Соционика и философия

Связь соционики с музыкой, литературой и художественным творчеством

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Чт апр 30, 2009 5:09 pm

Предлагаю обсуждать здесь философские статьи и вопросы относительно соционики. :) Можно перенести отдельные посты и продолжить начатый разговор в теме "Справедливость".
Для раскрутки идей можно посмотреть вот эту статью Гуленко:

http://socionics.kiev.ua/articles/other/sinas/
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Чт апр 30, 2009 5:18 pm

Читаем у Гуленко:
"Чем же отличается антисинтез от просто синтеза? Синтез — это такое слияние полярностей, в котором нельзя выделить внутреннюю структуру. Противоположности, сливаясь, переходят друг в друга. Антисинтез — это обратная синтезу операция, в ходе которой осуществляется разъединение частей, но с сохранением их специфических ролей в составе структурированной целостности."

Как раз проблема, о которой мы говорили ранее: функции имеют общую территорию наложения одной на другую и дружат на этой теорритории. При этом имеют свои отличительные признаки, которые не совпадают и являются причиной вражды.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Чт апр 30, 2009 5:52 pm

В разделе статьи о материальном-идеальном наиболее интересна часть с выводами автора. Понятны ли они Вам и согласны ли Вы с автором:

"Когда анализируется соотношение между полярными понятиями, необходимо различать прямые и обратные связи. Обратная связь заключается в создании идеального образца (программы, плана, алгоритма, модели, целевой функции) и контроле по его соблюдению. Идеальное как раз и выполняет роль обратной связи по отношению к материальному. Прямая связь в отличие от обратной носит не информационный, а генетический (порождающий) и субстратный (носящий) характер.

По всей видимости, выстраивается следующая спирально замкнутая цепочка.

Биологическое порождает психическое. Психическое приводит к возникновению интеллектуального. Интеллектуальное является носителем социального. А социальное как главная обратная связь корректирует, казалось бы, независимое биологическое. Или в графическом представлении:

социальное интеллектуальное психологическое биологическое

Если отталкиваться от принятого в гносеологии понятия «отражение», то каждая последующая ступень данного ряда является отражением предыдущей ступени. Если же воспользоваться общенаучным понятием «функция», то стрелки показывают направление функциональной зависимости между этими четырьмя инстанциями человеческой природы.

Психологическое есть функция биологического, интеллектуальное — функция психологического, а социальное — функция интеллектуального. Биологическое на более высоком уровне развития оказывается функцией социального: планетарный общественный разум (ноосфера по Вернадскому) преобразует природу.

А теперь соционический вывод из вышеизложенного. Сенсорность является ведущим, первичным компонентом в витальной сфере, а интуитивность — в интеллектуальной, творческой. Без интуитивной умозрительности познание выродилось бы в голый эмпиризм, простое скопище фактических данных. Развитая личность (исцеленная, обретшая самость) та, которая умеет осознанно делать выбор, на какую точку зрения становиться — материалистическую, идеалистическую или смешанную, учитывая вовлеченные в действие социотипы.

Логическая сфера через антисинтез является посредником между миром отражения (интуиция, понятийная сфера) и миром вещественной реальности (сенсорика, эмпирические факты), которые детерминируют друг друга по принципу прямой и обратной связи. Но помимо этого между ними существует и второй посредник — этика, то есть личностное переживание. Этическое начало сливает в себе сенсорное и интуитивное, в пределе достигая полного синтеза."
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Чт апр 30, 2009 11:12 pm

Это не критика, я осмысливаю то, что пишет Гуленко и выражаю свое мнение. У каждого может быть свое мнение. Сатьи Гуленко интересные, умные, поэтому заслуживают внимания :) Автор вкладывает свой смысл в сказанное, читатель может видеть несколько другой смысл, отличный от автора. Гуленко понимать не просто :) Но попробовать можно.

1. По Гуленко сенсорика и биологическое -первичны. При этом сенсорика соотносится с материальным и эмпирическим.
2. Биологическое порождает психологическое. То есть сенсорика первична, а этика вторична. Вроде так?
3. Интуиция связана с интеллектом.
4. Ирациональные функции/аспекты являются ведущими: сенсорика связана с материей и этикой, интуиция с интеллектом и логикой. Этика и логика - посредники. Логика осуществляет процесс антисинтеза, а этика - синтеза.
То есть логика разъединяет, а этика соединяет.

