Слушая лекцию буддолога Терентьева, я рассматривал всем известный символ, который Калинаускас оперативно присвоил себе под названием "штурвал", и размышлял о том, что сия звезда хоть и восьмиконечна, но слишком уж явно в ней выделяется центр в качестве девятой точки:
Поэтому, когда Терентьев упомянул о скандхах, коих, как известно, ровно пять, я не слишком долго сокрушался на тему: "Эх, вот если бы четыре или восемь..." - а практически сразу полез в Википедию. Там было написано нечто невразумительное, но было уже понятно, что пятый элемент - связующее звено между первыми четырьмя. Я сам сроду в этих скандхах не разбирался, поэтому и от Википедии не ждал чудес. Нужен был более специализированный ресурс. И вот что я обнаружил в энциклопедии Буддизма:
Форма (rupa)
Восприятие явлений, которые мы классифицируем как «физические», «материальные». В этом процессе участвуют пять органов чувств (глаз, нос, ухо, язык и тело) и их соответствующие объекты чувств (визуальный, обонятельный, слуховой, вкусовой, осязательный).
Чувство (vedana)
Классификация любого опыта, который мы получаем, в соответствии с ощущением приятного (удовольствия), неприятного (боли) или нейтрального (безразличия).
Восприятие (samjna)
Привычка типизировать и классифицировать все воспринимаемое (то есть все, что видим, слышим, обоняем, пробуем на вкус, касаемся и о чем думаем) в соответствии со своими концепциями. Например, когда мы идем по городу и смотрим на здания и машины, скандха восприятия помещает эти явления в определенную «папку». Если через дорогу внезапно перебегает собака, именно ведана-скандха определяет, что это собака. Если мы внезапно сталкиваемся с незнакомым человеком, то, прежде чем сознательно подумать об этом, мы классифицируем его как «незнакомого».
Кармические формирования (samskara)
Это все наши идеи, концепции, суждения и "ярлыки", то есть весь дополнительный умственный багаж, который мы прилагаем к опытам первых трех скандх. Они заставляют нас реагировать и действовать определенным образом, в соответствии с нашим представлениями и привычками.
Сознание (vijnana)
Ограниченная область понимания, в пределах которой мы начинаем сознавать первые четыре скандхи. Сознание напоминает участок, окруженный колючей проволокой. В границах участка находится наше сознание, управляемое стремлением к самозащите и сохранению своей территории. Когда что-нибудь потенциально хорошее или плохое контактирует с нашим сознанием, оно активизирует первые четыре скандхи, чтобы привлечь объект, если он обещает радость, оттолкнуть, если он видится как вредоносный, или игнорировать, если он выглядит нейтральным.
https://vbuddisme.ru/wiki/Скандхи
Это - во многом дословное описание информационного метаболизма, четырёх его тактов, которые известны нам в соционике. Замечу - речь идёт не о типе информационного метаболизма, но о базовом, т.е. общем для всех, способе информационного взаимообмена со средой:
Здесь мы видим четыре элемента внутри пятого - сознания.
В книге С.И.Чурюмова "Улыбка чеширского кота, или Возможное и невозможное в соционике" уделяется особое внимание пошаговому построению этой модели. Вначале он просто рассматривает психику как черный ящик. Есть психика и среда. Первый блок - сенсорный - у нас нет другого способа получить информацию извне. Аушра Аугустинавичуте в работе "Смысловое содержание символов, используемых в соционике" описывает эту функцию двумя словами: форма объекта. Буддизм обходится и вовсе одним: форма. Второй шаг - субъективная оценка по принципу да\нет, нравится\не нравится, приятно\неприятно. В соционике это - этическая функция, по Юнгу - чувство. Буддизм, как мы видим, на этот раз отдаёт предпочтение терминологии Юнга. Третий шаг - мгновенное постижение - в соционических терминах интуиция. Энциклопедия Буддизма обозначает это как восприятие. Ну, в соционике интуиция является функцией восприятия наравне с сенсорикой, фиг бы с ними с названиями, главное, что расшифровку энциклопедия Буддизма даёт корректную - в полном соответствии с соционической теорией. В отличие от Википедии. Четвертый шаг - планирование алгоритма действий и сами действия. В соционических терминах - логическая функция, в конечном итоге - экстравертная, деловая логика. Энциклопедия называет это - кармические формирования, а карма в переводе и означает действие.