Теперь относительно признаков Рейнина и аспектов: идея применить принципы рейнина на множество аспектов пришла мне в голову еще год назад. Для начала думаю будет не лишним прояснить, чем именно я собираюсь оперировать.
Итак, исходным пунктом является
множество образов и смыслов, которое человеческое сознание (без учета ТИМных особенностей) вообще способно воспринять/сгенерировать. Т.е. в это множество попадает все, что мы видим, слышим, нюхаем, ощущаем, о чем мы думаем, чувствуем, и т.д. В соционике это множество вроде бы называется
информационным потоком или
информационным пространством.
Для начала нужно набрать некоторое количество ортогональных базовых признаков, на основании которых можно это множество поделить на пары непересекающихся подмножеств. Америку здесь открывать не нужно - первым на ум приходит признак введенный еще К.Г.Юнгом, это экстраверсия-интраверсия.
Вообще-то, если быть до конца точным, юнговских признаков, которыми оперировал Г.Рейнин, Юнг не вводил
Еще точнее, Юнг ввел только один признак - это как раз интровертированность-экстравертированность, как установка сознания. Чувствующий, мыслительный, ощущающий и интуитивный психологические типы Юнга имеют каждый только по одному соответствующему признаку, второй признак является исключительно вспомогательным.
"
Это абсолютное преимущество эмпирически присуще всегда только одной функции и может быть присуще только одной функции, ибо столь же самостоятельное вмешательство другой функции необходимо повело бы к другому ориентированию, которое хотя бы отчасти противоречило бы первому. Но так как иметь всегда ясные и однозначные цели является жизненным условием для сознательного процесса приспособления, то равнопоставление второй функции оказывается по закону природы исключением. Поэтому вторая функция может иметь только второстепенное значение, что эмпирически всегда и подтверждается. Ее второстепенное значение состоит в том, что она не имеет, как первичная функция, единственной и абсолютной достоверности и решающего значения, но учитывается больше в качестве вспомогательной и дополнительной функции."
Т.е. получается мы не вправе рассчитывать на то, что,к примеру, признак этика-логика будет проявлен у интуитивных и ощущающих типов так же хорошо, как у мыслительных и чувствующих. Это и есть тот факкт, который заставляет меня с опаской смотреть на теорию Рейнина.
Но что-то я отвлекся %) Итак, признак экстраверсия-интроверсия делит информационное пространства (множество смыслов) на "объективно существующие" и "существующие субъективно". Я взял термины в кавычки, потому что хочу подчеркнуть - смыслы НЕ существуют объективно/субъективно, они лишь
воспринимаются нами как части реального мира, либо как части мира внутреннего, психического. Таким образом, если мы сосредотачиваем внимание на явлениях реального мира - мы оперируем набором смыслов, имеющих признак "экстраверсия", если же мы обращаемся к явлениям мира психического - имеет место набор смыслов с признаком "интроверсия".
Есть еще один момент, который возможно следовало разместить в каком нибудь другом абзаце, но поскольку думать об этом лень, пишу прям здесь - это отношения между информационными аспектами и психологическими функциями Юнга. Что такое психологическая функция - это совокупность некоторых действий, которые выполняет психика. Любое действие психики оперирует некоторым набором исходных данных. Точнее, психика выделяет из исходных данных (внешние раздражители к примеру) некий
набор смыслов, с которым впоследствии и оперирует. Само собой психика сохраняет в себе большинство смыслов (а может и все), с которыми когда либо имело дело, и впоследствии оперирует ими тоже. Вот эти наборы смыслов, которыми оперирует определенная психологическая функция, я и считаю
информационным аспектом. Информационный аспект - это совсем не проявления психологической функции, которыми пестрят описания ТИМов. Это плоскость, на которую проецируется картина мира каждого индивида.
Вернемся снова к нашим баранам: нам нужно найти еще какие-нить признаки, которыми можно разделить на части информационное пространство. Особо напрягаться не обязательно - умные дяди и тети уже все придумали
. С одной стороны, К.Г.Юнг таки упоминал отличие типов, а соответственно и психологических функций друг от друга по принципу "рациональность-иррациональность". Разиональные функции он также называл функциями суждения, а иррациональные - функциями восприятия. Таким образом попробую сформулировать аспектный признак, отделяющий совокупность смыслов, которыми оперирует
восприятие, от той совокупности смыслов, которыми оперирует
суждение. Хотя нет, отложу в сторонку покамест, обращу ваше внимание на другой признак.
Этот признак ввела Аушра Аугустинавичюте, он (и с ним еще кажись парочка) натолкнул Рейнина на исследования, результатом которого стала теория биполярных признаков, им же (признаком) оперируют аспектоники Р.К.Седых и Т.Н.Прокофьева (мож зря я их аспектониками обозвал?). Короче это признак "статика-динамика". Я хочу начать с него, потому что он кажется мне более очевидным. Обратимся по очереди к каждой половинке информационного пространства, которые мы получили делением на реальное и психическое. По факту, я предлагаю обратиться сначала к реальности вокруг себя, а потом устремить свое внимание на свой внутренний мир.
Итак, что мы видим в мире вокруг себя? Это прежде всего объекты. Т.е. мир вокруг нас имеет свойство
предметности. Я не знаю кто как, а я в мире не вижу не энергии, ни тем более времени. Это - скорее части психического мира. А в мире вогруг себя я вижу
объекты, которые располагаются в
пространстве.
Теперь - внутренний мир, что там? Мысли блин...много мыслей...
не то... Пришло видимо время вспомнить о делении на восприятие и суждение. Говоря об объектах, я имел ввиду именно восприятие, значит нужно определиться с тем, что я воспринимаю внутри себя, в противоположность суждению. Это конечно мои ощущения
. Что такое ощущение? Это уже не объект, это, скорее
процесс. Потому что существует во
времени, точно так же, как объекты существуют в пространстве.
Я отдаю себе отчет в том, что мое видение мира довольно однобоко, и это - неизбежное влияние моего ТИМа. Для того чтобы описать аспекты более справедливо, пора соеденить между собой все три вышеупомянутых деления и поглядеть что получится. Картиночку бы сюда блин... Щас сбацаю... Вот
Сверху экстраверсия, внизу интроверсия, слева статика, справа динамика. Их пересечение дает восприятие (голубым) и суждение (желтым). Блин домой пора час ночи почти, ну вас, потом продолжу %)