Вся классификация аспектов в одном файле.
Деления:
1. Индивидуальные/коллективные
Индивидуальные ( ): единичные явления, перечисление, свойства единичных явлений, существование чего-либо.
Коллективные ( ): сравнение, сопоставление, переход от одного к другому, общее свойство для множества явлений, сравнение состояний в разные моменты времени.
2. Разделённые/слитные
Разделённые ( ): чётко разграниченные явления, смысл которых не зависит от контекста, однозначно определённые свойства в абсолютной шкале, совокупность отдельных блоков информации.
Слитные ( ): плавный переход между явлениями, смысл зависит от контекста, неоднозначно трактуемые свойства в относительной шкале, непрерывное движение.
3. Независимые явления/зависимости
Независимые явления ( ): независимые, самодостаточные явления, которые не требуют для своего описания других явлений.
Зависимости ( ): зависимость явлений друг от друга, при которой одно явление определяется вторым, второе - третьим, и т.д.
4. Явные/неявные
Явные: ( , , , ): явные, однозначно трактуемые описания в определённой знаковой системе с использованием стандартных многократно тиражируемых описательных средств.
Неявные ( , , , ): неявная, читаемая "между строк" информация, к которой отсылают некие символы; уникальная информация, которую невозможно описать стандартными средствами.
5. Отвлечённые/вовлечённые
Отвлечённые ( , , , ): абстрактная информация, организованная иерархически, передающая явление экономно, без лишних деталей.
Вовлечённые ( , , , ): конкретная информация, при передаче которой количество необходимой энергии не менее чем пропорционально количеству передаваемой информации - зато устойчивая в шумам и потере информации.
Малые группы:
1. - - - : самостоятельные сущности - среда - влияния - правила
Самостоятельные сущности, существование ( ) - отдельные самодостаточные явления и их существование.
Среда, окружение ( ) - окружение, свойства которого плавно меняются, близкие явления, непрерывное фазовое пространство,
Влияния, открытые системы ( ) - открытая система, взаимодействующая с внешним миром; влияние среды на систему и системы на среду,
Правила, импликации ( ) - множества объектов, построенные по определённым правилам, импликации типа "предпосылка-вывод", классификации.
2. - - - : материальное отражение - формальные модели - интерпретируемые ассоциации - вовлечённые оценки
Материальное отражение явлений ( ) - материальное подобие, повторение объектов путём создания в некотором роде их копии.
Формальные модели ( ) - абстрактная формальная система, изоморфная реальной системе и описывающая её существенные свойства.
Интерпретируемые ассоциации, неявные идеи ( ) - символические ассоциации, которые могут вызывать у воспринимающего их различные идеи разной глубины и абстрактности.
Вовлечённые оценки ( ) - многосторонние оценки сложной системы, вовлекающие в себя всевозможные связи с другими системами и интерпретируемые сразу множеством способов.
-------------------------------------------------------------------------
Аспекты:
- материальное отражение, существование, самостоятельная сущность.
Таким образом, ЧС - это материальное отражение предмета, указывающее на его существование. Иначе говоря, это указание на предмет: вот он есть. Все остенсивные определения - это определения по ЧС. Также это ассоциация нескольких предметов друг с другом, сохраняющая их разделённость. Иначе говоря, ЧС указывает на соединение предметов и границу между ними. Граница может быть как снаружи: предметы соседствуют друг с другом - так и изнутри: один предмет вложен в другой.
Аспект ЧС указывает на:
- наличие объекта: "у Яши есть мозг";
- его существование в данном месте пространства: "а вот и Яша стоит!";
- границы объекта: "Яша развалился в кресле, больше никто не поместится";
- один объект, как часть другого: "вот попа Яши, развалившегося в кресле, а вот из-под него торчит хвост придавленного кота".
- материальное отражение, среда, окружение.
Таким образом, БС - это материальное отражение среды. Для любой материальной точки отсчета БС определяет её непрерывное окружение, свойства которого плавно меняются от точки к точке. Это может быть как окружение в физическом пространстве, так и в фазовом пространстве свойств. Описание среды - это описание того, как эти свойства меняются при переходе от точки к точке. Аспект БС может описывать как среду в данный момент времени, так и непрерывное изменение среды во времени.
То есть аспект БС описывает:
- контрастность, оттенки цветов, звуков и других чувственно материальных явлений: "фингал расплылся по лицу Васисуалия, как колокольный звон разносится над городским шумом";
- внешнюю красоту, гармоничность: "на лице Васисуалия выделялся непропорционально мясистый нос - это вам не аккуратный изящный носик Василисы";
- взаимное расположение объектов в пространстве и их относительные размеры: "оттопыренные уши Васисуалия нависали над его узкими плечами";
- изменение материальных чувственно воспринимаемых свойств объектов с течением времени: "голова Васисуалия откинулась на подушку, и мощный храп разнёсся по комнате".
- абстрактная ассоциация, самостоятельная сущность. Иначе говоря, констатация существования чего-то не видимого явно, но проявляющегося через ассоциации. В философии этот аспект близок к платоновскому понятию "эйдоса" (к сожалению, в современной психологии слово "эйдетический" имеет совершенно другой смысл) или аристотелевской "формы".
