И

И

Сообщение психологический словарь » Вс июн 07, 2009 3:07 am

И

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИБН РУШД

Сообщение психологический словарь » Ср июн 10, 2009 11:55 am

ИБН РУШД или Ибн Рошд (латинизированная транскрипция — Аверроэс, Averroes) Абу аль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — арабский философ, государственный деятель Кордовского халифата, врач, астроном. Был в Андалузии судьей, придворным врачом.


Бежав от преследования, умер в Марокко. Не порывая с исламом, развивал в комментариях к трудам Аристотеля его материалистические идеи о вечности и несотворенности материи и движения, выдвинул идею абстрактного мирового разума (нуса) как единой безличной субстанции, общей для всех людей и воздействующей на отдельные души извне. Выступал как защитник рациональной философии. Развивал идеи вечности материи и движения, бытие Бога принимал как первопричину сущего, противопоставлял Бога как чистый разум — Богу как волевому началу.


По И.Р., движение столь же вечно и неуничтожимо, как и первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению благодаря движению. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в материи.


В природе царит строгая необходимость, утверждения богословов о вмешательстве Бога в дела мира несостоятельны. Бог у И.Р. — сердце космического организма и действует по необходимости, а не предписывает ее. И.Р. отрицал бессмертие индивидуальной души, а бессмертным считал человечество в целом. Выступил одним из создателей учения о "двойственной истине". Разделяя процедуры постижения религии на рациональную, доступную образованным людям, и образно-аллегорическую, доступную всем, говорил о необходимости освобождения научного знания и философии от влияния богословия, чем вызывал критику со стороны духовных оппонентов.


Выдвинул тезис о возможности несовпадения научных и религиозных догм. Отвергал светопреставление, воскрешение из мертвых, загробную жизнь. Учение И.Р. (аверроизм) преследовалось не только мусульманской, но и христианской ортодоксией. Комментарии И.Р. к сочинениям Аристотеля способствовали ознакомлению европейских мыслителей с античной философией.

В этих комментариях И.Р. впервые использовал "свободный комментарий", не использовавшийся в те годы в подобной практике.


Он включал в себя три версии: а) в тексте не разделялись авторский и собственный текст, б) комментировался каждый параграф текста, и: в) разрабатывался комментарий, в котором сохранялась структура авторского текста, отделенная от комментария. Последний принцип заложил традицию работы с текстами в последующее время. Известна также работа И.Р. с комментариями к "Государству" Платона. Работа И.Р.


"Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религиозными законами" включала также размышления о социальном строе общества и о политике. В области государственного строительства выступал за построение справедливого общества, против использования женщин в качестве рабынь, за равноправие женщин и их участие в государственных делах. Важное значение имело написание И.Р. на арабском языке сочинения


"Опровержение опровержения", в котором автор выступил с опровержением мистицизма и подверг критике оккультизм, проповедуемый в сочинениях мусульманского теолога Аль-Газали ("Опровержение философов"). Выступал против аскетизма и мистики, утверждая, что к совершенству ведет главным образом философское познание. В области медицины И.Р. был автором энциклопедического руководства в 7 частях "Книга общих принципов медицины", переведенного на латинский язык в Падуе в 1255.


Известен также астрологическими и астрономическими сочинениями. Взгляды И.Р. оказали большое влияние на развитие свободомыслия.

Е.Н. Вежновец

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИБН СИНА

Сообщение психологический словарь » Сб июн 13, 2009 10:47 am

ИБН СИНА (Авиценна) (980—1037) — таджикский врач и психолог. Создал естественнонаучное учение о душе, в котором, обобщив достижения арабо-язычной науки, объяснял характер зависимости психических процессов от устройства и деятельности мозга. Особое внимание уделил связи в онтогенезе между развитием психики и возрастным изменением организма.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 16, 2009 11:40 pm

ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ (965—1038) — ученый арабоязычного мира, врач и психолог, внесший ряд важных новых идей в разработку проблемы психофизиологии восприятия. К И.-а.-Х. восходит принципиально новое направление исследований психических сенсорных явлений, избегающее обращения к нематериальной душе. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта.


