Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Прошлое и будущее человечества, освоение внешнего и внутреннего космоса

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Буран » Чт май 02, 2019 12:36 pm

О формах мышления, когнитивных стилях и "совокупном социальном интеллекте".

В связи с неожиданными результатами эксперимета типирования по ФМ, давайте разберёмся с формами мышления по Гуленко, раз уж они имеют какое-то отношение к соционике (по крайней мере, к правости-левости).

Читаю описания из этой статьи, на которой всё основано.

В этой статье якобы базового БЛ куча логических косяков и ляпов, но моя задача - найти нечто конструктивное и работающее, поэтому я постараюсь не слишком зацикливаться на косяках.

Начнём с введения. Тут Гуленко сразу выдаёт себе индульгенцию на косяки:

Приведение строгого дедуктивного доказательства моей теории я не ставлю своей целью. Ниже я просто изложу полученные результаты.

ОК, дальше будут бездоказательные фантазии. Попытаемся извлечь из этих фантазий что-то толковое.

Гуленко почему-то забывает, что вся соционика изучает информационный метаболизм, то есть обработку информации, и пишет:

С точки зрения своей структуры, способ мышления, по моему мнению, наиболее удачно моделируется комбинацией трех биполярных шкал, а именно: статика/динамика, позитивизм/негативизм и эволюция/инволюция.

Во-первых, "структура способа мышления" - бессмысленное сочетание. Мышление само по себе может иметь структуру, но способ мышления относится не к структуре, а к классификации. Ладно, если убрать из фразы слово "структура", она становится более осмысленной. Но что значит "удачно моделируется"? Модели строят, чтобы отразить наиболее важные свойства объекта, отбросив второстепенные. Гуленко имеет в виду, что эти три дихотомии отражают самые важные свойства мышления?

Но как же остальные 12 дихотомий? Ведь они тоже описывают обработку информации, то есть мышление. Гуленко пишет:

Эмоциональная окраска, степень быстроты суждений, следование одной линии в изложении (то есть привычные логика/этика, экстра/интроверсия, рацио/иррациональность) при этом играют, конечно, свою специфическую роль. Но три полярности, которые объединяют соционические типы в ревизные группы, оказывают все же более заметное воздействие на совокупный социальный интеллект в том виде, в каком он сложился исторически.

Какой ещё совокупный социальный интеллект, что за бред? Гуленко обещал смоделировать способы мышления, а не совокупный социальный интеллект. Или он хочет сказать, что эти три дихотомии отражают именно те черты мышления, которые оказывают наибольшее влияние на "совокупный социальный интеллект", что бы ни значило это словосочетание?

Но, кроме этого, Гуленко пишет:

Если мои выводы справедливы, тогда информационная активность групп ревизии и есть то, что в когнитивной психологии именуется обычно стилями (или формами) мышления.

Но когнитивных стилей отнюдь не 4, а гораздо больше! В разных работах перечисляют разное количество когнитивных параметров, но их не меньше 5, что, если даже рассматривать дискретные типологии, даёт минимум 32 стиля. Ладно, допустим, Гуленко из множества когнитивных стилей выделяет лишь 4 и связывает их с соционикой.

Но как вообще связать 2 его утверждения?
1) Группы ревизии наиболее "удачно" моделируют особенности мышления, влияющие на совокупный социальный интеллект.
2) Группы ревизии, в отличие от других соционических малых групп, описывают 4 когнитивных стиля.

Не то, чтобы они противоречили друг другу - но утверждение об их связи тянет на маленькую сенсацию в когнитивной психологии. Никто из когнитивщиков не утверждал, что когнитивные стили влияют на "совокупный социальный интеллект". Если Гуленко сможет это обосновать, то он крут. Ах, да, он же не ставит своей целью что-либо доказывать...

На этом с введением закончим и будем читать дальше, не забывая о поиске в груде гуленковских фантазий всего, что связано с когнитивными стилями и "совокупным социальным интеллектом".
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Буран » Чт май 02, 2019 5:37 pm

Статики ориентируются на объекты, а динамики - на поля и процессы?