Надо полагать, что сенсорика и этика выводятся как ведущие потому, ...что в основе всего лежит первичность биологического? То есть ирационального начала, инстинктов? Мир природы, конечно, очень разумно устроен....

Но как идеалист, я бы не стала утверждать, что биологическое порождает психологическое (духовное). :) Однако, если утвержать силу инстинктов над духовныим началом, то это вполне в соотвествией с позицией Фрейда. Такое мнение имеет место быть.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Вт май 05, 2009 5:35 pm

Дихотомия субъект-объект описана хорошо и показывает дихотомию сразу с нескольких перспектив- в соотношении с другими дихотомиями:

"В научной литературе можно столкнуться не менее, чем с двумя основными пониманиями этой полярности. Первое понимание: как активностьпассивность. Субъект выступает как активное, познающее начало, а объект — как пассивное, познаваемое. Такой подход соответствует соционической дихотомии «экстраверсия-интроверсия»."

Вот такое сравнение мне не нравится. Я бы сказала наоброт: субъект - это интроверсия, направление во внутрь, а объект- это внешнее, направление внимание во вне , т.е. на объект. Я бы соотнесла субъект с внутрениим, а объект с внешним. Субъект или психика субъекта отражает в себе находящийся во вне объект. Объект извне проецирует себя на внутренний субъективный план - психику субъекта. Так или не так?

"Не надо путать соционическое использование этой дихотомии с традиционно-психологическим, которое под экстраверсией понимает общительность, а под интроверсией — замкнутость. В социоанализе шкала экстраверсии/интроверсии передаёт степень энергозатратности, расширение/углубление в любой деятельности, а не только в общении."
Ну это скорее как дополнение к определению дихотомии, но никак не противоречие. Да?

"Второе понимание субъекта-объекта: как «личностное — безличностное». Соответствует дихотомии «этика — логика» в соционике. Именно это понимание в гносеологических теориях доминирует. Таким образом, субъективное = личностное = этическое, а объективное = безличностное = логическое."
Это мне наиболее понятно в отношении соционических функций.

ВЫВОД:
1. Дихотомия субъект -объект выходит на базовую дихотомию экстроверсии-интроверсии или внешнее-внутреннее.

2. И на этику- логику, но это уже другой функциональный уровень рассмотрения.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Вт май 05, 2009 9:46 pm

Про глубокие философские рассуждения я пошутила, конечно, же :) Можно просто высказывать мысли по ходу и можно ошибаться.
Я не знаю, права ли я по мнению других, и если вы покажите мне, что не права или что есть альтернативный способ рассуждения, то я буду вам за это признательна.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Вт май 05, 2009 10:20 pm

Можно еще рассуждать так в отношении дихотомии объект - субъект и оба рассуждения будут верны, если смотреть с разных перспектив или точек отсчета...что показывает относительность и изначальную субъективность восприятия. Об этом кстати писал Фернандеш не так давно в теме о Справедливости (если я ничего не путаю):

Из статьи:
"В научной литературе можно столкнуться не менее, чем с двумя основными пониманиями этой полярности. Первое понимание: как активностьпассивность. Субъект выступает как активное, познающее начало, а объект — как пассивное, познаваемое. Такой подход соответствует соционической дихотомии «экстраверсия-интроверсия»."

1. Субъект действительно выступает как активное познающее начало, но сам способ познания изначально субъективный, т.е. отражение объекта собственной психикой. Это пассивный метод познания, потому что это отражение и не более того. Отражение не выходит за рамки психики субъекта.

2. Объект, над которым производятся какие-то действия, действительно, выступает пассивным и познаваемым началом, но он изначально имеет способность проецировать себя во вне, но не отражать.

(Это очень абстрактные расуждения, потому что понятно всем, что психика имеет способность и отражать объекты и проецировать себя. Просто я пытаюсь выяснить, какой смысл мы вкладываем в субъект- объект и какими свойствами их наделяем).