Тем самым психическое подчинялось естественной физической детерминации, которая определяет взаимосвязь явлений внешней природы, в частности, преломление лучей света и их отражение от других материальных тел. Объективный характер этой закономерности побуждал И.-а.-Х. отводить приоритетную роль внешним, физическим причинам, которые определяют дальнейшую деятельность человеческого ума. Она состоит в том, что к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т. д. И.-а.-Х. экспериментально изучил такие важные явления как бинокулярное зрение, смешение цветов, наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др., доказав, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз — перемещение зрительных осей. Соединение законов оптики с законами, по которым работает нервная система, объясняет работу глаза как органа, благодаря которому накапливается неисчерпаемое богатство психических образов, все великолепие красок и форм, придающих душе ее содержание. Эти новаторские взгляды И.-а.-Х. открыли новую эпоху в научном изучении психики. Они перешли от ученых Востока к ученым Западной Европы.

М.Г. Ярошевский

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИВАННИКОВ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 19, 2009 4:57 pm

ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (р. 1940) — российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992). Чл.-кор. РАО (1992), вице-президент Общества психологов РАН (с 1992 г.). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского фак-та (1966) и аспирантуру при МГУ (1969). Ученик А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Фейгенберга. В 1970 защитил канд. дис. на тему: "Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом". С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии фак-та психологии МГУ. В 1973—1983 гг. — зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии (с 1992), профессор кафедры психологии личности (с 1999). В 1989 г. защитил докт. дис. на тему "Психологический механизм волевой регуляции". Совмещал научно-организационную и преподавательскую работу в УРАО (проректор, 1996—2000; зав. кафедрой общей психологии, 1997—2000). И. — инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: "Социальная помощь детям и подросткам", "Дети Чернобыля", "Дети риска", которые стали важными составляющими президентской программы "Дети России" (с 1994 г.). Его работа в качестве ученого секретаря Координационного Совета по психологии МО РФ (с 1997 г.) способствовала появлению новых образовательных программ в рамках высшего психологического образования. Научно-исследовательская работа И. была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе "организм, субъект, личность — среда".


Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: "Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям", М., 1978; "Психологические механизмы волевой регуляции", М., 1991; и др. работах.

О.Г. Носкова, А.Н. Коновалов

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИВАНОВ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 23, 2009 9:01 am

ИВАНОВ Вилен Николаевич (р. 1934) - российский социолог, специалист в области методологии социологии, социологии образа жизни, пропаганды и этносоциологии.

Окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1965). Доктор философских наук (1976), профессор (1978), член-корреспондент РАН (1997), член бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН.

С 1974 - зав. отделом ИСИ, с 1977 - зам. директора, в 1983-1988 - директор, зав. сектором, руководитель Центра Института социологии РАН, с 1991 - зам. директора по науке ИСПИ.

И. уточнил предмет социологии как науки, изучающей социальные отношения, показал влияние социальных отношений на экономическую, политическую и духовную сферы общественной жизнедеятельности; обозначил область исследований политической социологии, раскрыл природу социальных конфликтов, в том числе в области межнациональных отношений, показал зависимость их от социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов; предложил систему мер и механизмов по оптимизации этнополитической ситуации в регионах РФ. И. - руководитель мониторингового Всероссийского исследования "Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в регионах РФ".

И. - автор более 270 научных работ, в том числе: "Актуальные проблемы социологических исследований" (1984); "Ученый и научный коллектив" (1986, ответственный редактор); "Социальные проблемы перестройки и социологическая наука" (1988, руководитель авторского коллектива); "Социология сегодня" (1989); "Социальная сфера: политическое и духовное развитие общества" (1991, ответственный редактор, соавтор); "Национально-государственное устройство и межнациональные отношения в Российской Федерации: состояние и перспективы" (1991, ответственный редактор, соавтор); "Политическая социология" (1992, соавтор); "Конфликты и конфликтология" (1994, соавтор); "Реформирование России: мифы и реальность" (1994, соавтор); "Россия накануне выборов" (1995, зам. ответственного редактора, соавтор);


"Россия: обретение будущего" (1997); "Россия: социальная ситуация и федеративные отношения (по материалам социологических исследований)" (1998); "Социальный менеждмент" (1998, соавтор) и др.