Продолжаем разбирать статью Гуленко о формах мышления. На очереди - полярность "статика/динамика".

Гуленко пишет:

В общем смысле эта полярность означает альтернативную ориентацию либо на место (пространство) — это будет полюс статики, либо на время — это полюс динамики.

"Альтернативная ориентация" - полный бред, поскольку каждый человек постоянно имеет дело и с пространством, и со временем, и не может обращаться только к одному, игнорируя другое. Но в данном случае нельзя даже говорить о преимущественной ориентации и расстановке приоритетов. Ведь всё, что нас окружает, существует и в пространстве, и во времени. Каждый объект имеет определёную локализацию в пространстве и во времени. Каждый процесс разворачивается во времени и связывает объекты в пространстве. Поэтому мы всегда имеем дело с пространством и временем в равной мере - невозможно ориентироваться на что-то больше.

Видимо, Гуленко просто неудачно выразился и имеет в виду под "пространством" и "временем" нечто совсем другое. Следующая фраза кое-что проясняет:

Наполнение пространства предметами характеризует поведение статиков так же, как динамиков — насыщение времени событиями.

Так вот в чём дело! Речь идёт вовсе не о пространстве и времени, а о предметах и событиях! Правда, слово "предмет" не очень удачно, поскольку ассоциируется с материальными предметами (или с предметом в логическом смысле - но это уж совсем не то, что нужно), а ведь речь может идти и, например, об идеях. Лучше назвать это "объектом". Слово "событие" совсем неудачно, поскольку событие - это дискретная точка в пространстве-времени, а динамики имеют дело с непрерывными процессами. Лучше сказать "процесс".

Преимущественная ориентация на объекты либо процессы - это уже содержательное определение статики/динамики. Но и оно не очень точное. С точки зрения соционической теории, статика - это преобладание статических функций над динамическими, а динамика - наоборот. Статические функции - дискретные, динамические - непрерывные. То есть это преобладание дискретного либо непрерывного мышления. Иначе говоря, под объектами подразумеваются только дискретные, отдельные объекты. Непрерывное поле, среда - это уже не объект. Поля рассматривают динамики. Аналогично, процессы рассматриваются по динамическим функциям только тогда, когда они непрерывны. Дискретное событие возникновения либо исчезновения объекта относится к статическим функциям.


Таким образом, статики рассматривают в первую очередь:
- объекты;
- события возникновения и исчезновения объектов.

Динамики рассматривают в первую очередь:
- поле, среду;
- непрерывные процессы.

Это с точки зрения теории. Что касается практики, подход Гуленко к статике-динамике, видимо, оказался неудачным - запутал он сам себя с этим "пространством" и "временем". Эксперимент типирования по формам мышления показал, что ФМ, определяемые типировщиками, никакого отношения к реальной статике/динамике не имеют. Думаю, если бы Гуленко мыслил в терминах дискретных объектов и непрерывных полей/процессов, тогда и с определением ФМ у него бы было меньше путаницы.

P.S. Гуленко допустил ещё одну логическую ошибку (это к вопросу о его "базовой БЛ"): перепутал ориентацию и зависимость. Он пишет:

Дело в том, что статики больше зависят от места, чем от времени, динамики же — наоборот.

И тут же:

Статики не терпят вокруг себя пустого пространства — тут же заполняют его имеющимися под рукой вещами. Динамики не выносят пустого времени — скуки, безвременья, длительного пребывания в одном и том же состоянии.

Но как можно зависеть от пустого пространства? В нём же нет предметов, от которых статик может зависеть. Наоборот, он не зависит от предметов, а управляет ими, наполняет пространство ими. Аналогично и динамик не зависит от процессов, а управляет ими, наполняет ими своё свободное время. И ориентация - понятие не пассивное, а активное, она определяет цели человека и его деятельность по преобразованию окружающего мира.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Гена » Чт май 02, 2019 6:45 pm

Parf писал(а):Статики ориентируются на объекты, а динамики - на поля и процессы?