Если пойти по пути такого рассуждения, то субъект настроен на восприятие, а объект на проецирование. Похоже на приемник- передатчик. Вполне укаладывается в дихотомию экстраверсия- интроверсия.
ЗЫ. Мне одной вещать в теме неинтересно, пожалуйста, присоединяйтесь!
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Вт май 05, 2009 10:33 pm

Возвращаясь к описанию Аушрой дихотомии экстраверсия- интроверсия:

"... для экстраверта константой во внешнем мире являются субъекты и объекты. Для интроверта такой константой являются отношения между субъектами и объектами и вызываемыми этими отношениями чувства"

Не могу понять, как связать мои выводы с тем, что сказала Аушра. Есть какое-то противоречие? Я допустила ошибку в рассуждениях или это просто несовместимые плоскости?
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Вт май 05, 2009 11:43 pm

Для Аушры, исходя из ее определения, внешнее содержит в себе: объект, субъект и отношения между ними и чувства. При этом экстраверт направляет свое внимание на субъекты и объекты, а интроверт на отношения между ними и сове отношение к ним.
Мне думается. тут есть какая-то логическая нестыковка. Если внешнее соедржит в себе объетк, субъект и отношение/чувства между ними...то ,что тогда содержит в себе внутреннее? кто-то что-то понимает?

Я могу интерпритировать ее определение как... интроверсия, настроена на субъективное восприятие субъектом объектов и формирование своего отношения к объектам и уже потом проецирование своего видения во вне. Без отражения нет восприятия и следовательно нет отношения к объекту. У интроветров этот процесс более ярко выражен, вероятно. Отношение формируется, объект отражается, но далеко не всегда свое отношение проецируется во вне.

У экстравертов процесс восприятия, возможно, не так ярко выражен, потому что они изначально настроены на проецирование себя (и своего видения) во вне, не застревая на выработке своего отношения и не углубляясь в отношения между другими объектами/ субъектами. Получается, что объект ассоциируестя с проекцией себя во вне, а субъект с отражением в себе объекта. Внимание субъекта занято отражением или прообразом объекта. Для проецирования образа во вне, нужен следующий этап и он уже энэргозатратен. А что делают экстраверты? может быть они и не вбирают так часто в себя образы других объектов, проскакивают этот этап или имеют способность продуцировать свои образы самостоятельно?
В плане соотношения с энергетическими затратами, такое понимание не противоречит дихотомии экстраверсия- интроверсия.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Сб май 09, 2009 9:22 pm

Если кто помнит мое деление дихотомии логики - этики на собственно логику- логическую этику - этическую логику и собственно этику, то в статье гуленко описывает такое же деление у Фомы Аквинского, который использовал другие термины, но описывал ту же суть явления:

"Фома Аквинский (13 век) ушел от абсолютизации крайностей: он проповедовал гармонию между верой и знанием при приоритете веры. Выбранная им формулировка очень удачна, поскольку избегает утопического тезиса «пополам на пополам». Подобное состояние равновероятности в социоанализе носит название Т-состояния. На практике оно является не гармонией, а болезненной раздвоенностью, приводящей к колебаниям и сомнениям самоидентификации [14]. Полная четверичная шкала:
логики-этики выглядит так: только знание | знание, дополненное верой | вера, дополненная знанием | только вера"

В соционализе это состояние не признается как гармония или баланс между логикой и этикой. Возможно, потому, что программные белые логики (или логики) мыслят чистыми категориями. Однако в теме про справедливость мы обсуждали, что помимо чистых категорий существуют промежуточные, которые облегчают переход из одной категории в другую, обеспечивают процесс плавного перехода состояний, создавая общее нейтральное пространство.

Мое мнение таково: чем более сбалансирован индивидуум, тем свободнее он осуществляет переход из одного состояния в другое, что является формой адаптации к среде и обеспечивает гибкость психики. Если эта способность не развита, то мы имеем акцентуации и перекосы в восприятии и мышлении, свидетельствующие о дисбалансе. Степень сбалансированности можно отнести к внутритимным различиям.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение GreatWolf » Сб май 09, 2009 9:31 pm

Как-то запоздало я появляюсь ))

Цвет времени писал(а):Как раз проблема, о которой мы говорили ранее: функции имеют общую территорию наложения одной на другую и дружат на этой теорритории. При этом имеют свои отличительные признаки, которые не совпадают и являются причиной вражды.

нет-нет. Если мы определим, что это за "общая территория", то у нас получится то, что нужно: функции перестанут дружить. :)

P.S. наверное, тяжело будет вникнуть тем, кто не принимал участия в параллельной теме "Справедливость".
Впрочем, если таковые найдутся, думаю, их можно будет довольно быстро ввести в курс дела)))
Аватара пользователя
GreatWolf
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4649
Зарегистрирован: Сб авг 09, 2008 9:38 pm
Медали: 2
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Флегматик

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Сб май 09, 2009 9:44 pm

GreatWolf писал(а):Как-то запоздало я появляюсь ))

Цвет времени писал(а):Как раз проблема, о которой мы говорили ранее: функции имеют общую территорию наложения одной на другую и дружат на этой теорритории. При этом имеют свои отличительные признаки, которые не совпадают и являются причиной вражды.