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ

Сообщение психологический словарь » Пт июн 26, 2009 6:33 am

ИВАНОВ-СМОЛЕНСКИЙ Анатолий Георгиевич (1895—1982) — российский психофизиолог, патофизиолог и психиатр. Д-р медицинских наук (1921), д. чл. АМН СССР (1950). Вице-президент АМН СССР (1950—1951). В 1951 г. основал "Журнал высшей нервной деятельности". Награжден премией им. И.П. Павлова (1942). Лауреат Государственной премии СССР (1950). Окончил Военно-медицинскую академию (1917), в 1918—1920 гг. служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском госпитале. В 1919—1927 гг. работал под руководством В.П. Осипова в психиатрической клинике Военно-медицинской академии. В 1921 г. защитил дис.: "


;Развитие учения о психастении и опыт экспериментально-психофизиологического исследования"; с того же времени работал в лаборатории И.П. Павлова. В 1924 г. основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей нервной деятельности в Педагогическом институте им. А.И. Герцена (Ленинград). В 1931—1945 гг. — зав. психиатрической клиникой при физиологической лаборатории И.П. Павлова во Всесоюзном ин-те экспериментальной медицины.


В период Великой Отечественной войны — консультант в эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде. С 1945 г. — зав. Московским отделением Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. С 1952 г. — директор Института высшей нервной деятельности АН СССР (основан в 1950 г.). Профессиональную научную деятельность начинал под руководством И.П. Павлова. Занимался изучением экспериментальных неврозов, типов высшей нервной деятельности, проводил сравнительные исследования аналитико-синтетической деятельности мозга собаки и человека, разработал методику изучения условных связей на речевом подкреплении (Методика исследования условных рефлексов у человека. 1928). Участвовал в философской дискуссии о естествознании ("Естествознание и наука о поведении". 1930). В то же время не оставлял психиатрическую тематику: в 1933 г. с предисловием Павлова вышла его книга "Основные проблемы патофизиологии высшей нервной деятельности человека.


Патофизиологическое введение в психиатрию". В 1942 г. получил премию им. И.П. Павлова за работу "Основные вопросы патофизиологии и терапии шизофрении", в которой предложил классификацию ступорозных состояний, форм бреда и речевых нарушений при шизофрении. Во время Второй мировой войны проводил терапевтические исследования по лечению контуженных продленным сном. В 1950 г. удостоен Государственной премии за книгу "Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности" (1949).


Во время объединенной сессии АН СССР и АМН СССР, посвященной учению И.П. Павлова (1950), занял активную антипсихологическую позицию. Итог своим исследованиям подвел в книге "Очерки нейро-динамической психиатрии", 1974.

И.Е. Сироткина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГЛИ

Сообщение психологический словарь » Вт июн 30, 2009 7:24 pm

ИГЛИ (Eagly) Элис (р. 1938) — американский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, женской психологии. Образование И. получила в Гарвардском ун-те (1960, бакалавр) и Мичиганском ун-те (1963, магистр; 1965, д-р философии). Известна своими исследованиями в двух областях: установки и половые различия в общественном поведении (гендерные исследования). Дипломная работа и аспирантские исследования были посвящены проблеме установок и когнитивной стороне убеждений. И. изучала понимание сообщений и компетенцию коммуникаторов, результаты опубликовала в книге "Readings in Attitude Change" (совм. с Himmelfarb. — Wiley, 1974) и в нескольких статьях в Jornal of Personality and Social Psychology (1974 и 1978 г.).