Если почитать Аушру, наоборот. Только она называет динамику экстраверсией, статику - интроверсией (в частности, в работе "Социон").
По моему опыту, статик выделяет конфигурацию, динамик - тенденцию. Конфигурация предполагает множество объектов, связанных совокупностью отношений, динамика - один объект (над фоном), совершающий эволюции.
Аватара пользователя
Гена
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 10885
Зарегистрирован: Ср дек 13, 2006 12:18 am
Откуда: Из мультфильма
Медали: 5
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Nafeyhoa » Чт май 02, 2019 6:55 pm

Я забила вычислять свой тип мышления, мне подходит местами всё кроме голографического.
Аватара пользователя
Nafeyhoa
Dark side
Dark side
 
Сообщения: 18998
Зарегистрирован: Вт апр 30, 2013 11:59 pm
Откуда: Дно Кихота
Медали: 7

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Буран » Чт май 02, 2019 7:16 pm

Гена писал(а):
Parf писал(а):Статики ориентируются на объекты, а динамики - на поля и процессы?

Если почитать Аушру, наоборот. Только она называет динамику экстраверсией, статику - интроверсией (в частности, в работе "Социон").
По моему опыту, статик выделяет конфигурацию, динамик - тенденцию. Конфигурация предполагает множество объектов, связанных совокупностью отношений, динамика - один объект (над фоном), совершающий эволюции.


Так Аушра правильно определила. Интроверты выделяют конфигурации, а экстраверты - отдельные объекты или процессы.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Araucaria » Чт май 02, 2019 7:17 pm

"Аналогично и динамик не зависит от процессов, а управляет ими, наполняет ими своё свободное время."

Интересно, как выглядит время, не наполненное процессами. Всё равно же какие-то фоновые процессы там будут. А фоновые процессы это вроде и есть БИ.
Слышишь, как стучат их копыта, словно дождь в конце алфавита?
Аватара пользователя
Araucaria
Бывалый
Бывалый
 
Сообщения: 2958
Зарегистрирован: Ср июл 06, 2016 2:21 am
Медали: 5
Тип по психе-йоге: Эпикур (ФЛЭВ)
Темперамент: Меланхолик

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Буран » Чт май 02, 2019 7:43 pm

Araucaria писал(а):
"Аналогично и динамик не зависит от процессов, а управляет ими, наполняет ими своё свободное время."

Интересно, как выглядит время, не наполненное процессами. Всё равно же какие-то фоновые процессы там будут. А фоновые процессы это вроде и есть БИ.


Конечно, у каждого человека есть и статические, и динамические функции. Вопрос в том, на что он ориентируется в большей степени.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Когнитивная соционика: черновые наброски

Сообщение Гена » Чт май 02, 2019 8:24 pm

Parf писал(а):Так Аушра правильно определила. Интроверты выделяют конфигурации, а экстраверты - отдельные объекты или процессы.

Неправильно. Она Юнгу поверила, а Юнг напутал - у него вообще беда со структурной логикой. В итоге у Аушры статическое/динамическое склеилось с интро/экстра, тогда как по более поздней ее модели это независимые признаки Рейнина.
Кстати, я на днях Юнговский противоречивый конгломерат переосмыслил. Еще кое-какие детали выясню - и изложу (в книжку).
Про P|J вот новости обнаружились:
Изображение
Разумеется, такое не во всех источниках, а только в Кейрсианских. Притом, что именно Кейрси утверждал, что нет у Майерс-Бригс никакой шкалы, отличной от Юнговской нальности. Но у Майерс-Бригс и их "верных" последователей в типированиях шкала P|J определенно коррелирует с соционической нальностью. В частности, здесь.
Изображение
Так что не исключено, что Аушра умолчала, что ознакомлена с тестом Майерс-Бригс, и опиралась на него. Но не знала "теории". В итоге и по ошибке отождествила P|J с Юнговской нальностью.
Аватара пользователя
Гена
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 10885
Зарегистрирован: Ср дек 13, 2006 12:18 am
Откуда: Из мультфильма
Медали: 5
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Буран » Пт май 03, 2019 3:09 pm

Ещё раз об уровнях и качествах психики: сколько их всего?

