Руслан Еслюк » Вт ноя 17, 2009 11:35 pm
В другой теме я уже писал о Пушкине, здесь процитирую тот фрагмент. Также хочу заметить, что вряд ли "только расхожее мнение" о всяких гулянках и прочем. Приводится много исторических фактов. Далее цитата моего сообщения в другой теме:
"Надежда, спасибо за ссылку. С большим удовольствием я прочитал дисскуссию о типе Пушкина.
Да, полностью согласен с этим Вашим высказыванием: "Пушкин явно не был "склонным к депрессии", а вот циклотимик был выраженный, с периодами творческого подъёма и спада, творческий подъём у него бывал и радостным, и печальным по общему настроению (в последние годы так и вовсе связанным с трагическими переживаниями), к тому же выраженно "сезонным" (знаменитая болдинская осень, вообще повышение работоспособности в первые осенние месяцы). По темпераменту - явно холерик (но не исключая сангвинических черт), по ТИМу - очень спорный вопрос, в любом случае экстравертный этик, возможные варианты: СЭЭ, ИЭЭ, ЭИЭ".
Постарался вспомнить всё, что я раньше читал о Пушкине. Профессиональная статья целого коллектива авторов в книге академиков Российской Академии (РАЕН) Г.П.Колупаева, В.М.Клюжева,Н.Д.Лакосина, Г.П.Журавлёва "Экспедиция в гениальность" (М.: "Новь", 1999. - 431 с.). Авторы подробно исследовали род Пушкина на предмет характерологических особенностей, подробно изучили его личность.
Судя по этим описания, возможен Гамлет, однако и два других типа - СЭЭ и ИЭЭ, также нельзя сбрасывать со счетов, на мой взгляд. Скажем, в пользу СЭЭ говорит следующее: "...не следует исключать ещё и такой возможный психопатологический элемент, как аффективно-эпилептический компонент в психике Пушкина. Он-то и даёт исключительную аффективную вспыльчивость и агрессивность, ревность и чрезвычайно резкие смены настроения в максимально короткие промежутки времени. Это тем более необходимо подчеркнуть, если вспомнить необузданную аффект-эпилептическую психику африкансих предков великого таланта по линии матери" (стр. 248).
Как известно, в соционике эпилептическая акцентуация соотносима с СЭЭ.
"Те же черты необузданности, приступов возбуждения наблюдаются в период изгнания в Кишинёве и Одессе. Бартенев, описывая будни поэта в Кишинёве, сообщал, что у Пушкина отмечаются частые вспышки неудержимого гнева, которые находили на него по поводу ничтожнейших случаев жизни. Резко обозначалось противоречие между его повседневной жизнью и художественным служением; в нём были два Пушкина: Пушкин-человек, Пушкин-поэт. Начальник его в Кишинёвеполучал бесконечное число жалоб на "шалости и проказы" поэта; драки, дуэли, бесчисленные похождения становились темой постоянных толков" (стр. 239).
"Естественно, повышенная возбудимость аффектов, быстро достигающих значительной интенсивности, лишала психику Пушкина той цельности, гармоничности, которую приписывает ему В.Ф.Чиж. Многих из его современников поражалов в нём какое-то раздвоение вследствие сочетания в его личности противоположных психических особенностей. На это раздвоение указывал П.И.Бартенев, который после описания многих факторов, характеризующих Пушкина как заносчивого, самолюбивого, взбалмошного кутилу, отмечает противоречие между его повседневной жизнью и художественным дарованием..." (стр. 226).
В статье российских академиков содержатся и более жёсткие этически описания, которые я не хочу здесь цитировать, поскольку у каждого есть свои слабости, а Пушкин, несмотря на его слабости, был великим поэтом и гуманистом.
Писатель Ирина Бродская написала книгу "Молитва о Пушкине", изданную в 2006-м году в Москве, в издательстве Общедоступного Православного университета, основанного протоиереем Александром Менем. В рассказе "Молитва о Пушкине", на мой взгляд, она этически тонко расставляет акценты оценки и тёмного и светлого в личности великого поэта, показывает как через веру, крепшую в душе Пушкина, приходило просветление, очищение души. И тем не менее...
Думаю, отец Александр Мень, когда писал о том, что к концу жизни Пушкин стал более стабилен психологически, в определённой степени идеализирует личность любимого поэта. Авторы книги "Экспедиция в гениальность" акцентируют внимание на нарастании в жизни Пушкина силы и размера имеющихся акцентуаций, нарастании психологического дисбаланса, который, в конечном итоге и привёл к трагической развязке на дуэли. В общем-то, такая оценка совпадает с той, которую даёт Владимир Соловьёв в статье"Судьба Пушкина".
Внутренние конфликты привели к серьёзному расстройству психики великого поэта, тем не менее, или вопреки этому, его стихи останутся в памяти человечества, как его стремление к вершинам духа, стремление к свету, к вере, к Богу, как тот свет, который излучала его душа (особенно стихотворение "Пророк")".
Конец цитаты моего сообщения. Ещё цитата из книги "Экспедиция в гениальность", которая добавляет веса концепции СЭЭ ("Цезарь" - Пришёл, увидел, победил!): "Любовь Пушкина в большинстве случаев носит чувственный характер, нарастая в своём напряжении от внешних задержек осуществления конечной цели - обладания любимой женщиной. По словам А.А.Губера, когда ему не удавалось удержать нарождающееся чувство в должных границах, когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала как тяжёлая болезнь, сопровождаемая бурными пароксизмами. Ему нужно было физическое обладание, и он готов был сойти с ума, когда женщина оставалась недоступной" (стр. 242).