В более поздних работах попыталась объединить современные исследования проблемы установок в различных областях психологии ("The Psychology of Attitude", 1993). Интерес И. к проблеме половых различий вырос из исследования установок, в котором выяснялось, являются ли женщины более внушаемыми, чем мужчины. Кроме экспериментальных исследований И. с помощью количественных методов анализировала имеющиеся литературные данные о проявлении половых различий при оказании помощи, агрессивном поведении и лидерстве. Кроме того, она разработала теорию половых различий, которая придает первостепенное значение социальным ролям взрослых. В книге "Sex Differences in Social Behavior: A Social Role Interpretation" (1987) многие вопросы получают объяснение с теоретической точки зрения. Поскольку половые различия определяются тем, что люди думают по поводу различий между биологическими полами, И. исследовала гендерные стереотипы и выдвинула предположение о том, что естественно установившиеся различия мужских и женских социальных ролей являются причиной формирования гендерных стереотипов. Связи между этими стереотипами и различиями полов исследуются ею и в настоящее время.

Л.А. Карпенко

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГНОРИРОВАНИЯ СИНДРОМ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 04, 2009 1:10 pm

Игнорирования синдром — невнимание к сенсорной информации, поступающей из одной части пространства (чаще — левой), возникающее при поражении одного полушария мозга (чаще правого).


В обыденной жизни больные не замечают зрительных стимулов, поступающих из левой (правой) части зрительного поля, не слышат звуков, поступающих слева (справа), не чувствуют прикосновений к левой (правой) половине тела (или только к руке, ноге, туловищу, лицу). В зависимости от локализации поражения мозга И. с. может иметь либо тональный, либо парунальный характер. В первом случае И. с. распространяется на все виды информации, поступающей с одной стороны, во втором не осознается только зрительная, слуховая или тактильная информация. В отличие от односторонней пространственной агнозии, И. с. представляет собой нарушение внимания к раздражителям при принципиальной возможности их восприятия. И. с. связан с объемом внимания. Наиболее отчетливо он проявляется в ситуации двойной стимуляции (зрительной, слуховой, тактильной), когда сигналы одновременно предъявляются и справа, и слева. При односторонней стимуляции, со стороны игнорирования, больной адекватно реагирует на сигналы. Т. е., И. с. может компенсироваться за счет уменьшения объема информации и напряжения внимания, в отличие от односторонней пространственной агнозии. Левосторонний И. с. характерен для правшей и праворуких и встречается значительно чаще правостороннего. У левшей и леворуких испытуемых возможен и правосторонний, и левосторонний И. с., а также его атипичные формы. И. с. может проявляться в сочетании с анагнозией, когда невнимание к левосторонней (правосторонней) стимуляции сочетается с более глубоким неосознанием своих дефектов, снижением критики к своему состоянию. Предполагается, что И. с. является следствием не только односторонних полушарных поражений мозга (чаще правого), но и нарушения механизмов взаимодействия полушарий.

Е. Д. Хомская

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА

Сообщение психологический словарь » Сб июл 11, 2009 3:20 am

Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, И. направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта. И. называют также некоторые формы поведения животных.

И. изучается в психологии, философии, этнографии, культурологии, педагогике, теории спорта, военного дела, управления и в других науках, по-разному трактующих феномен И. Начало разработки теории И. связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта. Попытку систематического изучения детской И. предпринял в конце XIX в. К. Гроос, считавший, что биологический смысл И. — в предупражнении инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория "предупражнения"). Ф. Бойтендайк отмечал, что в основе И. лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения — к освобождению, слиянию, повторению; играют только с такими предметами (образами), которые сами играют с играющими. К. Бюлер считал И. деятельностью, совершаемой для получения "функционального удовольствия", В. Штерн — "зарей серьезного инстинкта", З. Фрейд — средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э.


Эриксон — средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних конфликтов, К. Коффка — проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании И. не служит целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни).

В отечественной психологии детская И. исследовалась М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Е.А. Аркиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой и др. М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность И. — ее процессуальность, вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой; содержание и целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его внутреннюю сущность. П.П. Блонский считал И. основным видом активности ребенка, в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни.

Проблему создания теории детской И. поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую И. как ведущий тип деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка И. возникает как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов. Центральный момент И. — мнимая ситуация: "то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в И. становится правилом поведения". Всякая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая И. с правилами содержит в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил к И. с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию И. Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка: он начинает действовать со значениями, а не с вещами, но действует с ними, как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения.