Продолжаем разбирать по косточкам статью Гуленко. Он рассматривает 3 дихотомии на 4 уровнях: интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом. Что это вообще за уровни и откуда Гуленко их взял?

Действительно, в психологии принято деление психики на уровни. Каждый следующий уровень основывается на предыдущем, но обладает большей свободой и изменивостью и способен в некоторой степени управлять предыдущим уровнем. Обычно, выделяют такие уровни:
1) Физиологический - органы тела и их функции.
2) Психофизиологический - врождённые психические свойства, зависящие от физиологии (прежде всего, это тип нервной системы, темперамент и баланс гормонов)
3) Уровень характера - его называют по-разному, и он определяет свойства психики, которые можно тренировать и развивать в течение жизни.
4) Уровень личности - определяет мотивацию и цели человека.
5) Уровень индивидуальности - определяет уникальность человека, его самосознание и мировоззрение.

Третий уровень - самый разнообразный по своей структуре. Его психология, и соционика в том числе, изучает в первую очередь. Его называют по-разному и выделяют в нём разные качества:
- когнитивные стили - способы обработки информации;
- способности - уровень развитости психических функций;
- поведение - реакция человека на воздействия внешней среды;
- характерные эмоциональные состояния;
- акцентуации - ярко выраженные свойства характера;
и т.д.

У Гуленко же какая-то собственная терминология, которая никак не сопоставляется с общепринятой в психологии. То, что он называет "уровнями" - это вовсе не уровни, за исключением физического, а качества. Названия "уровней" у него тоже какие-то странные. Но попробуем понять по описаниям, что именно он имеет в виду.

А) То, что Гуленко называет "интеллектуальным уровнем" - это, судя по всему, когнитивный стиль.
Б) "Социальный уровень" - это, по описанию, поведение.
В) "Психологический уровень" - какая-то сборная солянка. Тут Гуленко пишет и про поведение, и про эмоциональные состояния, и даже про темперамент. Судя по всему этот "уровень" - свалка, куда Гуленко сбрасывает всё, что не смог рассортировать по другим "уровням".
Г) "Физический уровень" - в основном, это психофизиологический уровень, плюс какие-то сомнительные физические метафоры и ассоциации.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Буран » Сб май 04, 2019 12:41 pm

Анализ - это логика, а синтез - интуиция.

Продолжаем песочить Гуленко. На очереди - расмотрение тальности на "интеллектуальном уровне", то есть различия статиков и динамиков с точки зрения когнитивных стилей.

Гуленко начинает с шедеврального рассуждения:

Анализ, как его трактуют в большинстве источников, — это разделение целого на фрагменты, четко отграниченные друг от друга. Смысл аналитической деятельности в прокладывании границ. Синтез же сродни ассоциативности, под которой понимают сочетательность, т. е. объединение двух или нескольких понятий нечеткой, но быстрой связью, когда одно из них, появившись, тотчас вызывает в сознании другие. В результате образуется целостный синтетический образ со стертыми внутренними границами.

Не знаю, где он взял своё "большинство источников", но в логике анализ - это выделение свойств объекта и определение взаимосвязи между свойствами. Про "прокладывание границ" никто не пишет, это фантазии Гуленко. С точки зрения соционики, анализ относится к функции логики - как БЛ, так и ЧЛ. Причём БЛ, действительно, занимается сравнением объектов и определением границ между ними. ЧЛ же, наоборот, устанавливает взаимодействия и причинно-следственные связи между объектами, то есть соединяет их.

