Й

Й

Сообщение психологический словарь » Пт июн 05, 2009 1:21 am

Й

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЙЕНШ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 06, 2009 7:53 am

ЙЕНШ (Jaensch) Эрих, (1883—1941) — немецкий психолог, один из главных представителей типологического направления немецкой характерологии, основоположник так называемой "структурной" или "интеграционной типологии". Приват-доцент в ун-тах Марбурга и Халле.


С 1913 — профессор Марбургского ун-та. Исходя из результатов исследований восприятия ("Über den Aufbau der Wahrnehmungswelt", 1923), в особенности эйдетических явлений, основал концепцию психологической антропологии ("Grundformen menschlichen Seins", 1929), центральным понятием которой стало понятие интеграции.


Ее основная идея состоит в том, что психологические функции являются или интегрированными (I-типы) или в различной степени дезинтегрированными (подверженными разрыхлению или распаду, или S-типы). Вторым измерением является направление интеграции: "вовне" (во внешний мир, I-1) или "вовнутрь" (во внутренний мир, I-3) с переходной ступенью (I-2).


У S-типов дифференцирование продолжается на основе размера, за счет которого слабая сама по себе интеграция может компенсироваться посредством сильно развитой "рациональной надстройки" (интеллекта). Подтверждение своей типологии Й. находит в закономерностях детского развития. Так, развитие ребенка идет в целом от преобладающей непосредственной чувственной связи с внешним миром (интеграция вовне) ко все более сильной внутренней функциональной сплоченности (внутренняя интеграция), что выражается во все большей внутренней регуляции действий и поступков. Между ступенями развития интеграции лежат периоды относительного "разрыхления" или распада функциональных структур. Выделенным типам Й. придавал антропологический статус "основных форм человеческого бытия". С 1933 г. он поставил свою типологию, расширенную таким образом до биолого-психологической антропологии, на службу национал-социализму, который он понимал как движение к культурному обновлению и возрождению Германии.

Важнейшим "научным" средством для этого являлось выдвижение и объяснение контртипа арийской расы, который был выделен в 1933 г. ("Die Lage und die Aufgabe der Psychologie: ihre Sendung in der Deutschen Bewegung und an der Kulturwendung", 1933) и с 1938 г. ("


;Der Gegentypus. Psychologisch-antropologische Grundlagen deutscher Kulturphilosophie, ausgehend von dem was wir ueberwinden wollen", 1938) описывался как "тип распада" или S-литический тип. В качестве идеала человека в смысле Немецкого Движения Й. предлагал рассматривать сплав типов I-2 и I-3, которые якобы преобладают в Германии, при этом S-литический тип является патологическим проявлением, борьба с которым рассматривается как задача "лечения культуры". Интеграционная (расистская по своей сущности) типология Й. не получила научного подтверждения, была признана антигуманной и вскоре после его смерти потеряла всякую актуальность, представляя на сегодняшний день лишь историческую ценность, в частности для характеристики политической истории психологии в Германии.

А.К. Никишов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЙЕРКС

Сообщение психологический словарь » Ср июн 10, 2009 4:31 pm

ЙЕРКС (Yerkes) Роберт Мирнс (1876—1956) — американский психолог, специалист в области общей психологии, методов оценки и измерения, психофизиологической и сравнительной психологии, военной психологии. Считается одним из основателей сравнительной психологии.


Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1898; магистр, 1899; д-р 1902). Начинал профессиональную деятельность преподавателем сравнительной психологии в Гарвардском у-те (1902—1917), далее был профессором психологии Миннесотского ун-та (1917—1919); был избран Президентом APA (1916—1917); начальником отделения психологии Управления общей хирургии (1917—1918); председателем Исследовательско-информационной службы Национального исследовательского совета (1919—1924); почетным д-ром наук Уэслианского ун-та (1923), членом Национальной академии наук (1923); профессором психобиологии Йельского ун-та (1929—1944); директором Йельской лаборатории биологии приматов (1929—1941); почетным магистром Йельского ун-та (1931). Как организатор и общественный деятель Й. сделал очень много: основывал лаборатории, организовывал фонды, руководил крупномасштабными практическими проектами. С 1936 г. Й. член Американского философского общества. В 1938 г. он возглавил Американское общество натуралистов; был членом Американского физиологического общества, в котором его наградили золотой медалью (1954). Й. считается одним из основателей сравнительной психологии или психобиологии, как он позднее предпочитал ее называть.


Исследуя интеллект животных, придерживался филогенетической позиции, и его теории были отмечены антропоморфизмом. Так, например, он проводил развернутые сравнения интеллектуального развития шимпанзе и ребенка, что в определенном смысле было чистым дарвинизмом и эффективно подчеркивало преемственность между видами ("The mental life of monkeys and apes: A study of ideational behavior", Behavior Monographs, 3, 1916). Однако при истолковании конкретных феноменов эти теории оказывались несосотоятельными. Подход Й. к исследованию поведения животных находился в полном противоречии с бихевиористским подходом его друга и соратника Д.Б. Уотсона.


>Однако кто из них оказался более прав — вопрос спорный. На сегодняшний день строгих бихевиористов не так уж много. В опытах над приматами Й. и его сотрудники установили ряд закономерностей их поведения. Наиболее известной является так называемый закон Йеркса-Додсона, устанавливающий связь между мотивацией и способностью восприятия внешних объектов. Этим законом фиксировалось, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но благоприятна для различения простых. Во время Первой мировой войны Й. стал инициатором массовой Программы психометрического тестирования в американской армии, возглавив разработку специальных интеллектуальных тестов ("Mental Tests in the American Army", ed. with C.S.


Yoakum, 1920). В 1919 г. он был приглашен в Йельский ун-т, где организовал лабораторию приматов. Его исследования этого периода были обобщены в книгах: "The Great Apes: A Study of Anthropoid Life" (with A.W. Yerkes), 1929; "Chimpanzees: A Laboratory Colony", 1943. После отставки в Йельском ун-те (в 1944) Й. работал в различных комитетах


АРА и других организациях. Влияние Й. на американскую психологию первой половины XX века было очень велико.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ЙЕРКСА-ДОДСОНА ЗАКОНЫ

Сообщение психологический словарь » Сб июн 13, 2009 3:22 pm

Йеркса-Додсона законы — зависимость качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый Й. — Д. з. утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму Й. — Д. з., чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р.М.


Йерксом и Дж.Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.

В.К. Вилюнас

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am


Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Java [Bad bot], vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot], на лошади весёлой