Таким образом, ЧИ описывает:
- потенциальную возможность: "Если Иннокентия отправить на Марс, он и там будет рубиться в доту";
- неявную, "внутреннюю" сущность явления: "На словах Иннокентий - Лев Толстой, а на деле он писатель довольно простой";
- способность, умение: "А ещё Иннокентий может крестиком вышивать";
- ассоциативную связь (не онтологическую, а гносеологическую) между явлениями: "Иннокентий - он как мухомор, выглядит привлекательно, но от него свихнуться можно".
- абстрактная ассоциация, среда, окружение. Иначе говоря, если БС описывает окружающую среду непосредственно, как она воспринимается органами чувств, то БИ говорит про неявный фон, про то, что "между строк", присутствует незримо. В отличие от ЧИ, БИ описывает не существование чего-то неявного самого по себе, а его важность-второстепенность, динамику или сравнение с другими неявными объектами.
Таким образом, БИ описывает:
- тенденцию развития чего-либо: "Жизнь Пантелеймона после женитьбы на Патрикее неумолимо катилась под откос";
- важность, первостепенность и второстепенность: "Проблема не в глупости Пантелеймона - он наоборот чересчур умён для нашего мира";
- ограниченность некоторой идеи: "Когда Пантелеймон говорит, что жизнь - это финик, он ведь только свою жизнь имеет в виду";
- повторяемость и уникальность процессов: "Сколько Пантелеймона ни корми, а он всё равно смотрит в холодильник каждый день с надеждой";
- уместность и неуместность, гармоничность: "Пантелеймон ляпнул невпопад про финики, а ведь мы уже вышли из магазина".
- формальная модель, влияния. Иначе говоря, это влияние одних объектов на другие, их взаимодействие, описанное формализованно, абстрактно. В отличие от БС, ЧЛ-взаимодействие объектов схематизирует их, превращая в детали технологического процесса.
Таким образом, ЧЛ описывает:
- набор взаимосвязанных операций, выполняющихся в определённом порядке для достижения цели: "Элеонора оделась, обулась, причесалась, накрасилась и пошла на площадку выбрасывать мусор";
- инструкции по действиям в некой стандартной ситуации: "Если хочешь натяжной потолок, как у Элеоноры, возьми потолок и натяни его на потолок";
- предназначение объектов: "Эта туфелька у Элеоноры служит пресс-папье";
- безличные процессы (не обязательно целесообразные), взятые "крупным планом", без детализации: "В понедельник шёл снег, во вторник - дождь, а в среду было солнечно и Элеонора простудилась".
- формальная модель, правила. Иначе говоря, это правила, которые формально, в явном виде описывают абстрактную модель. Информация по БЛ всегда описывает не одно явление, а формальные соотношения явлений и множества, определяемые этими соотношениями. Логический вывод "если... то", характерный для БЛ - это тоже соотношение между множествами: если свойства объекта относят его к первому множеству, то и ко второму тоже относят, то есть второе множество является подмножеством первого.
Таким образом, БЛ описывает:
- разбиение явлений на классы по их свойствам: "Деревяшка Спиридон умеет плавать, но не умеет нырять, в отличие от булыжника Яши, который умеет нырять, но не плавать";
- логический вывод о свойствах явлений: "Если бы у Спиридона были деньги, он купил бы огромный вишнёвый торт, но денег у него нет, поэтому придётся поголодать";
- связь между свойствами явлений: "Чем больше будет прыгать Спиридон на одной ноге, чтобы согреться, тем больше провалится нога его в трясину";
- определение класса явлений перечислением его свойств: "Виды спорта, которыми любит заниматься Спиридон - безопасные, недорогие, простые, зрелищные и несуществующие в природе"
- вовлечённая оценка, влияния. Это символическая оценка отдельных конкретных явлений. Информация по ЧЭ связывается с явлением, вовлекая приёмник информации в неограниченную череду интерпретаций, которая в итоге формирует устойчивый образ явления.
Таким образом, ЧЭ описывает:
- эмоциональное отношение к явлению: "Терпеть не могу, когда Корнелия величает меня Аристархом Аполлоновичем";
- яркие эпитеты и метафоры, характеризующие что-либо: "А Корнелия - прям прекрасное наливное яблочко";
- описание атмосферы, связанной с событием: "Тяжёлые капли апокалиптического дождя с безнадёжной монотонностью мрачно барабанили по зонтику Корнелии";
- приближённую качественную оценку взаимен количественной: "Голосок у Корнелии тонюууусенький".
- вовлечённая оценка, правила. Информация по БЭ связывается с явлением, формируя его устойчивый эмоциональный образ. Но, в отличие от ЧЭ, БЭ описывает не единичное явление, а множество явлений, сравнивая их между собой и определяя устойчивые соответствия между ними. Слово "ценности" - причём, ценности, тяготеющие ко всеобщности - лучше всего характеризует информацию по БЭ.
Таким образом, БЭ описывает:
- общую систему ценностей: "Клементина, как ты можешь не доедать яблочные огрызки, увеличивая тем самым энтропию Вселенной!"
- сопоставление явления с образцом, не имеющее точных характеристик: "Клементина была истинной дочерью мясника, и свиные конечности рубила не менее изысканно, чем он";
- описание роли, которую явление играет более или менее хорошо: "Спящая Клементина - не лучшее лежбище для котов, но другие варианты нравились Барсику ещё меньше";
- внутреннее эмоциональное состояние, связанное с общим кругом явлений: "Тошно на душе мне становится, душенька моя Клементина, как подумаю о планетах, не имеющих атмосферы".