Синтез Гуленко в целом определяет правильно - только не говорит. что это типичная функция интуиции - как ЧИ, так и БИ. И никакой "целостный синтетический образ" в итоге не образуется, поскольку ассоциативные связи - непостоянные. Они так же легко разрушаются, как и появляются. Интуицию можно использовать как вспомогательный инструмент для формирования целостного образа, но сам образ - это уже ЧЭ и БЭ. При этом целостный образ, хотя и имеет стёртые внутренние границы, при этом вполне может быть чётко отделён от другого целостного образа. Например, БЭ строго разграничивает добро и зло.

Таким образом, Гуленко путает между собой сразу 3 классификации:
1) Разделение анализа и синтеза, то есть логики и интуиции.
2) Устойчивые связи, которые устанавливают рациональные функции, и ассоциации - за них отвечают иррациональные функции.
3) Нечёткое, континуальное мышление, не устанавливающее границ, и дискретного, разграничивающего мышления. В этом случае речь действительно идёт о динамических либо статических функциях.

Почему Гуленко их путает? Да потому, что дальше он приводит примеры исключительно на БЛ и ЧИ. А в случае БЛ и ЧИ первые две классификации, действительно, приводят к одному и тому же результату. Вот только ЧИ у него почему-то оказалась динамической функцией, хотя все приведённые им примеры содержат чётко разграниченные объекты. Наверно, Гуленко и впрямь альфийский интуит - только не ЛИИ, а ИЛЭ.

Последний вопрос: если за анализ отвечает логика, а за синтез - интуиция, что тогда с этикой и сенсорикой? Дело в том, что анализ и синтез - способы мышления, характерные для обработки абстрактной информации, дифференцированной на общее и частное. Анализ выделяет частное, а синтез обобщает. А этика и сенсорика - не абстрактные, а конкретные функции, поэтому этическое и сенсорное мышление - не аналическое и не синтетическое.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Буран » Сб май 04, 2019 1:48 pm

Я решил, что не буду рассматривать то, что Гуленко называет "социальным уровнем", "психологическим уровнем" и "физическим уровнем". Меня интересуют только когнитивные стили - то есть так называемый "интеллектуальный уровень". И формы мышления по Гуленко я буду рассматривать исключительно с точки зрения когнитивных стилей.

Но, хотя я и не рассматриваю все разделы в статье Гуленко, не могу не отметить, что в пропущенных мною разделах не меньше логических противоречий, ошибок, путаницы и бездоказательных фантазий, чем в рассмотренных. У этого "базового белого логика" косяки можно найти в каждом абзаце.
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Гена » Сб май 04, 2019 2:09 pm

Parf писал(а):Но, хотя я и не рассматриваю все разделы в статье Гуленко, не могу не отметить, что в пропущенных мною разделах не меньше логических противоречий, ошибок, путаницы и бездоказательных фантазий, чем в рассмотренных.
+1. "Не читал, но осуждаю".
У этого "базового белого логика" косяки можно найти в каждом абзаце.

Все потому что именно у нас, донов, БЛ - доминирующая функция по Юнгу.
Не то что ЧИ. Вот попробуй представить мысленно многомерное дерево - фиг получится. А робовское безоглядное воображение в этим как-то справляется.
Такое откровение пришло мне о Юнге, после того, как я его почитал в не замусоленных местах.
Аватара пользователя
Гена
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 10885
Зарегистрирован: Ср дек 13, 2006 12:18 am
Откуда: Из мультфильма
Медали: 5
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Eva_forever » Сб май 04, 2019 2:24 pm

Да, Доны гении.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне...
Аватара пользователя
Eva_forever
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 8226
Зарегистрирован: Пт сен 08, 2017 5:03 pm
Медали: 3
Пол: Женский
Соционический тип: Дон Кихот
Темперамент: Сангвиник
Профессия: Твоё отражение

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Гена » Сб май 04, 2019 2:39 pm

Добил итоговый список самого Кеерси. Такая картина:
Нет лидирующей корреляции для его P|J.