нет-нет. Если мы определим, что это за "общая территория", то у нас получится то, что нужно: функции перестанут дружить. :)

P.S. наверное, тяжело будет вникнуть тем, кто не принимал участия в параллельной теме "Справедливость".
Впрочем, если таковые найдутся, думаю, их можно будет довольно быстро ввести в курс дела)))


Я поняла тебя. Но мы говорим о разном уровен восприятия нейтральной территории. Если человек сбалансирован, то определить одну из ведущийх функций сложно. Мы как бы попадаем в нейтральную территорию и мучаемся сомнением: этик или логик? сенсорик или интуит? Но если нам удается определить качество пространства: этическая логика или логическая этика, тогда мы разделяем явления и говорим о несходстве. Ты это имеешь ввиду?
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог

Соционика и философия

Сообщение GreatWolf » Сб май 09, 2009 9:49 pm

да. :roll:
Аватара пользователя
GreatWolf
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4649
Зарегистрирован: Сб авг 09, 2008 9:38 pm
Медали: 2
Пол: Мужской
Соционический тип: Робеспьер
Тип по психе-йоге: Гёте (ФВЛЭ)
Темперамент: Флегматик

Соционика и философия

Сообщение газаликант » Вт июн 09, 2015 7:44 pm

У Виктора Гуленко есть интересная статья, где сказано, что для каждого социотипа характерна определенная ведущая ценность - экзистенция.
Например:
СЭИ ("Дюма") полагает, что миром правит удовольствие, являясь гедонистом.
СЛИ ("Габен") - польза
ЭИЭ ("Гамлет") - рок, судьба, провидение
и т. д.

Идеалисты - это интуиты.
При сочетании интуиции с этикой - духовное, мистическое понимание мира.
Платон, Владимир Соловьев, Николай Бердяев
Итуиция + Логика - это рационализм, но абстрактный, теоретический. Это философ, исследователь. (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, А. Эйнштейн, Н. Тесла, К. Циолковский). Писатель-фантаст.

А сенсорика - это материализм, эмпиризм. Особенно в сочетании с логикой. (Томас Гоббс, Джон Локк, Юм).
газаликант
Активист
Активист
 
Сообщения: 343
Зарегистрирован: Пн авг 18, 2014 5:26 pm
Пол: Мужской
Соционический тип: Достоевский

Соционика и философия

Сообщение Цвет времени » Ср авг 12, 2015 4:55 pm

газаликант писал(а):У Виктора Гуленко есть интересная статья, где сказано, что для каждого социотипа характерна определенная ведущая ценность - экзистенция.
Например:
СЭИ ("Дюма") полагает, что миром правит удовольствие, являясь гедонистом.
СЛИ ("Габен") - польза
ЭИЭ ("Гамлет") - рок, судьба, провидение
и т. д.

Идеалисты - это интуиты.
При сочетании интуиции с этикой - духовное, мистическое понимание мира.
Платон, Владимир Соловьев, Николай Бердяев
Итуиция + Логика - это рационализм, но абстрактный, теоретический. Это философ, исследователь. (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, А. Эйнштейн, Н. Тесла, К. Циолковский). Писатель-фантаст.

А сенсорика - это материализм, эмпиризм. Особенно в сочетании с логикой. (Томас Гоббс, Джон Локк, Юм).


Можете привести ссылку. :) Мне так показалось, что ведущая ценность - как экзистенция - это интерпритация либо программной функции либо блока Эго модели А? Гуленко соотносит сильные функции с философскими направлениями? Да, это было бы интересно обсудить.
Школа ассоциативной соционики http://socionics4you.com/ru
Фэйсбук: Журнал Соционика, LSS - London Socionics Society, Socionics International, Music and Art of 16 types, Socionics Dating.
Аватара пользователя
Цвет времени
Школа ассоциативной соционики
Школа ассоциативной соционики
 
Сообщения: 16372
Зарегистрирован: Ср ноя 08, 2006 10:13 pm
Откуда: UK
Медали: 5
Пол: Женский
Соционический тип: Драйзер
Темперамент: Флегматик
Профессия: Психолог


  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Ассоциативная

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Joker, LeRoy, morkel, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]