И. создает зону ближайшего развития, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. В И., писал С.Л.


Рубинштейн, совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по своему внутреннему содержанию: "В этом основная особенность игровой деятельности, и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть". Д.Б. Эльконин определяет И. как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

И. создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка.

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другому в соответствии с взятой на себя ролью. Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Вплоть до Фребеля педагогика игнорировала И. как воспитательное средство. В настоящее время разные формы И. — ролевые, инновационные, деловые, организационно-деятельностные и т. п. — используются в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации исследований и решения задач управления производством, экономическими и социальными процессами.

А.А.


Вербицкий, И.В. Дубровина

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА ДЕЛОВАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 15, 2009 12:28 pm

Игра деловая — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают И. д. учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Истоки И. д. прослеживаются вплоть до магических обрядов первобытных людей; ее непосредственным предшественником является военная игра, зародившаяся в XVII в. Первая управленческая игра ("организационно-производственное испытание") была разработана и проведена в СССР в 1932 г. Однако серьезного развития И. д. в тот период не получила и возродилась лишь в 1957 г. в


США, где и была проведена с использованием ЭВМ. В настоящее время И. д. получают широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная И. д. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер, развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком "контекстном" обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников И. д. обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания И. д.

А.А. Вербицкий

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА ДИДАКТИЧЕСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Пт июл 17, 2009 3:42 am

Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие И. д. составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. И. д. является одной из методических разновидностей обучения.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ

Сообщение психологический словарь » Ср июл 22, 2009 11:28 pm

Игра процессуальная [лат. processus — продвижение вперед] — разновидность игровой деятельности детей, характерная для раннего возраста. В И. п. ребенок овладевает значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с ними. И. п. с сюжетными игрушками является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Примером И. п. может служить игра с реалистическими игрушками, имеющими сходство с людьми, животными, предметами быта и орудиями труда. С их помощью ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых: укладывает игрушки спать, купает или кормит кукол, готовит им еду, делает постройки из кубиков, ездит на автомобиле. Этапы развития И. п.: 1) подражание отдельным игровым действиям взрослого в совместной с ним И., зарождение интереса к И.; 2) самостоятельные попытки воспроизведения действий взрослых, характеризующиеся логической непоследовательностью отображаемых событий, эпизодичностью, кратковременностью; 3) постепенное выстраивания цепочек логически вытекающих друг из друга действий; 4) усиление игровой мотивации, расширение диапазона используемых игрушек и сюжетов И., усложнение структуры игровых действий; 5) понимание смысла использования предметов-заместителей в совместной И. со взрослым; 6) самостоятельное использование предметов-заместителей; 7) творческая переработка совместного и индивидуального опыта жизни ребенка, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов-заместителей, появление оригинальных действий и замещений; 8) включение в И. речи в ее объясняющей и планирующей функциях; 9) появление элементов ролевого поведения в игре. В И. п. развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

Л.Н. Галигузова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА РЕЖИССЕРСКАЯ

Сообщение психологический словарь » Сб июл 25, 2009 6:36 am

Игра режиссерская — особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. И. р. способствует развитию речи, мышления, воображения.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

ИГРА С ПРАВИЛАМИ

Сообщение психологический словарь » Чт июл 30, 2009 12:41 pm

Игра с правилами — групповая или парная игра, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. Правила могут быть исторически сложившимися в детском сообществе и передаваемыми от старших к младшим или сформулированными в группе играющих детей для данной конкретной игры. Некоторые И. с правилами носят сюжетный характер ("кошки-мышки", "гуси-гуси", "ловитки" и т. д.), что подчеркивает их переходный характер от игры сюжетно-ролевой. Постепенно детские И. с п. перерастают в различные спортивные и интеллектуальные игры.

К.Н. Поливанова

психологический словарь
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4163
Зарегистрирован: Чт май 07, 2009 10:34 am

След.

Вернуться в Словарь

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Айрин1, Атех, cooler462, GoGo [Bot], Google [Bot], Joker, MNick2017, Prokrust, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]