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение Counter Strike » Вт ноя 05, 2013 11:23 am

Изображение
Веселье на собственной лужайке на Хэллоуин (на табличках - имена недругов)
Аватара пользователя
Counter Strike
Вне ТИМов
Вне ТИМов
 
Сообщения: 32559
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2010 2:40 am
Медали: 9

Юнгианский аналитик о Хэллоуине

Сообщение TorovaJiulia » Пт окт 10, 2014 5:34 pm

Ну не знаю. Лично мне нравиться, просто смешно и весело. Без всякой мистике и прочих страшных вещей хаха :) Да я и просто люблю читать про этот праздник. Вот я допустим недавно наткнулась на хорошую статью где все коротко рассказано о костюмах для мальчиков и девочке на хэллоуин, а так же свечки, традиции и тыквы http://cheerybaby.ru/blog/tradicii-atributy-kostjumy-na-hellouin-dlja-detej/. Просто почитайте если интересно, веселая вещь. :add14
Аватара пользователя
TorovaJiulia
Новичок
Новичок
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт окт 10, 2014 5:29 pm
Откуда: Москва
Пол: Женский
Соционический тип: Бальзак
Тип по психе-йоге: Твардовский (ВФЭЛ)
Темперамент: Флегматик


Вернуться в Аналитическая психология

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], LeRoy, rtanya, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], Zevs