По отдельным типам корреляции такие:

Онтопик.
Списки Гуленко 1990 г. и текущая версия в аналогичной сверке, можно видеть динамику.
Группа ПР
Изображение
Изображение

Типы
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Гена
Гуру
Гуру
 
Сообщения: 10885
Зарегистрирован: Ср дек 13, 2006 12:18 am
Откуда: Из мультфильма
Медали: 5
Пол: Мужской
Соционический тип: Дон Кихот

Формы мышления: открытия и глюки Гуленко

Сообщение Буран » Вс май 05, 2019 11:34 am

Оптимизм/пессимизм складывается из позитивизма/негативизма и преувеличения/преуменьшения негативных факторов?

Переходим к следующей полярности - знакости (позитивизму/негативизму). И вот тут я хочу похвалить Гуленко: в целом, он определил знакость почти правильно.

Под позитивизмом как таковым я буду понимать тенденцию максимизировать положительное, а под негативизмом — минимизировать отрицательное. Позитивисты улавливают в первую очередь положительную сторону любого явления и часто закрывают глаза на негатив. Негативисты не пропустят проблем, преуменьшая одновременно позитивные стороны ситуации, которая их заинтересовала.


Правда, здесь Гуленко определяет позитивизм/негативизм исключительно с точки зрения эмоциональной притягательности/отталкивания. Позитивист обращает внимание на притягательное и стремится его максимизировать. Негативист в первую очередь замечает отталкивающее и старается его минимизировать. Чуть позже обсудим, что это значит с когнитивной точки зрения.

А сейчас обратим внимание на последнюю фразу: "преуменьшая одновременно позитивные стороны ситуации..." - но это же совсем другое свойство характера! Одно дело - видеть в первую очередь позитивное либо негативное, обращать внимание на одно, не замечая другого. Совсем другое дело - преувеличивать либо преуменьшать роль того или другого.

Посмотрим статистику опросников Таланова по позитивизму/негативизму. Там интересен только первый кластер, который Таланов называет "оптимизмом/пессимизм" (всё остальное - заморочки с полушариями мозга). Но, если мы посмотрим внимательно на вопросы этого кластера, то увидим, что там рассматривается не оптимизм/пессимизм в целом, а именно способность видеть в первую очередь позитивные либо негативные стороны ситуации. Исключение - вопрос 17: "говорят, что я плохо чувствую опасности и часто их недооцениваю". Тут слово "недооцениваю" относится не к направленности внимания на негатив, а именно к его преуменьшению. Но и здесь в первую очередь говорится о направленности внимания - оно просто не замечает опасностей.

Таким образом, Гуленко здесь более точен в определении, чем Таланов (если опираться именно на статистику Таланова): позитивизм - это, в первую очередь, именно направленность внимания на позитивные стороны, а негативизм - на негативные. Хотя Гуленко, как и Таланов, путает это с преувеличением/преуменьшением.

Оптимизм складывается из двух разных факторов: направленности внимания на позитивные стороны и преувеличениях из значимости относительно негативных. Пессимизм - соответственно, из направленности внимания на негатив и преувеличения его значимости по сравнению с позитивом.

Например, я у любого явления хорошо вижу негативные стороны и проблемы, причём вижу их во множестве (ЧИ этому способствует). А вот позитивные возможности замечаю реже. Но при этом я считаю все проблемы разрешимыми, а позитивные возможности - реализуемыми. То есть я, скорее, оптимист, хотя соционически - негативист.

Соционический позитивизм/негативизм - это только первый фактор оптимизма/пессимизма: направленность внимания на плюс либо на минус. Хотя соционический ли он? Над этим стоит подумать...
Аватара пользователя
Буран
КБ 'Грядущее'
КБ 'Грядущее'
 
Сообщения: 33333
Зарегистрирован: Чт сен 03, 2015 5:29 pm
Медали: 15
Пол: Мужской
Тип по психе-йоге: Лао-цзы (ЛВФЭ)
Профессия: проповедник неокосмизма

След.

  • { SIMILAR_TOPICS }
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Неокосмизм

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: GoGo [Bot], Google [Bot], Google Search Appliance, Neo, vadimr, Yandex 3.0 [Bot], Yandex [Bot]